НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
М.: Сфера, 2002
Честно признаюсь, я озадачен. С одной стороны,
как говаривал некогда великий вождь, «очень
своевременная книга». Значит, нужно
рецензировать. С другой стороны, кхм... м-да. Как
рецензировать сборник нормативно-правовых
документов? Разбирать их содержание? Так ведь без
специального юриста не разберешься. Критиковать
подборку? Похоже, не подкопаешься, нашел все, что
имеет смысл. Делать «выжимку»? Так мы уж делали, и
не раз (помните Краткий юридический справочник
«Школьного психолога»?)
Ну ладно, делать нечего, место на странице
отведено, придется его занять какими-нибудь
словами, имеющими отношение к разбираемому
предмету.
Подборка документов действительно хорошая. Ее
качество гарантируется авторитетом составителя
— это хорошо знакомый читателям «Школьного
психолога» И.М. Каманов, начальник отдела
практической психологии и охраны здоровья
Министерства образования РФ. Что ж, кому, как не
ему, знать, какие документы необходимы
педагогам-психологам образования.
Радует, что в подборку не вошли некоторые
документы, регулярно публикуемые в подобных
сборниках, но вносящие лишь путаницу. Например,
наше любимое министерство не раз умудрялось
принять новый документ, не отменив старый. В
настоящем издании приведены только «последние
версии» тарифно-квалификационных характеристик
и распределения рабочего времени
педагога-психолога. Отсутствует также
знаменитый проект Положения о психологической
службе, устанавливавший пресловутую норму в 500
учеников на психолога. Он так и не был утвержден
приказом министра и, соответственно, не обрел
юридической силы, что не помешало многочисленным
публикациям, фактически превращавшимся в
дезинформацию.
Так что в плане «ассортимента» все выглядит
благополучно. Лишь только Письмо «О выплате
денежной компенсации на книгоиздательскую
продукцию...» (можно, я не буду писать название
документа полностью?) ссылается на перечень
педагогических работников, который в данной
книге не приведен. Так и не понятно, относится ли
это письмо к педагогам-психологам. Надеюсь, что
относится, в противном случае составитель не
включил бы сюда этот документ, дабы не
затрагивать и без того болезненную тему. Ведь где
она, та компенсация? В иных регионах ее не видят
годами...
Но вот чего в книге точно не хватает, так это
авторского текста. Одни безличные документы. Я не
могу представить себе человека, пусть даже в
здравом уме и твердой памяти, который смог бы
легко продраться сквозь зубодробительные
казенные формулировки. Ну хоть какой-нибудь
комментарий можно было написать? Пусть даже в
виде ссылок на соответствующие статьи
соответствующих документов, а? Ведь все вопросы,
которые задают педагоги-психологи по
нормативной базе, давно известны и навязли в
зубах: тарификация, аттестация, отпуск, надбавка.
И пенсия за выслугу лет.
Да, уважаемое министерство и уважаемое
издательство! И пенсия за выслугу лет! Даже
отсутствие в книге печально знаменитого
последнего постановления на эту тему зияет
черной дырой. Скажите, есть хоть какая-нибудь
надежда?
Ну разве что на следующий выпуск сборника.
Видите, во-он там, скромненько, в подзаголовке
написано «Выпуск 1»? Значит, будет второй, верно
ведь? А если все документы уже напечатаны в этом,
то чего ждать от следующего? Правильно,
комментариев и постановления о выслуге лет.
Так что ждем-с.
Марк САРТАН |