ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО
По последним данным, в системе
образования России работает более 54 тысяч
психологов. Большинство из них трудятся в школах,
детских садах, учреждениях специального и
профессионального образования, ППМС-центрах. Но,
пожалуй, самым малочисленным является отряд
психологов, работающих в системе
дополнительного образования. Настало время
поговорить и об их деятельности. О том, как
работает психологическая служба Дворца
творчества детей и юношества города Омска, мне
рассказала руководитель этой службы, психолог
Наталья ГРУШКО.
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ СЕБЯ
Работа детской психологической службы
Дворца детского творчества началась в 1997 году,
когда меня пригласили работать с одаренными
детьми в научное общество учащихся «Поиск».
Начали мы с того, что собрали творчески одаренных
детей и стали проводить с ними игротехники,
способствующие созданию слаженного творческого
коллектива. Параллельно мы выпускали
электронную газету «Психологический вестник».
Каждый из участников научного общества мог
выбрать для себя направление и реализовывать
его. В результате газета получилась
содержательной и интересной.
Осенью нашему коллективу будет пять лет.
Некоторые наши воспитанники теперь учатся на
психологов. Сейчас эти ребята принимают участие
в вузовских научных конференциях и конкурсах,
занимая призовые места.
Спонсор публикации статьи интернет-магазин "Butik-Vera" в Москве. Онлайн распродажи и огромные скидки на женскую одежду - блузы и топы, платья с пышной юбкой, кардиганы, костюмы, лосины, шорты, брюки и джинсы, комбинезоны и другая одежда, обувь и аксессуары, а также одежда больших размеров. Доступные цены, большой выбор, гарантия качества, услуга индивидуального пошива. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.butik-vera.ru.
Далее в нашей работе мы решили
сконцентрироваться на психологии творчества. Мы
использовали авторский метод профессора Марка
Евгеньевича Бурно. На основе этого метода была
написана программа по творческому
самовыражению.
Вся работа с детьми построена на изучении ими
литературных произведений и произведений
искусства. Сейчас вместе с программистами дворца
мы делаем программу «Диагностика человека через
произведения искусства и живописи». М.Е. Бурно
разработал типологию творческого самовыражения
различных художников, например Сурикова,
Тропинина. Анализируя их произведения, мы
смотрим, что было свойственно натуре этих
творцов.
Основной путь познания себя — это знакомство с
характерологией. Каждому ребенку нужно
научиться принимать себя, свой характер.
Например, мы рассматриваем с детьми такие
качества, как неуверенность или застенчивость.
Потом ставим вопрос, всегда ли это плохо.
Такое самопознание — очень важный момент для
определения подростком собственного пути в
жизни, а также своих ценностей и представлений.
Когда подросток поймет, что ему подходит, а что
нет, он сможет сам выбрать свой путь, будет
самодостаточным, спокойным и нормальным
человеком.
Часто ребята в качестве материала для анализа
приносят то, что их интересует: стихи, записи
музыкальных произведений. Многие занимаются
составлением теоретических метафор. Есть серия
«Характеры в рисунках», где разные характеры
представлены в виде цветов или масок.
В процессе такой творческой работы происходит
принятие детьми своих проблем, адаптация к жизни
и поиск своего творческого пути. Наши ученики
задают себе вопросы: что я могу изменить в себе?
Что я могу сделать более ярким и светлым? Что я
могу сделать для себя нового? Ведь подросткам
важно найти разные спектры применения своих сил,
и мы им это предлагаем.
К нам приходят разные дети. Среди них есть и
одаренные, которые не нашли себя в социальной
нише, есть дети с высокой мотивацией
саморазвития, есть дети, на которых взрослые
махнули рукой.
Нас посещают даже ребята, которых мы курируем
совместно с психдиспансером. Ребенку ставят
определенный диагноз, и он приходит к нам на
реабилитацию после прохождения курса лечения в
клинике. Есть дети с проблемами зависимости. У
нас был случай, когда к нам пришел молодой
человек с сильной наркотической зависимостью, мы
с ним работали в течение года. Сейчас он трудится
в Уссурийском цирке, где у него своя программа. Он
до сих пор пишет и звонит нам.
Таким образом, терапия творческим
самовыражением осуществляется через принятие
себя, своего характера и определения своего пути.
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ПЕДАГОГАМИ
Главная задача, на которую работает
психологическая служба дворца, — сопровождение
образовательного процесса. Сейчас мы уже
определили приоритеты своей деятельности. У нас
есть психолог, который реализует большую
программу по психологии общения. Это Юлия
Щиткова. Есть также психолог, который занимается
информационным сопровождением нашей
деятельности. Это Виктор Сурков. Они, кстати, тоже
у нас занимались.
У нас есть формы творческого сотрудничества с
другими коллективами дворца: мы и наши ребята
работаем по заявкам их педагогов. Чаще всего
коллеги хотят, чтобы мы провели различные игры,
направленные на сплоченность коллектива,
диагностику его эмоционального состояния.
Проходят общие творческие встречи и мастерские
для всех детей.
Нашей службой разработано несколько обучающих
семинаров, принять участие в которых могут все
желающие. Один из них — «Как вы яхту назовете, так
она и поплывет» — дает ребятам понимание того,
как мы доносим свои мысли до собеседника. Семинар
«Учение с увлечением» адресован тем, кто
готовится к экзаменам. У нас также есть очень
интересная серия семинаров по жизненным
сценариям. Мы создаем музыкальную антологию
разных характеров и изучаем их с помощью
музыкальных произведений.
Для старшеклассников и студентов работают
семинары «Стратегия успеха», «Выражение себя
через творчество».
Кроме того, мы делаем выставки, знакомим всех
желающих с психологической литературой. Каждый
ребенок, посещающий дворец, имеет возможность
прийти к нам на бесплатную консультацию.
От педагогов и руководства в нашу службу
поступает немало заказов на диагностику детей. В
прошлом году мы протестировали 1,5 тысячи человек,
для этого мы подобрали батареи диагностических
методик.
У каждого ребенка мы исследовали личностный
потенциал с использованием методики
Дембо—Рубинштейн, куда включили дополнительно
шкалу творчества. Наряду с этим мы определяли у
детей состояние психологического комфорта.
На основании полученных результатов на каждого
ребенка составлялась специальная карта, где
впоследствии фиксировались происходящие с ним
изменения.
Это была очень большая работа. Для того чтобы
справиться с ней, была создана группа из
специально обученных методистов и педагогов,
получивших дополнительное психологическое
образование на семинарах. Поэтому они могли
грамотно провести диагностическую процедуру.
Очень хорошо помогала детская психологическая
служба — ее участники взяли на себя анализ
результатов. Кроме того, они разработали целый
буклет авторских анкет-метафор по заявкам
педагогов. Эти анкеты диагностируют
эмоциональное состояние детей в коллективах.
Есть, например, специальная анкета для
участников астрономического кружка, где дети
«располагают» педагога на одной из планет.
В течение всего года мы проводили занятия для
педагогов и детей по исследованию
эмоционального состояния ребенка в коллективе,
смотрели, насколько у ребенка меняется
самооценка, становится ли он активнее, успешнее.
Эта работа дала очень многое самим педагогам. Они
говорили, что появилась возможность не только
получить эмоциональную обратную связь, но
понять, что происходит с каждым ребенком.
Родителям эта работа также очень понравилась,
поскольку у нас была возможность представить им
психологический портрет ребенка и рассказать о
проблемах, которые дети выносят из семьи.
Нельзя забывать и о том, что психологические
знания необходимы педагогам, когда они выходят
на аттестацию. Они много делают, но грамотно
рассказать об этом не могут. Теперь педагоги сами
составляют диагностические карты и предлагают
варианты диагностики. А это уже другой, более
высокий уровень профессионализма.
Записала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Городской дворец
творчества детей и юношества,
г. Омск
Тел.: (3812) 23-13-49
Для справки: городской Дворец
творчества детей и юношества является ведущим
учреждением дополнительного образования города
и области. Его посещают 4600 детей в возрасте от 4 до
8 лет. Там работают 370 кружков и детских
объединений различных направлений.
Педагогический коллектив дворца состоит из 206
человек.
КАК РУБЛЬ С ЛОЖКОЙ ПОДРУЖИЛСЯ
Лена Чач (14 лет) и Даша Решетникова (13 лет)
считают, что без занятий по творческому
самовыражению их жизнь была бы гораздо менее
насыщенной и интересной.
ДАША
Работа по творческому самовыражению
позволяет понять себя, свои чувства, мысли. В
последнее время я пытаюсь понять: кто я, зачем я?
Кроме того, здесь я общаюсь с людьми, имею
возможность развиваться творчески и увидеть
творческие работы других. В октябре будет второй
год, как я хожу сюда.
В результате изменились мои взгляды на жизнь.
Главное, я стала видеть суть вещей, рассматривая
каждый предмет с философской точки зрения. Я
стала лучше разбираться в людях. Хочу стать
журналистом и работаю внештатным
корреспондентом в молодежной газете «Класс».
Пишу стихи, рассказы, иллюстрирую чужие статьи.
ЛЕНА
Здесь я поняла, что вокруг много интересных,
творческих людей. Поняла, что творчество бывает
очень разным. Я закончила художественную школу,
пишу стихи. Здесь же мне помогают
самореализоваться, найти себя. Это расширяет мои
взгляды на мир и открывает возможность
нестандартно взглянуть на все происходящее.
Хотела бы выбрать себе профессию, связанную с
искусствоведением. Любое творчество связано с
психологией, поскольку произведения искусства
создают люди.
Я посещаю секцию меньше года, но я уже стала более
общительной и открытой.
А вот такие терапевтические сказки придумывают
ребята на занятиях (автор — Алена Грушко):
Вот
ложка. За всю свою жизнь она многое повидала...
Побывала в руках у многих людей. Что же можно
сказать о ее характере?
Она многое может вытерпеть, но иногда срывается,
злится. Но что может сделать деревянная ложка?
Лишь только стукнуть кого-то по лбу... Но ее это не
утешает... А ведь были времена, когда ложки,
точнее, стуканье ими по лбу, служило наказанием
тем, кто не умеет вести себя за столом...
Что только она не черпала: и еду, и краски. И со
временем она становилась все грязнее и грязнее...
Но ей нравилось служить людям... Но... нравилась ли
она им?
У нее была мечта — познакомиться хоть с кем-то, а
потом подружиться. Вскоре у нее в черпаке
оказался рубль. Он был тяжел, но характером мягок,
и потому они быстро подружились. Они, наверное,
теперь всю жизнь будут вместе.
|