Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2002


КОЛЛЕГИ

ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

По последним данным, в системе образования России работает более 54 тысяч психологов. Большинство из них трудятся в школах, детских садах, учреждениях специального и профессионального образования, ППМС-центрах. Но, пожалуй, самым малочисленным является отряд психологов, работающих в системе дополнительного образования. Настало время поговорить и об их деятельности. О том, как работает психологическая служба Дворца творчества детей и юношества города Омска, мне рассказала руководитель этой службы, психолог Наталья ГРУШКО.

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ СЕБЯ

Работа детской психологической службы Дворца детского творчества началась в 1997 году, когда меня пригласили работать с одаренными детьми в научное общество учащихся «Поиск».
Начали мы с того, что собрали творчески одаренных детей и стали проводить с ними игротехники, способствующие созданию слаженного творческого коллектива. Параллельно мы выпускали электронную газету «Психологический вестник». Каждый из участников научного общества мог выбрать для себя направление и реализовывать его. В результате газета получилась содержательной и интересной.
Осенью нашему коллективу будет пять лет. Некоторые наши воспитанники теперь учатся на психологов. Сейчас эти ребята принимают участие в вузовских научных конференциях и конкурсах, занимая призовые места.

Спонсор публикации статьи интернет-магазин "Butik-Vera" в Москве. Онлайн распродажи и огромные скидки на женскую одежду - блузы и топы, платья с пышной юбкой, кардиганы, костюмы, лосины, шорты, брюки и джинсы, комбинезоны и другая одежда, обувь и аксессуары, а также одежда больших размеров. Доступные цены, большой выбор, гарантия качества, услуга индивидуального пошива. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.butik-vera.ru.

Далее в нашей работе мы решили сконцентрироваться на психологии творчества. Мы использовали авторский метод профессора Марка Евгеньевича Бурно. На основе этого метода была написана программа по творческому самовыражению.
Вся работа с детьми построена на изучении ими литературных произведений и произведений искусства. Сейчас вместе с программистами дворца мы делаем программу «Диагностика человека через произведения искусства и живописи». М.Е. Бурно разработал типологию творческого самовыражения различных художников, например Сурикова, Тропинина. Анализируя их произведения, мы смотрим, что было свойственно натуре этих творцов.
Основной путь познания себя — это знакомство с характерологией. Каждому ребенку нужно научиться принимать себя, свой характер. Например, мы рассматриваем с детьми такие качества, как неуверенность или застенчивость. Потом ставим вопрос, всегда ли это плохо.
Такое самопознание — очень важный момент для определения подростком собственного пути в жизни, а также своих ценностей и представлений. Когда подросток поймет, что ему подходит, а что нет, он сможет сам выбрать свой путь, будет самодостаточным, спокойным и нормальным человеком.
Часто ребята в качестве материала для анализа приносят то, что их интересует: стихи, записи музыкальных произведений. Многие занимаются составлением теоретических метафор. Есть серия «Характеры в рисунках», где разные характеры представлены в виде цветов или масок.
В процессе такой творческой работы происходит принятие детьми своих проблем, адаптация к жизни и поиск своего творческого пути. Наши ученики задают себе вопросы: что я могу изменить в себе? Что я могу сделать более ярким и светлым? Что я могу сделать для себя нового? Ведь подросткам важно найти разные спектры применения своих сил, и мы им это предлагаем.
К нам приходят разные дети. Среди них есть и одаренные, которые не нашли себя в социальной нише, есть дети с высокой мотивацией саморазвития, есть дети, на которых взрослые махнули рукой.
Нас посещают даже ребята, которых мы курируем совместно с психдиспансером. Ребенку ставят определенный диагноз, и он приходит к нам на реабилитацию после прохождения курса лечения в клинике. Есть дети с проблемами зависимости. У нас был случай, когда к нам пришел молодой человек с сильной наркотической зависимостью, мы с ним работали в течение года. Сейчас он трудится в Уссурийском цирке, где у него своя программа. Он до сих пор пишет и звонит нам.
Таким образом, терапия творческим самовыражением осуществляется через принятие себя, своего характера и определения своего пути.

В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ПЕДАГОГАМИ

Главная задача, на которую работает психологическая служба дворца, — сопровождение образовательного процесса. Сейчас мы уже определили приоритеты своей деятельности. У нас есть психолог, который реализует большую программу по психологии общения. Это Юлия Щиткова. Есть также психолог, который занимается информационным сопровождением нашей деятельности. Это Виктор Сурков. Они, кстати, тоже у нас занимались.
У нас есть формы творческого сотрудничества с другими коллективами дворца: мы и наши ребята работаем по заявкам их педагогов. Чаще всего коллеги хотят, чтобы мы провели различные игры, направленные на сплоченность коллектива, диагностику его эмоционального состояния. Проходят общие творческие встречи и мастерские для всех детей.
Нашей службой разработано несколько обучающих семинаров, принять участие в которых могут все желающие. Один из них — «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» — дает ребятам понимание того, как мы доносим свои мысли до собеседника. Семинар «Учение с увлечением» адресован тем, кто готовится к экзаменам. У нас также есть очень интересная серия семинаров по жизненным сценариям. Мы создаем музыкальную антологию разных характеров и изучаем их с помощью музыкальных произведений.
Для старшеклассников и студентов работают семинары «Стратегия успеха», «Выражение себя через творчество».
Кроме того, мы делаем выставки, знакомим всех желающих с психологической литературой. Каждый ребенок, посещающий дворец, имеет возможность прийти к нам на бесплатную консультацию.
От педагогов и руководства в нашу службу поступает немало заказов на диагностику детей. В прошлом году мы протестировали 1,5 тысячи человек, для этого мы подобрали батареи диагностических методик.
У каждого ребенка мы исследовали личностный потенциал с использованием методики Дембо—Рубинштейн, куда включили дополнительно шкалу творчества. Наряду с этим мы определяли у детей состояние психологического комфорта.
На основании полученных результатов на каждого ребенка составлялась специальная карта, где впоследствии фиксировались происходящие с ним изменения.
Это была очень большая работа. Для того чтобы справиться с ней, была создана группа из специально обученных методистов и педагогов, получивших дополнительное психологическое образование на семинарах. Поэтому они могли грамотно провести диагностическую процедуру.
Очень хорошо помогала детская психологическая служба — ее участники взяли на себя анализ результатов. Кроме того, они разработали целый буклет авторских анкет-метафор по заявкам педагогов. Эти анкеты диагностируют эмоциональное состояние детей в коллективах. Есть, например, специальная анкета для участников астрономического кружка, где дети «располагают» педагога на одной из планет.
В течение всего года мы проводили занятия для педагогов и детей по исследованию эмоционального состояния ребенка в коллективе, смотрели, насколько у ребенка меняется самооценка, становится ли он активнее, успешнее.
Эта работа дала очень многое самим педагогам. Они говорили, что появилась возможность не только получить эмоциональную обратную связь, но понять, что происходит с каждым ребенком.
Родителям эта работа также очень понравилась, поскольку у нас была возможность представить им психологический портрет ребенка и рассказать о проблемах, которые дети выносят из семьи.
Нельзя забывать и о том, что психологические знания необходимы педагогам, когда они выходят на аттестацию. Они много делают, но грамотно рассказать об этом не могут. Теперь педагоги сами составляют диагностические карты и предлагают варианты диагностики. А это уже другой, более высокий уровень профессионализма.

Записала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Городской дворец
творчества детей и юношества,
г. Омск
Тел.: (3812) 23-13-49

Для справки: городской Дворец творчества детей и юношества является ведущим учреждением дополнительного образования города и области. Его посещают 4600 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Там работают 370 кружков и детских объединений различных направлений. Педагогический коллектив дворца состоит из 206 человек.

КАК РУБЛЬ С ЛОЖКОЙ ПОДРУЖИЛСЯ

Лена Чач (14 лет) и Даша Решетникова (13 лет) считают, что без занятий по творческому самовыражению их жизнь была бы гораздо менее насыщенной и интересной.

ДАША

Работа по творческому самовыражению позволяет понять себя, свои чувства, мысли. В последнее время я пытаюсь понять: кто я, зачем я? Кроме того, здесь я общаюсь с людьми, имею возможность развиваться творчески и увидеть творческие работы других. В октябре будет второй год, как я хожу сюда.
В результате изменились мои взгляды на жизнь. Главное, я стала видеть суть вещей, рассматривая каждый предмет с философской точки зрения. Я стала лучше разбираться в людях. Хочу стать журналистом и работаю внештатным корреспондентом в молодежной газете «Класс». Пишу стихи, рассказы, иллюстрирую чужие статьи.

ЛЕНА

Здесь я поняла, что вокруг много интересных, творческих людей. Поняла, что творчество бывает очень разным. Я закончила художественную школу, пишу стихи. Здесь же мне помогают самореализоваться, найти себя. Это расширяет мои взгляды на мир и открывает возможность нестандартно взглянуть на все происходящее. Хотела бы выбрать себе профессию, связанную с искусствоведением. Любое творчество связано с психологией, поскольку произведения искусства создают люди.
Я посещаю секцию меньше года, но я уже стала более общительной и открытой.

А вот такие терапевтические сказки придумывают ребята на занятиях (автор — Алена Грушко):
Вот ложка. За всю свою жизнь она многое повидала... Побывала в руках у многих людей. Что же можно сказать о ее характере?
Она многое может вытерпеть, но иногда срывается, злится. Но что может сделать деревянная ложка? Лишь только стукнуть кого-то по лбу... Но ее это не утешает... А ведь были времена, когда ложки, точнее, стуканье ими по лбу, служило наказанием тем, кто не умеет вести себя за столом...
Что только она не черпала: и еду, и краски. И со временем она становилась все грязнее и грязнее... Но ей нравилось служить людям... Но... нравилась ли она им?
У нее была мечта — познакомиться хоть с кем-то, а потом подружиться. Вскоре у нее в черпаке оказался рубль. Он был тяжел, но характером мягок, и потому они быстро подружились. Они, наверное, теперь всю жизнь будут вместе.