Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2002


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ПРАВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Хочу поделиться радостью по поводу результатов I Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации и выразить благодарность за присуждение мне первой премии и диплома I степени (работа «Психологическое пространство как условие личностно-ориентированной педагогики, технология его формирования и исследования»). Ни премии, ни диплома еще не получила, но отчет о результатах конкурса прочитала в «Школьном психологе» (№ 24, 2002 г.).
Написать меня побудили материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», которое состоялось 6—7 июня 2002 года в Москве. Данные материалы наряду с чувством удовлетворения от внимания к насущным проблемам службы практической психологии вызвали чувство недоумения и тревоги. Постараюсь выразить свою позицию, которая сформировалась в результате 11-летнего опыта работы школьным психологом.
Недоумение и тревогу вызвала идея жесткого структурирования деятельности психологической службы в системе образования.
Система моей деятельности (пишу «моей», так как в гимназии, где я работаю, всего один психолог), в основном изложенная в материалах, представленных на конкурс, плохо соотносится с предполагаемыми нормативными документами, совершенно не вписывается в рамки предлагаемых стандартов.
Мне всегда казалось, что сама по себе диагностика мало что дает, если она является самоцелью. Можно диагностировать все и всех, но, полагаю, важно другое: что делать с полученными результатами диагностики. Считаю, что психолог может диагностировать только тех, с кем он в состоянии качественно работать — создавать условия для изменения, для развития их личности. Мне ближе и понятнее термин «создавать условия для развития», чем «развивать, корректировать» и т.д.
В системе моей работы (так получилось) большое место занимает творческий, поисковый, исследовательский аспект. (Кстати, как его отразить в предлагаемых стандартах? В разделе «Другие виды работ»?) Я разрабатываю методики получения обратной связи от учащихся. Данные методики имеют не только диагностический, но и развивающий, психотерапевтический и психокоррекционный эффект. Работа с этими методиками пронизывает образовательный процесс школы, способствует связи психологии и педагогики, рождению психопедагогики. И это, на мой взгляд, гораздо эффективнее, чем просто диагностика, коррекция, просветительская работа...
Я хорошо понимаю, что как только обсуждаемым материалам будет дана сила закона, передо мной сразу встанет вопрос: что и где мне записывать в предлагаемых справках? Как разделить диагностику, коррекцию, просвещение, психотерапию?
У меня, безусловно, есть свои формы планирования и учета деятельности, которые лично для меня являются более удобными и целесообразными.
Печально об этом говорить, но если обсуждаемые материалы станут обязательными по приказу, кому-то придется вести неформальный учет для себя и формальный — для проверяющих инстанций. То же произойдет и с планированием.
Я с большим уважением и пониманием отношусь к факту возникновения идеи жесткого упорядочивания деятельности психологической службы. Значит, это действительно нужно; значит, существуют серьезные проблемы; значит, этих проблем много... И психолога, конечно же, важно защитить, ему нужно помочь... Но для всех ли данный путь является оптимальным?
Я знаю, как необходимо сейчас движение вперед, к созданию новых, нестандартных, но эффективных путей и способов, помогающих моделировать условия для развития личности каждого конкретного ребенка в школе. И каждого учителя. Жесткая регламентация деятельности психолога может вызвать резкую остановку или торможение процессов развития...
Честно говоря, я всегда была уверена, что психологи, как никто другой, понимают и учитывают неповторимость каждой личности, в том числе и личности психолога. Как никто другой, они осознают, как важно любой личности создавать условия для развития с учетом ее профессиональной компетентности, опыта и стиля.
Грустно осознавать, но принятие материалов совещания в качестве обязательных документов может серьезно усложнить ситуацию для тех психологов, кто работает нестандартно, но результативно; вынудит их работать в рамках стандарта и лишит права профессионального выбора. Подобный процесс возможен, но мне он кажется противоестественным.
Совсем недавно, всего год назад, у нас в школе была создана интересная авторская технология саморазвития педагога, и сейчас создается технология сопровождения этого процесса психологом. По сути, рождается нестандартная форма группы развития для педагогов (в русле личностно-ориентированной педагогики), которую ведет психолог. По мнению педагогов, которые были участниками данной группы и находились в режиме интенсивного личностного и профессионального роста, эта технология является эффективной.
Возвращаясь к обсуждаемым стандартам, задаю себе вопрос: как в заданных жестких рамках планировать и учитывать данную деятельность, которая длится целый год и отнимает очень много времени и сил? Не знаю.
Уважая коллег, которые с тревогой и заботой относятся к деятельности психологических служб, которые создают документы, помогающие данной деятельности быть максимально эффективной, я предлагаю либо дать стандартам статус рекомендаций, либо дифференцировать подход к деятельности психологических служб с учетом ее специфики.
Мое предложение сводится к следующему: нужно разработать несколько вариантов планирования и учета деятельности психологической службы (минимум два), обсудить их и разрешить к использованию. В основу можно положить стандартность—нестандартность модели психологической службы. Это очень важно, так как нестандартную модель невозможно вместить в рамки стандарта, не разрушив ее. Наверное, тогда каждый психолог (и я в том числе) будет ощущать себя субъектом и чувствовать доверие и уважение к себе как личности и профессионалу. Других путей, кроме компромиссного, в условиях создавшейся сложной ситуации я пока не нахожу.
У меня есть еще одно очень важное предложение, которое, может быть, уже обсуждалось на совещании, но я об этом не знаю. Предложение касается введения единых нормативов на число клиентов, например учащихся, которые приходятся на одного психолога. Пока эти нормативы свои не только в регионах, но и в разных городах одного региона. Порой эти нормативы нереально высокие, например, 1000 учащихся на одного психолога.
Если такие нормативы будут приняты, я имею в виду единые и реальные, это будет настоящей большой помощью каждому психологу системы образования.

Вера КОРЕНЕВСКАЯ,
психолог гимназии № 25,
отличник народного просвещения,
г. Кемерово

Копия отправлена
в Министерство образования РФ