Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СУПЕРВИЗИЯ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, ГРУППОВОЙ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Питер Ховкинс, Робин Шохет
СПб.: Речь, 2002

Супервизия — очень важная и пока еще мало развитая в нашей стране область психологической деятельности. Это не просто наблюдение более опытного коллеги за работой консультанта, преподавателя, ведущего группы или психотерапевта с последующим обсуждением сильных и слабых сторон увиденного. Прежде всего, супервизия — в современном понимании — представляет собой разностороннюю систему профессиональной поддержки специалистов в области помогающих профессий.
В США и странах Западной Европы это направление психологической практики активно развивается в течение последних десятилетий. Необходимость создания особой культуры супервизии обусловлена в первую очередь эмоциональной напряженностью работы специалистов в области психологической помощи.
Как известно, человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству.
Предлагаемая книга представляет собой подробное изложение современных взглядов на супервизию.
В первой ее части авторы, британские специалисты, рассматривают трудности, с которыми сталкиваются специалисты помогающих профессий. Здесь же анализируются возможные препятствия, возникающие при обращении к коллегам за поддержкой или при ее получении.
Вторая часть посвящена проблемам становления супервизора и особенностям процесса его деятельности. Рассматриваются необходимые качества и ролевые модели супервизора, функции, типы и стили супервизии. Подробно анализируется процессуальная модель индивидуальной супервизии: что и каким образом рассматривается по ее ходу.
Отдельные главы посвящены транскультурным особенностям и обучению супервизоров.
В третьей части излагаются особенности групповой и командной супервизии. Этот раздел интересен тем, что в нем описываются специфика супервизорского анализа деятельности помогающих организаций: школ, служб социальной помощи, психологических центров.
Последняя, четвертая часть книги посвящена проблемам распространения практики супервизии в организациях, занимающихся оказанием различных видов помощи населению. Здесь рассказывается о препятствиях, возникающих при внедрении супервизии, о проблемах создания обучающей и развивающей среды в организации.
В заключительной главе предлагается пошаговая модель внедрения системы супервизии в организации.
Книга необычайно актуальна. Она будет особенно полезна психологам образования, поскольку в нашей образовательной системе именно на психолога часто возлагают супервизорские функции.
Впрочем, не пора ли и нам позаботиться о себе, коллеги? Ибо, как пишут авторы этой книги, «в мире столько боли и страдания, что если мы попадемся в ловушку и начнем верить в свою героическую миссию делать мир лучше, то обречем себя на быстрое переполнение и выгорание».

Александр ШАДУРА