СУПЕРВИЗИЯ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, ГРУППОВОЙ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
Питер Ховкинс, Робин Шохет
СПб.: Речь, 2002
Супервизия — очень важная и пока еще мало
развитая в нашей стране область психологической
деятельности. Это не просто наблюдение более
опытного коллеги за работой консультанта,
преподавателя, ведущего группы или
психотерапевта с последующим обсуждением
сильных и слабых сторон увиденного. Прежде всего,
супервизия — в современном понимании —
представляет собой разностороннюю систему
профессиональной поддержки специалистов в
области помогающих профессий.
В США и странах Западной Европы это направление
психологической практики активно развивается в
течение последних десятилетий. Необходимость
создания особой культуры супервизии обусловлена
в первую очередь эмоциональной напряженностью
работы специалистов в области психологической
помощи.
Как известно, человек, выбирающий помогающую
профессию, должен быть способен понимать и
прорабатывать собственные проблемы, а также
обязан периодически обращаться за помощью к
своим коллегам. Для полноценного понимания
какого-либо процесса необходимо присутствие,
участие другого, иначе специалист оказывается в
замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что
может привести к нервному срыву или даже к
серьезному психическому расстройству.
Предлагаемая книга представляет собой подробное
изложение современных взглядов на супервизию.
В первой ее части авторы, британские специалисты,
рассматривают трудности, с которыми
сталкиваются специалисты помогающих профессий.
Здесь же анализируются возможные препятствия,
возникающие при обращении к коллегам за
поддержкой или при ее получении.
Вторая часть посвящена проблемам становления
супервизора и особенностям процесса его
деятельности. Рассматриваются необходимые
качества и ролевые модели супервизора, функции,
типы и стили супервизии. Подробно анализируется
процессуальная модель индивидуальной
супервизии: что и каким образом рассматривается
по ее ходу.
Отдельные главы посвящены транскультурным
особенностям и обучению супервизоров.
В третьей части излагаются особенности
групповой и командной супервизии. Этот раздел
интересен тем, что в нем описываются специфика
супервизорского анализа деятельности
помогающих организаций: школ, служб социальной
помощи, психологических центров.
Последняя, четвертая часть книги посвящена
проблемам распространения практики супервизии в
организациях, занимающихся оказанием различных
видов помощи населению. Здесь рассказывается о
препятствиях, возникающих при внедрении
супервизии, о проблемах создания обучающей и
развивающей среды в организации.
В заключительной главе предлагается пошаговая
модель внедрения системы супервизии в
организации.
Книга необычайно актуальна. Она будет особенно
полезна психологам образования, поскольку в
нашей образовательной системе именно на
психолога часто возлагают супервизорские
функции.
Впрочем, не пора ли и нам позаботиться о себе,
коллеги? Ибо, как пишут авторы этой книги, «в мире
столько боли и страдания, что если мы попадемся в
ловушку и начнем верить в свою героическую
миссию делать мир лучше, то обречем себя на
быстрое переполнение и выгорание».
Александр ШАДУРА |