Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2002

100 лет А.Р. ЛУРИЯ

История отечественной психологии знает не так много ученых с мировым именем. Характеристика эта расплывчата, поэтому перечислять всех поименно не будем. Заметим только, что пальцев одной руки, скорее всего, хватит, а уж двух — за глаза.
Но как ни считай, а в этом перечне гарантированно окажется Александр Романович Лурия, чье столетие ученики и последователи торжественно отметили в этом году. Имя его стало настолько неотделимо от основанной им науки нейропсихологии, что мы долго колебались в выборе названия для этого тематического номера: то ли просто «Лурия», то ли все же «Нейропсихология», то ли вместе «Лурия и нейропсихология». Победил самый лаконичный и самый юбилейный вариант.
Удивительно, но имя Александра Романовича среди практических психологов гораздо известнее, чем содержание его работ. И это несмотря на почти пятьдесят лет плодотворной научной деятельности, сопровождавшейся многочисленными публикациями.
В чем тут проблема, сказать трудно. То ли личная одаренность Лурия как клинициста позволяла ему использовать свой метод с особенной эффективностью, то ли предмет нейропсихологии слишком специфичен, то ли пока не нашлось издателя и популяризатора, способных донести его книги до современного массового читателя.
Впрочем, в последнее время ситуация несколько изменилась, в частности начали переиздаваться книги Лурия. Да и востребованность нейропсихологии растет на глазах. Ведь многие из проблем развития, которые раньше были знакомы только специалистам, стали, к сожалению, обычным явлением в практике рядового школьного психолога.
«Школьный психолог» решил внести свою скромную лепту в юбилейные мероприятия. Перед вами великий ученый и замечательная серьезная наука. Знакомьтесь.

РЕДАКЦИЯ