Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2002


ПСИХОЛОГИЯ
НОВОЙ ЭРЫ

ГРАНИ ТАЛАНТА

Вклад А.Р. Лурия в различные отрасли психологии

Общая психология

Как ученик и последователь Л.С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию психики, участвовал в создании теории деятельности, в разработке представлений о том, что именно различные виды сознательной психической деятельности составляют единицы сознательной психической жизни человека.
Совместно с другими авторами выступил автором концепции о системном строении высших психических функций, их изменчивости, пластичности, социальном, прижизненном характере их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

Историческая психология

Изучая проблему общественно-исторической детерминации сознания, Лурия экспериментально доказал, что внешние условия общественной жизни человека, социально-исторические формы существования определяют характер и психологическую структуру его познавательных процессов.

Детская психология

Лурия провел многочисленные исследования по изучению процесса опосредования как основного способа формирования высших психических функций.
Исходя из гипотезы существования общей логики формирования всех высших произвольно регулируемых психических функций, Лурия исследовал становление различных познавательных процессов у детей, сделав существенный вклад в изучение проблемы психического развития ребенка.
На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним.
Большое внимание уделял изучению роли речи в развитии психических процессов у детей, в частности в формировании произвольных движений и действий.

Дефектология

Лурия выступил инициатором исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических процессов у аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием их классификации, имеющей важное значение для медицинской и педагогической практики.
Лурия также широко известен своими работами в области нарушений развития психических функций, которые были отражены в монографии «Принципы отбора детей во вспомогательные школы».

Нейропсихология

Лурия создал новое психологическое направление — нейропсихологию, ныне выделившееся в самостоятельную научную отрасль и получившее мировое признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения.
Лурия разработал теорию локализации психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи.
Изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Разрабатывал также проблемы функциональной асимметрии полушарий мозга.

Психофизиология

Работы Лурия в области психофизиологии непосредственно примыкают к его клиническим и экспериментальным нейропсихологическим исследованиям. Лурия настаивал на необходимости создания специальной «психологически ориентированной физиологии», задачей которой явился бы физиологический анализ сложных целостных сознательных психических актов.

Психоанализ

Организационные усилия Лурия во многом способствовали оформлению психоаналитического движения в послереволюционной России.

Психогенетика

По мнению авторитетного специалиста в области психогенетики И.В. Равич-Щербо, именно Лурия «с полным основанием может быть назван основателем... отечественной психогенетики» («Вопросы психологии», 2002, № 4). Такое заключение выводится из тех данных, которые были получены Лурия в исследованиях близнецов в 30-е годы. Однако такое заключение не всеми признается бесспорным

Популяризация психологического знания

Выгодно отличаясь от большинства современных образцов этого жанра, книги «Потерянный и возвращенный мир» и «Маленькая книжка о большой памяти» являют собой образцы подлинно общедоступного чтения по серьезнейшим проблемам психологической науки.

Сергей СТЕПАНОВ