РАЗВИТИЕ В ДВИЖЕНИИ
В последнее время мне часто приходится
работать с детьми, которые испытывают комплекс
учебных проблем. Проводя традиционную
психологическую диагностику, удается выявить
лишь некоторые психологические особенности
ребенка, которые могут влиять на учебную
деятельность. Но иногда для оказания
психолого-педагогической помощи этой информации
бывает недостаточно. Специалисту надо попытаться
прежде всего понять причину возникающих у
ребенка проблем, а это сделать очень трудно. В
таких случаях мы рекомендуем родителям этих
детей пройти консультацию нейропсихолога, а
самим детям при необходимости посещать
коррекционные занятия.
Мне, как специалисту, давно занимающемуся
диагностикой и коррекцией, захотелось поближе
познакомиться с работой нейропсихологов.
Первое мое знакомство с нейропсихологическими
методами состоялось на курсах переподготовки
психологов. Курсы имели очень заманчивое
название: «Нейропсихологическая диагностика и
коррекция отклоняющегося развития. Двигательные
тренинги».
Не могу сказать, что мне удалось с первого дня
пребывания на курсах понять суть
нейропсихологической диагностики. Наверное,
просто не хватило знаний по нейропсихологии.
Одно стало понятно: нейропсихологическая
диагностика позволяет проводить анализ развития
высших психических функций и определять слабые
стороны психической деятельности ребенка. Эти
методики часто используют психологи и
дефектологи. Так, например, многим психологам
хорошо знакомы такие методики, как «Заучивание 10
слов» (автор — Лурия), составление рассказов по
сериям сюжетных картинок.
ПЕЧАЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Во время прохождения стажировки у
нейропсихологов я имела возможность
присутствовать на индивидуальной диагностике
детей и консультации родителей. Специалисты
обследовали около 20 учеников нашей школы.
Практически у всех детей были выявлены те или
иные слабые стороны психической деятельности.
У меня тогда возник вопрос к нейропсихологам:
«Встречаются ли дети, у которых никаких проблем в
развитии не выявляется?» Специалисты мне
ответили, что сейчас таких детей практически нет,
все имеют определенные дефекты в развитии. Очень
большой процент детей имеет грубые мозговые
нарушения, которые влияют прежде всего на
учебную деятельность.
Конечно, такой ответ огорчил. Ну, а если нас,
взрослых, протестировать при помощи
нейропсихологических диагностик, какой будет
результат? Думаю, что и среди взрослого населения
мало окажется тех, кто не имеет никаких
нарушений.
Поэтому, на мой взгляд, проведение углубленной
нейропсихологической диагностики — это очень
сложное и ответственное дело, которое должен
осуществлять квалифицированный специалист.
Психолог же может лишь использовать отдельные
нейропсихологические тесты, и то только после
специального обучения.
ДВИГАЙ ТЕЛО!
В своей работе я стала пользоваться некоторыми
нейропсихологическими тестами, которые
позволяют исследовать особенности зрительного и
слухового восприятия, а также оценить развитие
функций блока программирования и контроля,
сформированность пространственных
представлений, произвольности, моторики рук,
логического мышления, умения устанавливать
причинно-следственные отношения.
Психологи знают, что после диагностики и
проведения качественного и количественного
анализа необходимо разрабатывать и проводить
коррекционные занятия.
Группа нейропсихологов под руководством А.В.
Семенович считает, что целесообразно проводить с
такими детьми занятия по развитию двигательной
сферы. Причем, по мнению специалистов, неважно,
какой дефект выявлен у ребенка. Помочь ему можно
только через работу в коррекционной группе.
Во время обучения на вышеназванных курсах нам
была изложена суть программы «Развитие
двигательной сферы». Все упражнения,
предлагаемые в ней, связаны именно с этим.
Возникает вопрос: «Почему надо развивать
двигательную сферу?»
Для того чтобы скорректировать слабые стороны в
психическом развитии ребенка, ему необходимо
создать условия для прохождения всех этапов
двигательного развития. Нейропсихологи считают,
что у детей, не прошедших или не до конца
прошедших этапы двигательного развития,
возникают проблемы в психическом развитии.
Например, очень часто от родителей можно слышать,
что их ребенок не ползал, а сразу пошел. Таким
образом, этот малыш не прошел один из этапов в
двигательном развитии.
Данная коррекционная программа построена на
прохождении ребенком всех этапов двигательного
развития: лежание на спине, потом на животе,
ползание на четвереньках и т.д.
В каждом положении (лежа, сидя и стоя) на занятиях
проводятся упражнения, направленные на обучение
техникам дыхания, осознание ощущений от
собственного тела в пространстве, включение
левого и правого полушарий, выстраивание
межполушарных взаимосвязей. Сюда включаются
глазо-двигательные упражнения, а также
напряжение и расслабление тела и его частей.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРИМЕРА
Приведу примеры упражнений из каждого блока.
Каждое занятие начинается с дыхательных
упражнений. Ведущий просит детей занять исходное
положение: лежа на спине, левая рука лежит на
животе, а правая — на солнечном сплетении.
Сделать глубокий вдох через нос и почувствовать
рукой, как надулся живот. Сделать выдох через нос
и почувствовать рукой, как живот вернулся в
исходное состояние. Это упражнение называется
«Шарик».
Затем дети выполняют упражнения второго блока.
Они направлены на включение левого и правого
полушарий и выстраивание взаимосвязей между
ними. Также эти упражнения формируют у ребенка
пространственные представления на уровне
собственного тела. Ведущий предлагает детям
занять исходное положение: лежа на спине, руки
находятся за головой, а ноги согнуты в коленях. На
вдохе ребенок должен выполнить наклон вперед и
левым локтем коснуться левого колена, на выдохе
вернуться в исходное положение. То же самое надо
сделать правой рукой и правой ногой. Затем
выполняются перекрестные движения рук и ног.
Обратите внимание, что на этом этапе ребенок
должен не только выполнять упражнение, но и
правильно дышать.
Самыми сложными и энергоемкими считаются
глазо-двигательные упражнения. Ребенок занимает
исходное положение лежа. В любую руку ведущий
дает ему небольшой предмет (это может быть
игрушка или карандаш). Затем ребенок должен на
расстоянии вытянутой руки перемещать по
инструкции взрослого предмет в пространстве
(влево, вправо, вверх и вниз). Задача ребенка при
этом — четко следить глазами за предметом. Далее
в эти упражнения включается язык: перемещая
предмет, нужно одновременно следить за ним
глазами и в том же направлении двигать высунутый
язык.
Упражнения последнего блока направлены на
расслабление и напряжение различных мышц.
Например, детям предлагают играть в игру
«Огонь-лед». После команды «Огонь!» дети
двигаются под музыку, после команды «Лед!» дети
должны замереть на месте и напрячь названную
ведущим часть тела. Эту игру лучше проводить под
музыку.
Обратите внимание, что все описанные упражнения
отрабатываются в положении лежа.
НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ
Освоить эту программу мне удалось после того,
как я прошла стажировку, в которую входило
посещение коррекционных занятий. Поэтому могу
сказать смело, что только изучение методички под
названием «Методика двигательной коррекции
двигательной сферы» вряд ли сможет помочь
психологу в овладении этой программой. Мне
кажется, что нужно пройти через эту программу или
посмотреть, как по ней работают специалисты.
В середине первой четверти у меня в школе были
сформированы три группы. Две группы — это
воспитанники детского сада. И одна группа —
учащиеся 2–3-х классов.
В детском саду нам удалось проводить занятия 2
раза в неделю с каждой группой. Наша работа
велась параллельно с логопедическими занятиями.
В начальной школе занятия проходили только 1 раз
в неделю.
Проработав в таком режиме две четверти, я поняла
следующее.
Детям как дошкольного, так и младшего школьного
возраста очень сложно объяснить, для чего им
нужны такие занятия.
Для отработки упражнений до автоматизма времени
не хватает.
Домашние задания, которые предполагает эта
программа, родители с детьми не выполняют в силу
дефицита времени как у детей, так и у родителей.
Проведение таких занятий один раз в неделю — это
пустая трата времени.
Условия школы-полупансиона, где дети находятся с
утра до вечера, не позволяют выделить 2 часа в
неделю для такого рода деятельности.
Следовательно, эта программа не рассчитана для
проведения в учебных учреждениях. По ней можно
работать в психологических центрах или в обычных
школах, где есть коррекционные классы.
Несмотря на полученный негативный опыт работы с
данной программой, ее содержание мне показалось
интересным и важным. Тогда я решила, во-первых,
использовать ее на индивидуальных занятиях с
детьми (гиперактивными и медлительными), а
во-вторых, включать некоторые упражнения из
программы в свои коррекционно-развивающие
занятия с учащимися начальной школы.
НЕ ПО ПРЯМОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
Так, например, очень хорошо встраиваются в
занятия с детьми как дошкольного, так и младшего
школьного возраста такие упражнения:
дыхательные техники (упражнение «Шарики»);
напряжение и расслабление различных групп мышц
(игра «Огонь-лед»);
перекатывание туловища вперед и назад через
препятствия в виде моста, состоящего из тел
участников
(упражнение «Бревнышки»);
ползание на четвереньках разными способами:
одновременное движение правой руки и правой ноги
и наоборот, а также одновременное движение
разных рук и ног;
ползание под счет — сколько хлопков, столько
надо сделать ползков (упражнение «Собачки»);
перемещение в заданном направлении (упражнение
«Двигательный диктант», которое напоминает
известную методику «Графический диктант»).
В качестве разминки на уроке мне нравится
использовать упражнение «Делай, как я!», которое
выполняется под ритмичную музыку. Задача детей —
выполнить под счет различные движения руками и
ногами. При этом очень важно выполнять эти
движения в ритм с музыкой, который постоянно
меняется.
Все упражнения дети с удовольствием выполняют не
только на занятиях, но и на перемене. Эти
упражнения оригинальны, они дают детям
возможность подвигаться и пообщаться со
сверстниками.
Данные упражнения положительно влияют на
формирование пространственных представлений,
произвольной регуляции, развивают
слухо-моторную память, фонематическое
восприятие и, как ни странно, коммуникативные
умения и навыки.
Почему-то мне вспомнилось мое детство. Когда я
училась в начальной школе, у нас не было никаких
психологов, не говоря уже о нейропсихологах.
Каким же образом нам удавалось нормально
развиваться? А ответ на этот вопрос, мне кажется,
очень прост. Практически все дети в то время
много времени проводили во дворе: играли с мячом,
катались на тарзанках, качались на качелях,
играли в «Казаки-разбойники», в настольный
теннис, катались зимой на коньках и лыжах. Эти
занятия развивали двигательную сферу.
Почему бы и сейчас не создавать условия для
организации и проведения с детьми подобных игр?
Может быть, тогда нейропсихологам не нужно было
бы проводить в школах и садах коррекционные
занятия.
Татьяна АЗАРОВА,
педагог-психолог НОУ
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва |