УЧИТЕЛЬ И ЕГО УРОКИ
Люди приходят и уходят,
но... идеи и дела остаются.
А.Р. Лурия
Понимание деяний наших учителей нужно
не только и не столько ради юбилейных фанфар ...
сколько для достижения настоящего и будущего
психологии.
А.Г. Асмолов
Один из номеров журнала «Вопросы
психологии» почти целиком посвящен выдающему
психологу А.Р. Лурия. Вводная статья, написанная
сотрудниками редакции, начинается словами: «Вот
уже 25 лет с нами нет Александра Романовича Лурия.
Однако свет, оставленный им в науке, с годами не
меркнет. Наоборот, фигура А.Р. Лурия во временной
перспективе обретает все большую
величественность. Он поистине является звездой
мировой величины». Сегодня значимость и
значительность А.Р. Лурия ни у кого не вызывает
сомнений.
100-летний юбилей — особая дата. С одной стороны,
уже проверены временем многие научные гипотезы,
ставшие истинами, и есть все основания более или
менее объективно посмотреть на вклад ученого,
оценить его влияние на ход развития
психологической мысли. С другой стороны, по
счастью, еще живы те, кто знал А.Р. Лурия и работал
под его руководством. Им и их ученикам мы обязаны
выходом в свет четвертого номера журнала
«Вопросы психологии» за 2002 год.
НОВОЕ В НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ
Профессиональные интересы А.Р. Лурия
настолько разнообразны, что, естественно, не
могут быть полностью отражены в одном журнале.
Создатель самостоятельной психологической
отрасли — нейропсихологии, А.Р. Лурия
разрабатывал вопросы общей и детской психологии,
психофизиологии и дефектологии, проводил
кросскультурные исследования.
Тем не менее оказывается, что не все стороны его
научного творчества нам известны и некоторые
направления работы пока что не получили должной
оценки. В «Вопросах психологии» представлена
малоизвестная сторона деятельности ученого —
опубликована архивная статья «О природе
психологических функций и ее изменчивости» (А.Р.
Лурия, 1934). Автор ставит под сомнение точку
зрения, согласно которой соотношение
наследственности и среды остается неизменным на
протяжении всего психического развития.
Обращение к методу психологического
исследования близнецов позволило А.Р. Лурия
утверждать, что с возрастом отношение
психологических процессов к наследственности
может меняться и развитие вносит существенно
новое в отношения психики к наследственности.
При этом автор ссылается на два
экспериментальных исследования: анализ природы
«общей одаренности» на различных возрастных
ступенях и изменений природы памяти на
последовательных этапах развития ребенка.
В заключение А.Р. Лурия делает вывод о
прижизненной изменчивости природы
психологической функции и о наличии
специфически человеческого типа
психологического развития.
В комментариях к этой статье И.В. Равич-Щербо
отмечает: современная психогенетика подтвердила
то, что в онтогенезе меняется связь одной и той же
психологической черты с генотипом. Этот факт, по
ее мнению, позволяет считать А.Р. Лурия
основателем отечественной психогенетики.
СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ МОТИВ
Несмотря на многообразие линий
психологических исследований А.Р. Лурия, все они
объединены одной идеей. А.Г. Асмолов в статье
«Полифония личности А.Р. Лурия и гамбургский счет
в психологии» пишет, что смыслообразующим
мотивом личности этого ученого была
культурно-историческая психология, пронизанная
преданностью и любовью к Л.С. Выготскому. Недаром,
по мнению американского психолога С. Тулмина,
Выготского можно назвать Моцартом в психологии,
а Лурия — Бетховеном.
Т.Д. Марцинковская, автор статьи «Путь А.Р. Лурия к
культурно-исторической психологии», анализирует
ранний период творчества А.Р. Лурия и приходит к
выводу: сформировавшиеся в первые десятилетия
научной деятельности представления остались
неизменными и определили основания
культурно-исторического подхода А.Р. Лурия.
Согласно этому подходу, культура — это ведущая
линия социализации человека, а также главный
фактор формирования его сознания и самосознания.
Сегодня линию культурно-исторической психологии
продолжают многочисленные ученики А.Р. Лурия,
причем не только у нас в стране, но и за рубежом.
В «Размышлениях над портретом А.Р. Лурия»
американский психолог М. Коул также говорит об
использовании культурно-исторического подхода
Лурия во всех направлениях своей работы.
А.Р. Лурия проработал с Л.С. Выготским 10 лет. Они
познакомились на втором психоневрологическом
съезде в Ленинграде в 1924 году. Вплоть до смерти
учителя в 1934 году Лурия занимался изучением
происхождения и развития высших психических
функций. Эти исследования в дальнейшем
определили три направления его работы: изучение
психических особенностей взрослых людей,
выросших в различных культурных условиях;
сравнительное изучение однояйцевых и
разнояйцевых близнецов; анализ развития
нормальных и умственно отсталых детей.
С наступлением войны все усилия сосредоточились
на исследовании мозговых основ высших
психических функций. Оформилось самостоятельное
направление психологической науки —
нейропсихология.
ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ
Культурно-историческая психология получила
своеобразное преломление в нейропсихологии. Об
этом говорится в соответствующих публикациях
журнала, которые занимают его добрую половину.
Ж.М. Глозман в статье «Культурно-исторический
подход как основа нейропсихологии ХХI века»
убедительно показывает специфику подхода Лурия,
которая состоит в ориентации на поиск причин
нарушений психики и способов их компенсации
именно в истории культуры и социальных
отношений. Автор представляет модель развития
отечественной нейропсихологии с точки зрения
данного подхода.
Прикладные аспекты нейропсихологии освещены в
статьях Б.С. Котик-Фридгут, Л.С. Цветковой, Т.В.
Ахутиной. О создании новых отраслей
нейропсихологии заявляют Е.Д. Хомская
(«Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты») и
Ю.В. Микадзе («Дифференциальная нейропсихология
детского возраста»).
Несомненный практический интерес для педагогов
и психологов образования представляет работа
Т.В. Ахутиной «Дифференциальная нейропсихология
детского возраста». Опираясь на теоретические
положения нейропсихологии и данные
нейропсихологического изучения трудностей
обучения, автор формулирует требования к
построению развивающего и здоровьесберегающего
обучения детей. Среди этих требований:
формирование у ребенка мотивации в обучении,
определение сложности заданий, адекватной
возможностям ребенка, альтернативность форм
предъявления и закрепления материала, контроль
за динамикой выполнения.
Автор приходит к выводу, что
индивидуально-ориентированный подход к
развивающему обучению применим ко всем учащимся,
но особенно полезен для детей с задержкой
психического развития.
КОРОТКО О РАЗНОМ
А.А. Леонтьев («А.Р. Лурия у истоков советской
психолингвистики») считает: отечественная
психолингвистика своим развитием обязана тому,
что у ее истоков стоял А.Р. Лурия.
Н.К. Корсакова и Н.Ю. Прахт («О принципе
динамичности в концепции А.Р. Лурия»),
отталкиваясь от луриевского принципа
динамической локализации психических функций,
задались целью изучить динамику функциональных
перестроек в познавательной деятельности
пожилых людей. Полученные результаты позволяют
говорить, что при нормальном старении происходит
снижение уровня функционирования правого
полушария и одновременное повышение роли левого.
Историкам психологии хорошо известно увлечение
Лурия в начале 20-х годов психоанализом. Эта
деликатная подробность в научной биографии
Лурия анализируется С.А. Богданчиковым («А.Р.
Лурия и психоанализ»).
ПОЛИФОНИЯ ЛИЧНОСТИ
После прочтения журнала хочется повторить
вслед за А.Г. Асмоловым: «Кем был Александр
Романович Лурия? Медиком... Педагогом...
Историком... Лингвистом... Писателем...
Психологом... Он был и остается шире любых
профессий. Полифония личности А.Р. Лурия породила
до сих пор до конца не распознанную программу
жизнетворчества, которая продолжает свершаться
в судьбах его учеников».
Любопытные факты и тонкие наблюдения,
содержащиеся в статье М. Коула, позволяют не
только лучше понять развитие научных взглядов
А.Р. Лурия, но и поверить в необычайную силу его
разума.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Своими впечатлениями от общения с А.Р.
Лурия делится А.Н. Ждан («Уроки А.Р. Лурия»). По
мнению автора, важнейшим фактором
многосторонней деятельности ученого была его
исключительная личность, «разные грани которой
отразились во всей его работе с учениками и
коллегами, в общении с друзьями». Автор с помощью
отдельных штрихов пытается создать целостное
представление о личности Лурия, а также пытается
извлечь некоторые уроки из его большой жизни в
науке.
Урок первый. Разносторонность научных интересов
в начале профессионального пути, с одной стороны,
и наличие Учителя (которым стал Выготский), с
другой, — две составляющие творческой личности.
Урок второй. Всем своим творчеством Лурия
утверждал не противоположность, а единство двух
научных подходов в психологии:
естественно-научного и гуманитарного. Высоко
оценивая роль точных методов в психологическом
исследовании, он призывал не забывать об
искусстве клинического наблюдения. Лурия считал
свой подход к психологии в равной степени и
классическим, и романтическим. В то же время
некоторые свои работы («Маленькая книжка о
большой памяти») Лурия рассматривал как попытку
возродить традиции романтической науки.
Урок третий. Только теоретически обоснованная
работа может иметь настоящий практический
эффект; психология может развиваться только в
единстве теории и практики.
Урок четвертый. В образе А.Р. Лурия воплотились
лучшие черты профессора Московского
университета — создателя самостоятельной
научной школы, подлинного Учителя.
Урок пятый. Лурия опирался не только на
отечественную, но и на зарубежную науку.
Творчество Лурия вобрало в себя достижения
мировой научной мысли, а созданная на их основе
нейропсихология явилась значительным вкладом в
мировую науку.
Эти уроки, безусловно, помогают понять
исторический смысл психологии А.Р. Лурия. В то же
время они убедительно показывают, какова роль
личности в истории, в культуре, в науке. Лурия
говорил о том огромном влиянии, которое оказал на
него Выготский.
Современная же психологическая наука ждет своих
Учителей — своих Выготского и Лурия, которые
создадут новые школы, проведут оригинальные
эксперименты, увидят пути решения практических
задач, наконец, найдут выход из того
мировоззренческого хаоса (или вакуума?), в
котором оказалась наша психология.
Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии МГУ,
г. Москва |