ЭЙДОТЕХНИКА
Александр ЛУРИЯ
«Маленькая книжка о большой памяти» — едва ли
не самое известное произведение Александра
Романовича. Конечно, если оценивать его книги по
величине вклада в науку, то в лидеры выйдут
другие произведения. Но именно история
знаменитого пациента Ш. с его феноменальной
памятью стала почти всенародной.
Большинству читателей Ш. запомнился как
природный феномен, от рождения обладающий
уникальными навыками запоминания. Но одного
таланта оказалось мало, и Ш. пришлось еще
дополнительно работать над собой, когда он стал
профессиональным мнемонистом и начал выступать
с эстрады.
«Школьный психолог» сегодня публикует отрывок
из «Маленькой книжки о большой памяти»,
посвященный приемам эйдетического запоминания,
которые сам Ш., став профессиональным
мнемонистом, применял, чтобы еще улучшить свою
память.
Статья опубликована при поддержке завода металлоконструкций "ЛИДЕР-ДВЕРЬ". Завод производит металлические входные двери от фирмы LIDER-DVER, решётки на окна, козырьки, ставни и гаражные ворота. Гарантия качества, доступные цены, большой выбор. Все двери изготавливаются квалифицированными специалистыми на высокотехнологичном оборудовании в соответствии ГОСТ. Посмотреть каталог товаров, информацию об оплате и доставке и сделать заказ Вы сможете на сайте: http://lider-dver.ru/.
Первое, над чем Ш. должен был начать работать, —
это освобождение образов от тех случайных
влияний, которые могли затруднить их
«считывание». Эта задача оказалась очень
простой.
«Я знаю, чего мне нужно остерегаться, чтобы не
пропустить предмет, — и я делаю его большим. Вот я
говорил вам — слово «яйцо». Его легко было не
заметить... и я делаю его большим... и прислоняю к
стене дома и лучше освещаю его фонарем...»
Увеличение размеров образов, их выгодное
освещение, правильная расстановка — все это было
первым шагом той «эйдотехники», которой
характеризовался второй этап развития памяти Ш.
Другим приемом было сокращение и символизация
образов, к которой Ш. не прибегал в раннем периоде
формирования его памяти и который стал одним из
основных приемов в период его работы
профессиональным мнемонистом.
«Раньше, чтобы запомнить, я должен был
представить себе всю сцену. Теперь мне
достаточно взять какую-нибудь условную деталь.
Если мне дали слово «всадник», мне достаточно
поставить ногу со шпорой... Теперешние образы не
появляются так четко и ясно, как в прежние годы...
Я стараюсь выделить то, что нужно...»
Прием сокращения и символизации образов привел
Ш. к третьему приему, который постепенно приобрел
для него центральное значение.
Получая на сеансах своих выступлений тысячи
слов, часто нарочито сложных и бессмысленных, Ш.
оказался принужден превращать эти ничего не
значащие для него слова в осмысленные образы.
Самым коротким путем для этого было разложение
длинной и не имеющей смысла или бессмысленной
для него фразы на ее составные элементы с
попыткой осмыслить выделенный слог, использовав
близкую к нему ассоциацию...
Мы ограничимся несколькими примерами,
иллюстрирующими ту виртуозность, с которой Ш.
пользовался приемами семантизации и
эйдотехники...
В декабре 1937 г. Ш. была прочитана первая строфа из
«Божественной комедии»:
Nel mеzzо del camin di nostra vita
Mi ritrovai per una selva oscura,
Che la diritta via era smarita,
Ahi quanta a dir qual era e cosa dura. |
Как всегда, Ш. просил произносить слова
предлагаемого ряда раздельно, делая между каждым
из них небольшие паузы, которые были достаточны,
чтобы превратить бессмысленные для него
звукосочетания в осмысленные образы.
Естественно,
что он воспроизвел несколько данных ему строф
«Божественной комедии» без всяких ошибок, с теми
же ударениями, с какими они были произнесены.
Естественно было и то, что это воспроизведение
было дано им при проверке, которая была
неожиданно проведена... через 15 лет! Вот те пути,
которые использовал Ш. для запоминания:
«Nel — я платил членские взносы, и там в
коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo)
— я скрипач, я поставил рядом с нею скрипача,
который играет на скрипке; рядом — папиросы
«Дели» — это del; рядом тут же я ставлю камин (camin);
di — это рука показывает дверь; nos — это
нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra
— он поднимает ногу через порог, там лежит
ребенок — это vita, витализм; mi — я
поставил еврея, который говорит «ми — здесь ни
при чем»; ritro — реторта, трубочка прозрачная,
она пропадает, — и еврейка бежит, кричит «вай» —
это vai. Она бежит, и вот на углу Лубянки — на
извозчике едет per — отец. На углу Сухаревки стоит
милиционер, он вытянут, стоит как единица (una).
Рядом с ним я ставлю трибуну, и на ней танцует
Сельва (selva); но чтобы она не была Сильва —
под ней ломаются подмостки — это звук «э»...»
Мы могли бы продолжить записи из нашего
протокола, но способы запоминания достаточно
ясны и из этого отрывка. Казалось бы, хаотическое
нагромождение образов лишь усложняет задачу
запоминания четырех строчек поэмы; но поэма дана
на незнакомом языке, и тот факт, что Ш.,
затративший на выслушивание строфы и композицию
образов не более нескольких минут, мог
безошибочно воспроизвести данный текст и
повторить его... через 15 лет, «считывая» значения
с использованных образов, показывает, какое
значение получили для него описанные приемы...
Чтение только что приведенных протоколов может
создать естественное впечатление об огромной,
хотя и очень своеобразной логической работе,
которую Ш. проводит над запоминаемым материалом.
Нет ничего более далекого от истины, чем такое
впечатление. Вся большая и виртуозная работа,
многочисленные примеры которой мы только что
привели, носит у Ш. характер работы над образом,
или, как мы это обозначили в заголовке раздела, —
своеобразной эйдотехники, очень далекой от
логических способов переработки получаемой
информации. Именно поэтому Ш., исключительно
сильный в разложении предложенного материала на
осмысленные образы и в подборе этих образов,
оказывается совсем слабым в логической
«организации запоминаемого» материала, и приемы
его «эйдотехники» оказываются не имеющими
ничего общего с логической «мнемотехникой»,
развитие и психологическое строение которой
было предметом такого большого числа
психологических исследований. Этот факт можно
легко показать на той удивительной диссоциации
огромной образной памяти и полном игнорировании
возможных приемов логического запоминания,
которую можно было легко показать у Ш.
Мы приведем лишь два примера опытов, посвященных
этой задаче.
В
самом начале работы с Ш. — в конце 20-х годов — Л.С.
Выготский предложил ему запомнить ряд слов, в
число которых входило несколько названий птиц.
Через несколько лет — в 1930 г. — А. Н. Леонтьев,
изучавший тогда память Ш., предложил ему ряд слов,
в число которых было включено несколько названий
жидкостей.
После того как эти опыты были проведены, Ш. было
предложено отдельно перечислить названия птиц в
первом и названия жидкостей во втором опыте.
В то время Ш. еще запоминал преимущественно «по
линиям», — и задача избирательно выделять слова
одной категории оказалась совершенно
недоступной ему: самый факт, что в число
предъявленных ему слов входят сходные слова,
оставался незамеченным и стал осознаваться им
только после того, как он «считал» все слова и
сопоставил их между собой...
Мы сказали об удивительной памяти Ш. почти все,
что мы узнали из наших опытов и бесед. Она стала
для нас такой ясной — и осталась такой
непонятной. Мы узнали многое о ее сложном
строении... И все же, как мало мы знаем об этой
удивительной памяти! Как можем мы объяснить ту
прочность, с которой образы сохраняются у Ш.
многими годами, если не десятками лет? Какое
объяснение мы можем дать тому, что сотни и тысячи
рядов, которые он запоминал, не тормозят друг
друга и что Ш. практически мог избирательно
вернуться к любому из них через 10, 12, 17 лет? Откуда
взялась эта нестираемая стойкость следов?
Его исключительная память, бесспорно, остается
его природной и индивидуальной особенностью, и
все технические приемы, которые он применяет,
лишь надстраиваются над этой памятью, а не
«симулируют» ее иными, не свойственными ей
приемами.
До сих пор мы описывали выдающиеся особенности,
которые проявлял Ш. в запоминании отдельных
элементов — цифр, звуков и слов.
Сохраняются ли эти особенности при переходе к
запоминанию более сложного материала —
наглядных ситуаций, текстов, лиц? Сам Ш.
неоднократно жаловался на... плохую память на
лица.
«Они такие непостоянные, — говорил он. — Они
зависят от настроения человека, от момента
встречи, они все время изменяются, путаются по
окраске, и поэтому их так трудно запомнить».
В этом случае синестезические переживания,
которые в описанных раньше опытах гарантировали
нужную точность припоминания удержанного
материала, здесь превращаются в свою
противоположность и начинают препятствовать
удержанию в памяти. Та работа по выделению
существенных, опорных пунктов узнавания, которую
проделывает каждый из нас при запоминании лиц
(процесса, который еще очень плохо изучен
психологией), по-видимому, выпадает у Ш., и
восприятие лиц сближается у него с восприятием
постоянно меняющихся изменений света и тени,
которые мы наблюдаем, когда сидим у окна и
смотрим на колышущиеся волны реки. А кто может
«запомнить» колышущиеся волны?..
Не менее удивительным может показаться и тот
факт, что запоминание целых отрывков оказывается
у Ш. совсем не таким блестящим.
Мы уже говорили, что при первом знакомстве с Ш. он
производил впечатление несколько несобранного и
замедленного человека. Это проявлялось особенно
отчетливо, когда ему читался рассказ, который он
должен был запомнить.
Если рассказ читался быстро — на лице Ш.
появлялось выражение озадаченности, которое
сменялось выражением растерянности.
«Нет, это слишком много... Каждое слово вызывает
образы, и они находят друг на друга, и получается
хаос... Я ничего не могу разобрать... а тут еще ваш
голос... и еще пятна... И все смешивается».
Поэтому Ш. старался читать медленнее, расставляя
образы по своим местам и... проводя работу,
гораздо более трудную и утомительную, чем та,
которую проводим мы: ведь у нас каждое слово
прочитанного текста не вызывает наглядных
образов и выделение наиболее существенных
смысловых пунктов, несущих максимальную
информацию, протекает гораздо проще и
непосредственнее, чем это имело место у Ш. с его
образной и синестезической памятью. |