ВЛАДИМИР
28—29 октября во Владимирском институте
усовершенствования учителей был проведен
семинар «Работа с учащимися классов
выравнивания на предметной основе»
Сейчас классы выравнивания существуют
практически в каждой школе. Поэтому у психологов,
педагогов, администрации школы возникает немало
вопросов, связанных со спецификой обучения детей
в этих классах.
В начале обучения важно определить причину
школьных трудностей детей. Не секрет, что
зачастую трудно найти грань между умственной
отсталостью и ЗПР, между ЗПР и крайним вариантом
нормы, а следовательно, определить программу
дальнейшего обучения ребенка. При этом само
попадание ученика в класс выравнивания еще не
гарантирует его дальнейшую успешность.
Е.Р. Малашкина, педагог-психолог школы № 18 г.
Коврова, уже семь лет работает над проблемой
обучения детей в классах выравнивания. На данном
семинаре она поделилась с коллегами своими
наработками.
Уже в процессе первоначальной диагностики (при
поступлении ребенка в 1-й класс) особое внимание
уделяется исследованию познавательной сферы —
его способности понять смысл короткого рассказа,
осуществить элементарное обобщение, составить
рассказ по серии сюжетных картинок, принять
помощь взрослого и т.д. При этом преимущество
отдается диагностическим методикам, позволяющим
отследить процессы психического развития с
опорой на нейропсихологические факторы.
Результаты входного исследования позволяют
выделить детей группы риска по обучению, которым
оказывается педагогическая и психологическая
помощь. Психолог в данном случае работает в
тесном контакте с педагогом класса, родителями и
психоневрологом. При целенаправленной,
заинтересованной работе всех сторон многие
трудности удается преодолеть.
В том случае, если психолого-педагогические и
медицинские исследования подтверждают наличие у
ребенка ЗПР, для детей создаются специальные
условия — обучение в «маленьком» классе (классе
выравнивания). В этих классах особое внимание
уделяется анализу типа и вида ошибок каждого
ребенка на уроках чтения, математики, русского
языка в начальной школе и при изучении
специальных предметов в среднем звене.
Психолог регулярно проводит
коррекционно-развивающие занятия,
способствующие устранению недостатков
психического развития детей и раскрытию
механизмов компенсации на основе программного
учебного материала.
Педагоги на уроках активно используют игры и
упражнения, направленные на развитие
оперативной памяти, слухового и зрительного
восприятия, на совершенствование тонкой
координации движения глаз и рук, на формирование
устойчивости и концентрации внимания.
Светлана ХРАМОВА,
педагог-психолог школы № 23,
г. Ковров |