Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2002


НОВОСТИ

ВЛАДИМИР

28—29 октября во Владимирском институте усовершенствования учителей был проведен семинар «Работа с учащимися классов выравнивания на предметной основе»

Сейчас классы выравнивания существуют практически в каждой школе. Поэтому у психологов, педагогов, администрации школы возникает немало вопросов, связанных со спецификой обучения детей в этих классах.
В начале обучения важно определить причину школьных трудностей детей. Не секрет, что зачастую трудно найти грань между умственной отсталостью и ЗПР, между ЗПР и крайним вариантом нормы, а следовательно, определить программу дальнейшего обучения ребенка. При этом само попадание ученика в класс выравнивания еще не гарантирует его дальнейшую успешность.
Е.Р. Малашкина, педагог-психолог школы № 18 г. Коврова, уже семь лет работает над проблемой обучения детей в классах выравнивания. На данном семинаре она поделилась с коллегами своими наработками.
Уже в процессе первоначальной диагностики (при поступлении ребенка в 1-й класс) особое внимание уделяется исследованию познавательной сферы — его способности понять смысл короткого рассказа, осуществить элементарное обобщение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, принять помощь взрослого и т.д. При этом преимущество отдается диагностическим методикам, позволяющим отследить процессы психического развития с опорой на нейропсихологические факторы.
Результаты входного исследования позволяют выделить детей группы риска по обучению, которым оказывается педагогическая и психологическая помощь. Психолог в данном случае работает в тесном контакте с педагогом класса, родителями и психоневрологом. При целенаправленной, заинтересованной работе всех сторон многие трудности удается преодолеть.
В том случае, если психолого-педагогические и медицинские исследования подтверждают наличие у ребенка ЗПР, для детей создаются специальные условия — обучение в «маленьком» классе (классе выравнивания). В этих классах особое внимание уделяется анализу типа и вида ошибок каждого ребенка на уроках чтения, математики, русского языка в начальной школе и при изучении специальных предметов в среднем звене.
Психолог регулярно проводит коррекционно-развивающие занятия, способствующие устранению недостатков психического развития детей и раскрытию механизмов компенсации на основе программного учебного материала.
Педагоги на уроках активно используют игры и упражнения, направленные на развитие оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия, на совершенствование тонкой координации движения глаз и рук, на формирование устойчивости и концентрации внимания.

Светлана ХРАМОВА,
педагог-психолог школы № 23,
г. Ковров