Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2002


НОВОСТИ

КАЛУГА

26 сентября здесь прошел семинар-совещание «Организационно-правовая составляющая психологической службы Калужской области»

Вопросу организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования Калужской области был посвящен семинар-совещание для руководителей психологических центров и служб системы образования области. Семинар был организован Областным психолого-педагогическим центром.
В повестке дня стояли вопросы: «Организационно-правовое состояние психологической службы Калужской области», «Анализ отчетов руководителей психологических центров и служб Калужской области», «Научно-методические рекомендации по работе с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации», «О роли психологической службы в решении актуальных социально-психологических проблем детей».
Работа семинара-совещания была продуктивной. Намечены дальнейшие пути развития психологической службы на территории области. Принято решение о проведении областной научно-исследовательской программы по изучению уровня психического развития учащихся общеобразовательных школ Калужской области в 2002/2003 учебном году. Поставлено в план работы создание методического совета по психолого-педагогическому сопровождению детей в учреждениях образования.
Вместе с тем отмечено, что в связи с отсутствием решения на федеральном уровне вопросов о пенсии за выслугу лет педагогов-психологов, а также из-за «драконовского» решения о 36-часовой недельной нагрузке педагога-психолога в ряде районов происходит отток практических психологов из образовательных учреждений (или наблюдается нежелание занимать имеющиеся вакантные места). Все это приводит к тому, что на протяжении последних лет количество работающих практических психологов в учреждениях образования не растет.
Оставляют желать лучшего и условия деятельности: отсутствие оборудованных кабинетов, сертифицированных методик и т.д. Это связано с напряженным бюджетом в районах, с недопониманием управленцев.
Участники семинара-совещания еще раз подчеркнули, что в условиях дефицита кадров целесообразным является создание и укрепление психологических центров. Тупиковым для многих районов является предложенная МО РФ модель медико-социально-психолого-педагогической службы, так как в районах отсутствуют не только квалифицированные, но и просто необходимые специалисты.
Министерство образования должно понять, что сегодня необходимо разрешить существование любых моделей психологических центров.
В заключение хочу высказать два важных, на мой взгляд, соображения.
1. Правовое положение и условия труда педагогов-психологов хуже, чем у других педагогических работников, которые тоже находятся у черты бедности. Ничего не изменив, мы рискуем потерять психологическую службу. Она медленно, но верно будет трансформироваться в социальную службу с воспитательным уклоном.
2. Было бы хорошо, если бы психологическая служба была представлена в Министерстве образования РФ не отделом управления, а самостоятельным управлением, например, управлением практической психологии и охраны здоровья детей. Это организационное изменение могло бы иметь далеко идущие последствия для всей практической психологии.

Геннадий ИВАНОВ,
директор Областного
психолого-педагогического центра,
г. Калуга