КАЛУГА
26 сентября здесь прошел
семинар-совещание «Организационно-правовая
составляющая психологической службы Калужской
области»
Вопросу организационно-управленческой и
научно-методической деятельности службы
практической психологии в системе образования
Калужской области был посвящен
семинар-совещание для руководителей
психологических центров и служб системы
образования области. Семинар был организован
Областным психолого-педагогическим центром.
В повестке дня стояли вопросы:
«Организационно-правовое состояние
психологической службы Калужской области»,
«Анализ отчетов руководителей психологических
центров и служб Калужской области»,
«Научно-методические рекомендации по работе с
детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной
ситуации», «О роли психологической службы в
решении актуальных социально-психологических
проблем детей».
Работа семинара-совещания была продуктивной.
Намечены дальнейшие пути развития
психологической службы на территории области.
Принято решение о проведении областной
научно-исследовательской программы по изучению
уровня психического развития учащихся
общеобразовательных школ Калужской области в
2002/2003 учебном году. Поставлено в план работы
создание методического совета по
психолого-педагогическому сопровождению детей в
учреждениях образования.
Вместе с тем отмечено, что в связи с отсутствием
решения на федеральном уровне вопросов о пенсии
за выслугу лет педагогов-психологов, а также
из-за «драконовского» решения о 36-часовой
недельной нагрузке педагога-психолога в ряде
районов происходит отток практических
психологов из образовательных учреждений (или
наблюдается нежелание занимать имеющиеся
вакантные места). Все это приводит к тому, что на
протяжении последних лет количество работающих
практических психологов в учреждениях
образования не растет.
Оставляют желать лучшего и условия деятельности:
отсутствие оборудованных кабинетов,
сертифицированных методик и т.д. Это связано с
напряженным бюджетом в районах, с недопониманием
управленцев.
Участники семинара-совещания еще раз
подчеркнули, что в условиях дефицита кадров
целесообразным является создание и укрепление
психологических центров. Тупиковым для многих
районов является предложенная МО РФ модель
медико-социально-психолого-педагогической
службы, так как в районах отсутствуют не только
квалифицированные, но и просто необходимые
специалисты.
Министерство образования должно понять, что
сегодня необходимо разрешить существование
любых моделей психологических центров.
В заключение хочу высказать два важных, на мой
взгляд, соображения.
1. Правовое положение и условия труда
педагогов-психологов хуже, чем у других
педагогических работников, которые тоже
находятся у черты бедности. Ничего не изменив, мы
рискуем потерять психологическую службу. Она
медленно, но верно будет трансформироваться в
социальную службу с воспитательным уклоном.
2. Было бы хорошо, если бы психологическая служба
была представлена в Министерстве образования РФ
не отделом управления, а самостоятельным
управлением, например, управлением практической
психологии и охраны здоровья детей. Это
организационное изменение могло бы иметь далеко
идущие последствия для всей практической
психологии.
Геннадий ИВАНОВ,
директор Областного
психолого-педагогического центра,
г. Калуга |