Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ «ЗВЕЗДЫ И ВОЛНЫ»

Урсула Аве-Лаллемант
СПб.: Речь, Семантика-С, 2002

Книга Урсулы Аве-Лаллемант знакомит психологов с почти незнакомой в нашей стране графической проективной методикой «Звезды и волны», разработанной автором. Книга, в первую очередь, адресована специалистам, которые имеют опыт работы с проективными тестами и знакомы с принципами анализа графических методик.
Автор считает, что в силу своей специфики тест «Звезды и волны» может быть использован для диагностики как особенностей личности, так и интеллектуального развития. В качестве личностного теста он обеспечивает существенную помощь психологу при индивидуальном консультировании, выясняя глубинные проблемы человека. При этом тест особенно результативен в сочетании с другими проективными методами диагностики, а также анамнезом и опросом.
Благодаря простой и понятной стандартизированной инструкции и свободе индивидуального раскрытия темы, тест оказывается особенно подходящим инструментом для сравнительных исследований, в том числе и межнациональных.
Книга является руководством по использованию теста «Звезды и волны». Она состоит из трех разделов. В первом разделе дана общая характеристика методики, во втором описываются конкретные случаи ее практического применения, в третьем рассказывается об областях применения теста.
Так, при работе с детьми от 3 до 5 лет в качестве теста умственного развития тест «3везды и волны» поможет выявить, насколько хорошо ребенок понимает задание и может ли выполнить его графически. Таким образом, уже применительно к маленьким детям данный тест можно использовать для оценки развитости высших психических функций. То есть этот метод диагностики может использоваться для выявления ранних признаков отклонений в психическом развитии детей.
Помимо этого, возможна оценка стилевых и пространственных особенностей рисунка, в том числе и с точки зрения пространственной символики. Это позволяет осуществить тонкий анализ личностных особенностей испытуемого.
В книге предлагается и содержательный анализ собственно символики рисунка. Особенно важно, как считает автор, что такой анализ возможен, начиная лишь с подросткового возраста.
Тест «Звезды и волны» хорошо зарекомендовал себя в качестве методики для выявления уровня развития детей, подростков и взрослых (в странах Европы). Появляются новые данные, подтверждающие правомерность использования этого теста в особых случаях, а также в медицинской диагностике и в криминологии. Во всех этих областях тест позволяет контролировать эффективность оказания профессиональной помощи.
С нашей точки зрения, тест представляет несомненный интерес для специалистов и может быть использован в практической работе психолога образования. Книга же, безусловно, будет интересна не только практическим работникам, но и ученым-психологам, изучающим личность.

Наталья СЕМАГО