Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ УМЕНИЙ. ШКОЛА ВИРДЖИНИИ САТИР

Шэрон Лойшен
СПб.: Питер, 2001

Имя Вирджинии Сатир известно каждому современному психологу. Своей известностью она обязана работе в области семейной психотерапии, а также сотрудничеству с создателями нейролингвистического программирования Р. Бэндлером и Дж. Гриндером. В США и в ряде других стран до настоящего времени работает сеть центров психотерапии Сатир AVANTA.
Чтение книг самой В. Сатир дает представление о ее методе терапии как о живом, творческом процессе, базирующемся на определенных теоретических представлениях. Она старалась распространять свой опыт и принимала деятельное участие в подготовке специалистов в области психологического консультирования и социальной работы.
Эта небольшая книжка, написанная последовательницей мастера, представляет собой обобщенное и в то же время конкретное изложение основных идей Сатир и технических приемов, используемых в работе с клиентами.
В настоящее время наблюдается явный дефицит отечественных публикаций, адресованных психологам, работающим со студентами, поэтому такого рода литература является весьма полезной в преподавательской работе.
В первых двух главах излагается биография Сатир и ее теоретические взгляды на семью и психотерапевтический процесс. Особое внимание уделяется анализу потенциала целостной личности и процессу и механизмам изменений. Биографические данные дополнены выдержками из ее собственных воспоминаний о детстве и значительных моментах биографии.
Процесс психотерапии по Сатир представлен в виде схемы, состоящей из трех блоков: первый блок — это начальная стадия (установление контакта с клиентом, вселение в него уверенности); второй блок — промежуточная стадия (вовлечение в процесс терапии, ослабление дезадаптивных стереотипов, обучение новому поведению); третий блок — заключительная стадия (руководство практикой, подчеркивание положительных изменений).
Последующие главы посвящены описанию технических приемов и подходов, характерных для каждой стадии терапии. В каждой главе приводятся примеры, а также упражнения для отработки навыков применения техник. Эти упражнения предполагают как аудиторную отработку, так и самостоятельную работу в виде домашних заданий. Эта часть книги заканчивается заданиями на закрепление всего набора психотерапевтических навыков, изложенных в книге.
В последней главе подробно воспроизводится запись одного из психотерапевтических сеансов Вирджинии Сатир, что позволяет на живом примере проследить, как удавалось этому психологу провести клиента по всем стадиям терапии.
Самостоятельный интерес имеют и приложения, в которых приводится, например, сравнительный анализ результатов семейной психотерапии В. Сатир, М. Боуэна и Дж. Хейли. Жаль только, что результаты этого исследования изложены слишком кратко. Впрочем, в тексте есть ссылка на источник, что дает читателю возможность при желании более подробно ознакомиться с методикой и данными исследования.

Александр ШАДУРА