ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ УМЕНИЙ.
ШКОЛА ВИРДЖИНИИ САТИР
Шэрон Лойшен
СПб.: Питер, 2001
Имя Вирджинии Сатир известно каждому
современному психологу. Своей известностью она
обязана работе в области семейной психотерапии,
а также сотрудничеству с создателями
нейролингвистического программирования Р.
Бэндлером и Дж. Гриндером. В США и в ряде других
стран до настоящего времени работает сеть
центров психотерапии Сатир AVANTA.
Чтение книг самой В. Сатир дает представление о
ее методе терапии как о живом, творческом
процессе, базирующемся на определенных
теоретических представлениях. Она старалась
распространять свой опыт и принимала деятельное
участие в подготовке специалистов в области
психологического консультирования и социальной
работы.
Эта небольшая книжка, написанная
последовательницей мастера, представляет собой
обобщенное и в то же время конкретное изложение
основных идей Сатир и технических приемов,
используемых в работе с клиентами.
В настоящее время наблюдается явный дефицит
отечественных публикаций, адресованных
психологам, работающим со студентами, поэтому
такого рода литература является весьма полезной
в преподавательской работе.
В первых двух главах излагается биография Сатир
и ее теоретические взгляды на семью и
психотерапевтический процесс. Особое внимание
уделяется анализу потенциала целостной личности
и процессу и механизмам изменений.
Биографические данные дополнены выдержками из
ее собственных воспоминаний о детстве и
значительных моментах биографии.
Процесс психотерапии по Сатир представлен в виде
схемы, состоящей из трех блоков: первый блок —
это начальная стадия (установление контакта с
клиентом, вселение в него уверенности); второй
блок — промежуточная стадия (вовлечение в
процесс терапии, ослабление дезадаптивных
стереотипов, обучение новому поведению); третий
блок — заключительная стадия (руководство
практикой, подчеркивание положительных
изменений).
Последующие главы посвящены описанию
технических приемов и подходов, характерных для
каждой стадии терапии. В каждой главе приводятся
примеры, а также упражнения для отработки
навыков применения техник. Эти упражнения
предполагают как аудиторную отработку, так и
самостоятельную работу в виде домашних заданий.
Эта часть книги заканчивается заданиями на
закрепление всего набора психотерапевтических
навыков, изложенных в книге.
В последней главе подробно воспроизводится
запись одного из психотерапевтических сеансов
Вирджинии Сатир, что позволяет на живом примере
проследить, как удавалось этому психологу
провести клиента по всем стадиям терапии.
Самостоятельный интерес имеют и приложения, в
которых приводится, например, сравнительный
анализ результатов семейной психотерапии В.
Сатир, М. Боуэна и Дж. Хейли. Жаль только, что
результаты этого исследования изложены слишком
кратко. Впрочем, в тексте есть ссылка на источник,
что дает читателю возможность при желании более
подробно ознакомиться с методикой и данными
исследования.
Александр ШАДУРА |