Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2002


КОЛЛЕГИ

ТЕХНОЛОГИИ
ЖИЗНЕННОГО ОПТИМИЗМА

Наверное, постоянные читатели «Школьного психолога» обратили внимание, что среди городских и областных психологических центров, упоминавшихся в разных наших рубриках, особым своеобразием отличается название астраханского Центра человековедческой компетентности педагогов профессора В.М. Шепеля.
Я сам давно отметил его среди бесчисленных социально-психолого-диагностико-медико-педагогических центров, но всегда испытывал некоторую настороженность. Слово «технологии» попахивает каким-то конвейерным производством, а прилагательное «человековедческий» и того хлеще — очень уж многообещающе звучит. Да и про профессора Шепеля, каюсь, ничего раньше не слышал.
Но после публикации статьи «Человековедческие технологии в Астрахани» (см. Школьный психолог», № 34, 2002 г.) настороженность уступила место любопытству. Несмотря на пугающие слова и словосочетания, в статье была описана нормальная работа нормального психологического центра. Да, своеобразного, даже авторского, но чтобы уж «человековедческого»... Любопытство победило, и я отправился в Астрахань.

Представьте себе человека, который стоит на одной ноге.
Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.
Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.
Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.
Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.
Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».

Татьяна Яковлева, директор Центра человековедческой компетентности педагогов г. Астрахани, приводит эту притчу как аналогию с положением учителя в современной ситуации образования. Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. И Центр человековедческой компетентности педагогов видит свою задачу в том, чтобы помочь учителю «встать на обе ноги».
Признаюсь, чем меня легко подкупить, так это подобной позицией. Очень не люблю «знающих, как надо», всегда предпочитал тех, кто помогает клиенту для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.
Поэтому позиция центра, его директора и сотрудников сразу вызвала доверие. Но все же сомнения оставались. Почему «человековедческие»? Откуда «технологии»? Кто такой профессор В.М. Шепель?

Выяснилось, что профессор В.М. Шепель и «изобрел» те самые человековедческие технологии и даже основал соответствующую кафедру в Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО). Несколько лет назад с Виктором Максимовичем познакомилась начальник Управления образования г. Астрахани Люция Мухамедова. Его идеи показались ей перспективными, и в 1996 г.
в структуре Управления был создан Центр человековедческой компетентности педагогов.
С тех пор и по сей день центр основывает свою работу на трех базовых технологиях (вслед за профессором будем употреблять это «индустриальное» выражение и мы): конфликтология, имиджелогия и ортобиотика. Первое название понятно без комментариев, под вторым скрываются техники самопрезентации, а третье означает технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (см. приложение 1). Как видите, за страшными словами стоят вполне здравые понятия.
Гордость центра — тренинговый кабинет имиджелогии, созданный по эксклюзивному проекту В.М. Шепеля и предназначенный для обучения знаниям и умениям самопрезентации, деловому этикету. Кабинет разбит на несколько рабочих зон для прохождения разных «технологических позиций» («строительство лица», манеры поведения, вербальное и невербальное общение, осанка и походка и т.д.). В кабинете имеется подиум, зеркальная стена, место для публичного выступления, ковровое покрытие для занятий релаксацией, аудио- и видеоаппаратура. Даже астраханское Управление культуры предпочитает именно здесь проводить свои встречи с директорами и методистами домов культуры и клубов, приобщая их к современной эстетике делового пространства.
Внедрением человековедческих технологий в центре занимается служба повышения педагогического профессионализма. Логика ее действий простая и эффективная. Раз в полугодие в центре набирают по две группы на каждый курс. Приглашают по 18 участников, двое-трое обычно отсеиваются, в результате за год обучается порядка 90 человек, преимущественно учителей и педагогов-психологов. Для такого относительно небольшого города, как Астрахань, это большая цифра. В центре отмечают, что все, например, педагоги-психологи города, за исключением «новеньких», уже прошли обучение по всем трем курсам.
Но занятиями дело не ограничивается. Сотрудники центра выезжают в учебные заведения города и области с семинарами, тренингами, проводят встречи с учащимися, родителями, педагогами, помогая им осознать, зачем нужны «эти самые технологии». Центр всячески способствует тому, чтобы его выпускники организовывали у себя в школах факультативы для старшеклассников, прежде всего по конфликтологии. Так идеи профессора Шепеля продвигаются дальше в массы. Массы, похоже, не возражают: подростки ходят на занятия с удовольствием.

Деятельность центра не ограничивается рамками человековедческих технологий. В частности, здесь много лет действует социологическая служба, проводящая социолого-психологические исследования как по запросу образовательных учреждений, так и по заказу администрации города. Перечислять темы всех исследований, наверное, нет смысла, так что приведу по одному показательному примеру.
В первом случае речь идет об изучении каких-либо особенностей конкретного образовательного учреждения. В прошлом учебном году, например, в одной из школ изучался адаптационный процесс учащихся первых классов, начавших обучение с шести лет. Выяснилось, что такие дети только формально могут быть названы учениками, так как психологически они остались дошкольниками. У них преобладает дошкольный тип внутренней позиции школьника, незрелое отношение к школе и учению.
В результате исследования было рекомендовано внести серьезные изменения в методы и формы работы: использовать дошкольный режим дня, укоротить урок, не ставить отметок, применять игровые приемы в обучении.
В случае же, когда заказчиком выступает администрация города, уровень исследований становится общегородским. Самым масштабным проектом стал анализ гражданского самочувствия учительства, который ведется с 1995 года. Аналитическую справку по результатам последнего года работы можно прочитать на соседней странице в приложении 2.

Еще одним направлением деятельности астраханского центра является методическая работа с педагогами-психологами.
Преимущество небольшого города: все психологи наперечет и все на виду. Сотрудники центра Наталья Сулейманова и Елена Лыкова, курирующие психологов соответственно детских садов и школ, ведут картотеку своих «подопечных» и знают всех в лицо и по именам.
Семинары для психологов назначаются на четверг — общегородской методический день. Среди последних тем семинаров «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии», «Активно-игровые формы в работе школьного психолога», «Технология работы психолога с проблемными детьми».
В прошлом учебном году впервые проводился Городской конкурс авторских программ педагогов-психологов учреждений образования. Лучшей программой была признана коррекционно-развивающая программа педагога-психолога Сании Арюковой «Другие мы», написанная в соавторстве с инструктором по физическому воспитанию Лилией Пушкинской.
Интересно, что конкурсные работы не только помогли сотрудникам центра выявить лучших психологов, но и послужили основой для анализа проблем в развитии службы. Например, конкурсная комиссия отметила недостаточную разработку теоретической базы, на которую опираются педагоги-психологи при создании своих программ.
Естественно, четвергами работа не ограничивается. Психологи обращаются за консультацией и методической помощью в любой день. Начинающих чаще интересуют вопросы, связанные с организацией деятельности, оформлением нормативной документации, проведением диагностических исследований. Психологи, имеющие опыт работы, больше обращаются за консультацией по подбору методической литературы для проведения занятий с педагогами, родительских собраний, выступлений на педсоветах.
В последнем случае на помощь приходит библиотека центра, которая насчитывает более 1000 изданий по вопросам общей, детской и возрастной психологии, психологии общения и управления, социологии, популярных изданий для воспитателей детских садов и учителей, родителей, практических психологов, социальных педагогов. В методическом кабинете имеются подписные издания популярных психологических журналов и газет (не могу не отметить, что подшивка «Школьного психолога» лежит на самом видном месте), тематические каталоги и картотеки, банк психодиагностических методик и тестов. Преподаватели школы милиции и педагоги общеобразовательных школ, студенты вузов и сотрудники наркологической службы города, психологи и социальные педагоги, методисты и медики — частые гости методического кабинета, где они имеют возможность работать с литературой и периодикой.
Таким образом, работа с педагогами-психологами проходит в двух направлениях. С одной стороны, проводятся консультации по запросам самих психологов, с другой стороны, сотрудники центра подбирают темы семинаров, которые считают наиболее актуальными.

Рассказ о направлениях деятельности центра логично было бы завершить описанием консультативной работы с детьми и родителями. Однако тут меня подстерегала неожиданность: такая работа целенаправленно в центре не ведется. Конечно, если кто-то из родителей обратится за помощью, то его не выгонят и дадут необходимую консультацию, но все же такой задачи центр перед собой не ставит.
Вернее, перед центром такой задачи не ставят, хотя сами сотрудники к этому давно готовы. По их мнению, в Астрахани нет специализированного учреждения, задачей которого было бы консультирование детей и родителей или проведение коррекционно-развивающих занятий. А потребность в таком учреждении уже назрела, что подтверждают и результаты специализированного социолого-психологического исследования.
Директор центра Татьяна Яковлева подготовила проект нового Положения о центре, в котором предусмотрела консультативную работу с детьми и родителями. Однако депутаты Городской думы и руководство города раз за разом отклоняют предложения по созданию Центра психологической помощи, мотивируя это финансовыми трудностями. А ставить эту работу на коммерческую основу сотрудники центра не хотят, так как сегодня доходы астраханского населения, мягко говоря, не столь высоки, чтобы платить за консультации психолога.
Так что пока центр занимается разработкой и внедрением человековедческих технологий, социолого-психологическими исследованиями и работой с педагогами-психологами. Четвертое направление, будем надеяться, появится со временем, поскольку отменить нормальную логику развития не удавалось еще никакой городской думе.

Как вы, надеюсь, увидели из моего рассказа, главной отличительной особенностью астраханского Центра человековедческой компетентности педагогов является работа с педагогами города по человековедческим технологиям профессора Шепеля. Я говорю именно об отличительной особенности, поскольку мне не приходилось встречать психологический центр, который работал бы столь активно именно с учителями.
А ведь когда мы рассуждаем о психологической службе, то часто приходим к выводу, что психолог должен работать не только и даже не столько с детьми, сколько с педагогами. К сожалению, на деле это желание осуществляется с трудом: на взаимный контакт педагоги и психологи идут неохотно.
Тем ценнее любой практический опыт их взаимодействия. Конечно, я, как патриот психологии, предпочел бы более привычные названия: профессиональное сгорание, психология педагогического общения и т.д. Но если педагоги «покупаются» на человековедческие технологии и имиджелогию с ортобиотикой, то и ладно, лишь бы содержание было на уровне.
В результате через необычные наименования педагоги привлекаются к добротной практической психологии. А там и до повседневного сотрудничества с собственными школьными психологами недалеко, тем более что они занимаются в тех же группах, что и педагоги.

Марк САРТАН
Центр человековедческой компетентности педагогов
профессора В.М. Шепеля,
г. Астрахань
Тел.: (8512) 39-28-17


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематические курсы «Имиджелогия», «Конфликтология», «Ортобиотика» ориентируют современного педагога прежде всего на адаптацию к сегодняшней жизни, овладение технологиями «умения светиться людям», бесконфликтного общения и личной саморегуляции здоровья, позволяют обрести дополнительные силы для своей деятельности.
Участие в учебных программах центра позволяет слушателям овладеть принципами, стратегией и тактикой общения, искусством самопрезентации, приемами воздействия на собеседника, техникой конструктивного диалога, способами создания благоприятной психологической атмосферы, приемами предупреждения и разрешения конфликтов, умением анализировать проблемные ситуации и конструктивно использовать личный опыт.

Из информационного буклета
Центра человековедческой компетентности педагогов
профессора В.М. Шепеля


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Аналитическая справка по результатам мониторингового опроса педагогов
«Гражданское самочувствие учительства г. Астрахани»

(апрель—май 2002 г.)

В апреле—мае 2002 г. социологическая служба центра ЧКП провела очередной опрос (предыдущие — апрель 1996, март 1998, апрель 2000, апрель 2001) педагогов в рамках исследования «Гражданское самочувствие учительства г. Астрахани». В качестве основного метода сбора информации использовалось анкетирование, в котором принимали участие 204 педагога школ города (из них 153 человека из общеобразовательных школ и школ-садов; 51 человек из гимназий и лицеев).
Цель опроса: описание состояния гражданского самочувствия учительства г. Астрахани, выявление и изучение динамики факторов, влияющих на гражданское самочувствие на данном временном этапе.
Задачи опроса:
1. Дать сравнительный анализ эмпирических данных исследования с 1996 по 2001 г.
2. Отразить динамику состояния гражданского самочувствия учительства г. Астрахани за шестилетний период.
3. Сравнить мнения и оценки состояния гражданского самочувствия учительства различных районов города.

Сравнительный анализ данных пяти замеров гражданского самочувствия педагогов г. Астрахани позволяет сделать следующие выводы.
1. В целом наблюдается положительная динамика состояния гражданского самочувствия педагогов города. Заметно улучшение показателей степени удовлетворенности состоянием здоровья членов семьи, заработной платой, внутрисемейными отношениями, своим положением в обществе, своей профессиональной деятельностью и своей жизнью в целом. Возможно, улучшение гражданского самочувствия работников отрасли связано с повышенным вниманием государства как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях к системе образования в целом и к проблемам педагогического труда в частности.
2. Наблюдается тенденция снижения уровня удовлетворенности учителей проведением свободного времени и возможностью приобщения к культурным ценностям. Эти показатели взаимосвязаны между собой, а значит, чем больше у педагогов возможностей для приобщения к культурным ценностям, тем выше у них степень удовлетворенности проведением досуга.
3. Статистическая группировка ответов респондентов по району расположения школы позволяет проследить следующие тенденции:
Среди педагогов района А прослеживается отрицательная динамика удовлетворенности внутрисемейными отношениями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, жилищными условиями семьи, общественным признанием профессии учителя. Положительная динамика — в удовлетворенности заработной платой, положением в обществе, возможностями творческой самореализации на работе и своей жизнью в целом. По сравнению с предыдущим годом число показателей, по которым наблюдается положительная динамика, увеличилось, что может свидетельствовать об улучшении гражданского самочувствия педагогов данного района.
У педагогов района Б наблюдается негативная тенденция удовлетворенности состоянием своего физического здоровья, заработной платой, внутрисемейными отношениями, жилищными условиями семьи, проведением свободного времени, возможностью приобщения к культурным ценностям. При этом заметна положительная динамика удовлетворенности состоянием здоровья членов семьи, положением в обществе, общественным признанием профессии учителя, своей профессиональной деятельностью и своей жизнью в целом. Таким образом, основная масса показателей, по которым прослеживается положительная динамика, связана с профессиональной деятельностью учителей.
Среди педагогов района В наблюдается положительная динамика удовлетворенности большинством показателей, однако растет неудовлетворенность положением в обществе, возможностью творческой самореализации на работе, общественным признанием профессии учителя, что может свидетельствовать о недостаточном внимании общественности данного района к педагогам как к социально-профессиональной группе.
Педагоги района Г не удовлетворены проведением свободного времени, возможностью приобщения к культурным ценностям, общественным признанием профессии учителя. По остальным показателям отмечается положительная динамика.

...

Изучение настроения педагогов за последние шесть лет позволило сделать вывод о преобладании негативных эмоциональных реакций (раздражительно-агрессивное, угнетенно-депрессивное, тревожно-беспокойное настроения), сказывающихся на ощущении учителями жизненной ситуации, так как именно педагоги с негативными эмоциональными реакциями не удовлетворены своей жизнью в целом.
На протяжении всего мониторинга значимой идеей современного российского общества астраханские учителя считают создание такого общественного устройства, которое обеспечивало бы всем равные возможности, справедливое распределение материальных благ и достойное существование всем членам данного общества. В связи с этим актуализируется гражданская позиция педагогов города, заключающаяся в обеспокоенности состоянием образования и науки, воспитанием молодежи, уровнем правовой и социальной защищенности, ростом преступности.
Показательно, что на протяжении всего мониторинга идеи материального благополучия являются для учителей превалирующими (большинство из них не удовлетворены уровнем заработной платы, свыше 70,0% опрошенных в 2002 г. педагогов готовы принять участие в акциях протеста против несвоевременной выплаты заработной платы, а 64,2% — против низкого уровня оплаты труда). Поэтому важнейшим направлением социально-экономической политики государства, по мнению учителей, должно стать увеличение заработной платы и обеспечение учебных заведений необходимыми финансовыми средствами. Однако многомерный анализ данных не выявил значимых влияний на гражданское самочувствие педагогов уровня заработной платы. Поэтому считаем необходимым выделить данный вопрос для специального изучения.
В течение ряда лет большинство педагогов оценивают состояние института образования в стране как ухудшающееся (42,5% — в 2001г.; 50,0% — в 2002 г.); в то же время прослеживается устойчивая тенденция к оценке положения дел в сфере образования как стабилизирующегося (11,2% — в 2001 г.; 25,5% — в 2002 г.). Таким образом, несмотря на активную политику властных структур в сфере образования, астраханские педагоги не ощущают существенных перемен, что и нашло отражение в их оценке современного школьного образования.

Социологическая служба
Центра ЧКП
(Фаина Латышева,
Ольга Семенова)