Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2002


РЕПОРТАЖ

ДУШЕВНАЯ ПОМОЩЬ

Время перемен, реформы, перестройка, новый этап в развитии цивилизации — звучит красиво и впечатляюще. Но каждый из нас, кому посчастливилось жить в «интересное время», прекрасно знает цену любых перемен, потому как сам платил по счетам. Что делать, когда взрослому человеку тревожно, одиноко, страшно, когда одолевают проблемы, когда радости жизни потускнели, когда никто не может разделить с ним его печали, никто не может утешить и дать совет? В отдельные поворотные моменты истории таких людей, нуждающихся в помощи, становится очень, очень много.
Первые службы, оказывающие экстренную психологическую помощь по телефону, появились в Венгрии в 70-е годы. Все они имеют разные названия: «Служба доверия», «Душевная помощь», «SOS!» и др. Все они служат одной благородной цели, все работают бесплатно, ежедневно и максимально плотно по времени — большинство круглосуточно, некоторые — по 12 часов.

ОБЩАЯ КАРТИНА

Рабочий визит сотрудников Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП) для участия в конференции венгерских служб телефонной экстренной психологической помощи (ТЭПП) проходил с 20 по 27 сентября 2002 г. Первая встреча была организована в Будапеште, в офисе Венгерской ассоциации. С организационной стороной работы российских коллег знакомил Домонкош Буза — руководитель службы и президент Венгерской ассоциации.
В Венгрии созданы и работают две ассоциации. Первая — Венгерская ассоциация, которая на сегодня объединяет 35 служб из 25 городов. Кроме того, есть еще 5 служб, пока не входящих в ассоциацию. В это национальное объединение входят службы, работающие со взрослым населением. Для молодежи и детей в Венгрии есть 18 «своих» служб ТЭПП, объединенных в «параллельную» молодежную ассоциацию. Оба объединения — партнеры и находятся буквально в ежедневном взаимодействии.
Большинство служб находится на самофинансировании. Есть три основных источника средств для их существования. Первый — государственный бюджет. Каждый венгр платит налоги, и из них 1% — на социальные нужды. Каждый венгр имеет право поддержать тот или иной благотворительный фонд, помогающий сиротам, пожилым, ВИЧ-инфицированным и т.д. Если человек не может определиться сам, то просто передает свой 1% государству, а оно уже направляет его деньги в пользу особенно нуждающихся. Таким образом, поддержку от государства, а другими словами — от общества, получают и венгерские службы экстренной психологической помощи по телефону.
Другой источник финансирования — муниципальный. Третий — спонсорские средства. Чтобы их добыть, ведется большая работа с зарубежными благотворительными фондами, налаживаются связи с представителями бизнеса, подаются заявки на гранты — безвозмездные денежные субсидии.
Во всех службах консультантами работают волонтеры, а специалисты за небольшую зарплату координируют их работу. По возрасту, роду основных занятий, образованию люди эти очень разные, однако девиз жизни у них один: «Отдавая, обретаешь».
В будапештской службе ТЭПП две трети составляют консультанты, не имеющие психологического образования. Среди них есть инженер, археолог, экономист, домохозяйка, социальный работник, священник, строитель, финансист, юрист, монахиня, психолог, воспитатель. Например, Акош из Будапешта — молодой, симпатичный, серьезный парень, в основное время социальный работник, несколько лет работает с особым контингентом — проститутками и их семьями.

СОТРУДНИКИ И УСЛОВИЯ ИХ РАБОТЫ

Следует отметить, что в венгерских службах ТЭПП работают священники, принадлежащие разным конфессиям. В целом же все службы находятся вне политики и вне религии, тем самым максимально открыты и толерантны по отношению к абонентам. В структуре ТЭПП есть специалисты, ответственные за отбор персонала, за обучение консультантов, за внешнее и внутреннее администрирование и информационную работу. Как правило, это 4–5 человек, составляющих штат службы.
В объявлениях об очередном наборе консультантов, которые периодически появляются в местных СМИ, нет упоминания о работе в качестве телефонного консультанта. Просто приглашаются люди, ощущающие внутреннюю потребность работать в «службе помощи». Таким образом, на первое место ставится суть работы, а не ее форма.
При отборе будущих консультантов из числа желающих используются специальные тесты. В их основе знакомая российским коллегам методика Кэттэлла. Тесты помогают выявить мотивацию кандидата, систему его жизненных ценностей. Все претенденты проходят собеседование. Тестирование и собеседование помогают разглядеть в человеке качества, необходимые именно для этой сложной работы. Консультантом на телефоне доверия может стать далеко не каждый.
Все члены команды в свое время изъявили желание работать в службе и прошли этапы отбора и обучения. Минимальный период подготовки консультанта — 100 часов в течение 6 месяцев. В будапештских службах консультантов готовят в течение полутора лет, их подготовка длится более 180 часов. В среднем период активной работы консультанта в службе душевной помощи длится 2–3 года. Почему? Мадьяры говорят о себе: «Мы — свеча, зажженная с двух концов». Это, несомненно, относится и к консультантам, принимающим чужую душевную боль.
Особое место занимает супервизия. Как и в России, эта работа способствует повышению квалификации и профилактике синдрома сгорания. Супервизия осуществляется в нескольких формах. Первая — индивидуальная, супервизор наблюдает консультанта в процессе работы. Позиция супервизора в отношении консультанта — не «сверху», а «рядом», по принципу зеркала. Супервизор работает, прежде всего, по просьбе самого консультанта.
Помимо индивидуальной супервизии практикуются и групповые занятия, в ходе которых психологи, вместе с консультантом, обсуждают конкретный случай. Собрания, в которых принимает участие группа консультантов, проходят один раз в неделю. Супервизия — неотъемлемая часть работы, ее проведение может быть инициировано и руководителем службы, если он видит в этом необходимость по отношению к консультанту, группе или команде в целом.
Служебное помещение, где непосредственно ведется прием звонков, включает в себя рабочую зону консультанта, дизайн которой предусматривает звукоизоляцию и необходимый комфорт для длительного дежурства, а также очень уютную мини-кухню. Все остальное — офисная часть.

НА ПЕРЕДОВОЙ НЕВИДИМОГО ФРОНТА

Естественно, что мы интересовались наиболее актуальными для жителей Венгрии, Будапешта в частности, проблемами.
Как известно, статистика умеет говорить. Всего в год венгерские службы ТЭПП принимают более 600 тысяч обращений. На первом месте — конфликты в семье и проблемы межличностных отношений. На втором — проблемы, связанные с одиночеством, с самооценкой. 6–7% из общего числа составляют звонки душевнобольных людей, всего же в Венгрии люди с отклонениями в психике составляют 3% населения. 5–7% обращений связано с суицидом. Именно волна суицидов обусловила в Венгрии, как и во всей Европе, появление служб ТЭПП. Ежегодно ими принимается шесть тысяч звонков от людей, подошедших к последней черте отчаяния.
Таким образом, с момента своего рождения службы ТЭПП находятся на передовой невидимого фронта. 60% из всего количества звонков составляют повторные обращения. Наиболее часто из числа взрослых за психологической поддержкой в Венгрии обращаются женщины.
Среди бесспорно положительного — реклама венгерских служб ТЭПП. С этим дело обстоит так хорошо, что в России мы можем только мечтать о таком. Первые страницы массивных телефонных справочников, специальные буклеты, визитки, плакаты, стенды, информация в газетах, на радио, в эфире ТВ — словом, задействовано и подключено абсолютно все! Плюс к тому ежегодные акции — так называемый телефонный день, проходящий по всей стране. Добровольцы служб ТЭПП выходят на улицы, идут в школы и раздают рекламные материалы, собирают многочисленные аудитории молодежи. Разумеется, все это стоит денег, и не малых. Каким образом в Венгрии возможна такая активная рекламная деятельность абсолютно некоммерческих организаций?
Все дело в том, что в Венгрии принят закон об общественной рекламе. Реклама в общественных целях, а по-нашему — социальная реклама, признана в Венгрии делом национальной значимости. Мудро!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МИШКОЛЬЦЕ

Знакомство с работой психологов в городе Мишкольце началось с посещения психологического кабинета в областной больнице, где нас любезно приняла детский психолог Эдит, ведущая, кроме того, супервизорскую работу в команде мишкольской службы ТЭПП. Как выяснилось, в Венгрии большинство психологов ведут прием в поликлиниках и носят белые халаты. Соответственно, отношение к ним у населения как к докторам. А к докторам, как известно, большинство из нас по доброй воле ходить не любит.
Психологическое образование можно получить в медицинском вузе, сдав дополнительный экзамен по специализации психолога. Словом, система совсем другая. Венгрия — страна небольшая, всего 10 миллионов жителей, поэтому психологов готовит только один вуз.
А социальных, экономических и психологических проблем в Венгрии хватает, хотя бы из-за высокого уровня безработицы. В одном только Мишкольце безработных свыше 20% населения. На «психологической передовой» в Мишкольце трудится примерно 25 специалистов, имеющих различную ведомственную принадлежность. Они многое знают друг о друге, пересекаются на практических конференциях, но, по большому счету, работают автономно.
От обаятельной Эдит мы узнали о проблемах, с которыми люди обращаются за помощью. Среди этих проблем: психосоматические случаи, различные нарушения в поведении детей (энурез, тик и др.), психические травмы, полученные детьми при разводе родителей, и т.д.
В практике Эдит есть и групповые занятия с семьями. В ходе таких встреч в одной комнате сидят семьи и работающие с ними два терапевта. В это время ведется видеосъемка, в соседней комнате за занятиями наблюдает супервизор. Таким образом, работа в случае супервизии идет на двух уровнях: аудитория — консультант и консультант — супервизор. Эдит со вздохом сказала, что для активной групповой работы есть все условия, но, увы, очень трудно собрать группу. И не потому, что люди не хотят, а потому, что все мамы и папы очень заняты на работе и крайне ограничены в своем свободном времени.
Формы работы психолога включают в себя прием населения, индивидуальные консультации, групповую работу, выступления перед жителями (в школах и организациях). Кроме того, мишкольские СМИ охотно дают возможность психологам выступать на ТВ или публиковать свои материалы на страницах газет.
Распространена практика прямого эфира, когда люди могут звонить прямо в студию и задавать вопросы. Одна из задач просветительской работы — показать разницу между психологом и психиатром, повлиять на досадные отрицательные стереотипы среди населения при обращении за помощью к психологам. Такие проблемы существуют и в России.
У консультантов службы мы также интересовались проблематикой обращений. Содержание звонков связано с обычными житейскими трудностями. «Большая часть населения не ходит в церковь (хотя храмы в Мишкольце есть для всех), но тем не менее испытывает потребность в душевной помощи», — об этом нам говорил отец Бертолан, или просто Берти, — священник, который отдает часть своего времени работе в службе ТЭПП.
Среди молодежных обращений много звонков от студентов, впервые покинувших родной дом и с трудом адаптирующихся в новых условиях. Для Мишкольца, города с одним из крупнейших в стране университетов, это актуально. Оказавшись в новой для себя среде, столкнувшись с необходимостью устанавливать новые связи, получая первый и порой драматичный опыт, студенты звонят в службу, надеясь найти помощь. Среди обращений молодежи 75% звонков связано с трудностями в партнерских отношениях и 5% — с сексуальными проблемами.
10–15% обращений связано с проблемами воспитания детей, значительная часть звонков вызвана трудностями во внутрисемейных отношениях. Наркомания и суицид — темы, неминуемо возникающие в разговоре при посещении любой службы ТЭПП. Из упомянутых двух зол — на первом месте проблемы наркозависимости.

КАК ПРЕДОСТЕРЕЧЬ ОТ ТРАГИЧЕСКОГО ШАГА

На следующий день мы были приняты руководителем мишкольской службы ТЭПП, заведующей неврологическо-токсикологическим отделением областной больницы, доктором Илоной Шаги.
По статистике, 10% пациентов отделения составляют те, кто пытался покончить с собой. Суицидентов, когда их жизнь вне опасности, по специально разработанной методике, опрашивают о причинах их поступка. Так, за прошлый год 25% из них осознанно хотели уйти из жизни, 75% поступили так назло кому-то или чему-то (демонстративный суицид). 71% пациентов составляют женщины, 29% — мужчины. Если принимать в расчет долю в общем населении края, то наибольший процент суицида в группе неженатых и незамужних, а также среди пожилых людей.
Если отталкиваться от места проживания, то по количеству суицидов печально лидирует сельская местность, за ней идет Мишкольц, а после малые города вокруг него. 62% суицидов совершается людьми, чей образовательный уровень соответствует неоконченному среднему образованию. Это связано с тем, что этим людям во много раз труднее найти работу. Обратил на себя внимание и еще один факт: за минувший год в среде людей с высшим образованием не было ни одного суицида. Таким образом, в Мишкольце очередной раз опровергается миф о «раздерганных интеллигентских нервах».
Большой опыт лечения суицидентов подтолкнул к мысли о необходимости превентивных мер и скорейших практических шагов в этом направлении. По сей день доктор Илона Шаги убеждена, что служба «Душевная помощь» — первая из реальных и эффективных возможностей изменить ситуацию. На второе место она ставит просветительскую работу и особую подготовку семейных врачей, в будущем призванных реально наблюдать не только за физическим, но и за психическим состоянием подопечных. На сегодня большой проблемой является нехватка специалистов-психологов, работающих с детьми.
Каждый год в отделении оказывается помощь 4 тысячам пациентов. Из них почти половина случаев связана с отравлениями токсическими веществами.
За порогом больницы нас ждал сюрприз — под веселую музыку, в хорошей компании мы отправлялись в знаменитые карстовые пещеры...

«МЫ ГОВОРИМ ДЬёР, ПОДРАЗУМЕВАЕМ ИМРЭ!»

Имрэ Фаркаш — неугомонная душа города Дьёр, известный детям как бессменный Св. Микулаш (Дед Мороз), отец-основатель молодежной службы ТЭПП и Венгерской ассоциации молодежных служб ТЭПП.
Имрэ в Англии изучал опыт работы служб сети «Childline». На основе собранной им информации была разработана собственная программа. В Дьёре все начиналось с энтузиазма и маленькой комнаты в полузатопленном подвале, где работать было практически невозможно. В то время каждый год около 16 молодых людей кончали жизнь самоубийством, попыток же было намного больше. Вот почему служба должна была быть несмотря ни на что. Но городские власти рассудили иначе и проблемы с помещением решили просто — службу закрыли. Результат сказался незамедлительно: через два месяца — новые суициды, через три — еще одна волна. Службе после очередной аудиенции у мэра дали наконец возможность работать. И снова не замедлил сказаться результат, но уже позитивный: в 2000 году в Дьёре не было ни одного случая суицида в среде молодежи! Однако поддержка властей была чисто символической. Вопрос с помещением Имрэ пришлось решать все-таки самому. Будучи бизнесменом, он «просто» устроил его из своих «офисных ресурсов». В 1995 году Имрэ основал Фонд — частное семейное предприятие, развивающее деятельность молодежных служб ТЭПП. В 1996 году возникли новые проблемы, так как национальная телефонная компания отказалась предоставлять службам ТЭПП льготы по оплате звонков.
Помня о принципе «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», Имрэ собрал представителей служб ТЭПП из других городов. Так в мае 1997 года родилась Венгерская ассоциация молодежных служб ТЭПП, объединившая 18 команд, состоящих из 450 волонтеров и специалистов. Венгерское название ассоциации — GYITOS (перевод этой аббревиатуры звучит так: «Общевенгерская ассоциация детских и молодежных телефонных служб»). Стоит ли говорить, за кого на выборах ее президента отдали большинство голосов?
Говоря о положении дел сегодня, стоит отметить, что GYITOS получает поддержку от государства, это погашает примерно 20% ее расходов. В Венгрии есть национальная телефонная компания. С ней у «взрослой» и молодежной ассоциаций наконец установились партнерские отношения. Компания выделяет средства ассоциациям служб ТЭПП, а те, в свою очередь, распределяют средства по службам, оплачивая таким образом их расходы.
И еще один заслуживающий внимания момент. Не все молодежные службы работают ежедневно и круглосуточно. В некоторых городах они могут работать только 6 часов в сутки, но в наиболее «пиковый» период. Тем не менее, подростки и молодежь, живущие в этих городах, помощь могут получить всегда. Такое возможно благодаря деятельности центральной молодежной службы в городе Мишкольце, в которую автоматически перенаправляются звонки.
Ассоциацией достигнуто соглашение с телефонной компанией об оплате стоимости всех междугородних звонков, поступающих в службы ТЭПП. В рамках действующего налогового законодательства службы ТЭПП поддерживают и представители бизнеса.
В среднем в дьёрскую молодежную службу поступает свыше 8,5 тысяч звонков ежегодно. Примерно в 150–200 случаях речь идет о намерении совершить самоубийство. Возраст звонящих преимущественно от 12 до 22 лет. Возраст консультантов — от 18 до 35 лет. Консультанты всегда работают в паре, при этом один работает с абонентом, а второй включает запись, слушает, помогает, не вступая в диалог с абонентом. Второй консультант одновременно является супервизором в отношении первого. (К слову, у английских коллег запись производится автоматически.) В Дьёре архив аудиозаписей засекречен и хранится 2 года.
В долгом и содержательном разговоре за круглым столом, начатом накануне, выявилось очень много общего в работе служб ТЭПП в России и в Дьёре. Первое отличие — аудиозапись поступающего в службу звонка. Венгерским парламентом принято специальное решение о разрешении магнитофонной записи консультаций в службах ТЭПП. Звонящего предупреждают, что разговор будет записан. В разговоре не упоминается ни имя, ни адрес звонящего. У абонента есть право отказаться от аудиозаписи разговора. В свое время вопрос об аудиозаписи консультаций обсуждался и в России. Но учитывая технические возможности российских служб и различные мнения их представителей, аудиозапись входящих звонков в российских службах не ведется.
В 2000 году Венгерская молодежная ассоциация служб ТЭПП выпустила сборник под редакцией доктора Варги Габор, посвященный проблемам психологического консультирования по телефону. Автором одной из статей является Шандор Коважнаи, сотрудник мишкольской службы. Его статья называется «От надежды — к действию». Пожалуй, это название как нельзя лучше подходит к пути, пройденному венгерскими службами ТЭПП. Быть действенными у них получается. И это — не мало.

Светлана ИВАНОВА,
пресс-служба РАТЭПП,
г. Щелково,
Московская область