СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
— А ты кто?
— Я и сама не знаю.
— Если ты не знаешь, то я тем более.
Я знаю кем я была сегодня утром,
но с тех пор я уже несколько раз
менялась...
Льюис Кэрролл.
Алиса в стране чудес
|
Автор рисунка
Вероника Михалко
|
Подростковый возраст — это возраст поиска и
обретения себя. Вопросы, на которые предстоит
ответить молодым людям: «Кто я?», «Откуда пришел?»
и «Куда я иду?» В процессе поиска ответов на эти
вопросы возникает немало трудностей. Если у
подростка формируется установка, выражаемая
словами: «Я не нравлюсь, я не способен, я не
значу», — это способствует изменению личности в
отрицательную сторону. Такой подросток
становится трудным. На основе отрицательных
самопредставлений строится негативное
поведение.
История самостановления — это история героя, так
часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый
подросток становится на путь героя, проходя
через испытания, преодолевая трудности, делая
тот или иной выбор. Используя героическую сказку
или миф в коррекционной работе с подростками, мы
помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в
состоянии пройти множество путей, сделать
множество выборов, получить множество различных
результатов. Идентифицируя же себя с героем мифа
или сказки, он имеет такую возможность. Он сможет
выбрать, по какому пути ему пойти, опираясь на
опыт других героев.
В сказочном путешествии можно предложить
подросткам различные игры и упражнения,
направленные на развитие самоинтереса,
рефлексии, повышение самооценки и уверенности в
себе, снятие эмоционального напряжения и
накопление положительного опыта.
На первом занятии подросткам предлагается
выполнить следующие упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ
«СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА»
Задачи: развитие самоинтереса, рефлексии,
стимулирование творческого самовыражения.
Участники сидят в кругу.
Инструкция
Мы попали на сказочную поляну страны Фантазии.
С этой поляны начнется наше путешествие.
Очутившись на ней, каждый из вас преображается в
сказочного героя. Какие же герои собрались на
поляне? Сейчас каждый участник должен
представиться. Все строчки вашего представления
должны начинаться словами: «Я...», «Мой...», «У
меня...» Например: «Я — Белый рыцарь. Я люблю
лошадей. Я — сильный, могу защищать кого-нибудь. У
меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был
ручной гепард».
При обсуждении ведущий может спросить у
участников:
Чье самоописание понравилось больше всего?
С кем они хотели бы встретиться в стране
Фантазии?
Что герои могли бы дать волшебной стране?
ИГРА «СВИТОК ПРАВИЛ»
В любой групповой работе важен этап принятия
правил, по которым группа будет существовать. В
сказкотерапевтической группе с подростками
можно разработать и принять правила в игровой
форме.
Материалы
Большие листы бумаги или обоев, маркеры, краски,
фломастеры. Можно взять краску для граффити
(пульверизаторы для окраски автомобилей), если
подростки захотят оформить правила в таком
стиле. В этом случае нужно будет заранее на стены
прикрепить обои.
Инструкция
Жизнь жителей страны Фантазии протекает по
определенным правилам. Но самое интересное
заключается в том, что эти правила определяют те,
кто путешествует по этой стране. Каждый из вас
может установить здесь любые законы, которые
покажутся вам разумными. Какие правила каждый из
вас введет в этой стране?
Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он
должен будет записать свои правила. Затем он
объявит их для всех жителей и гостей страны
Фантазии.
На выполнение этого задания дается 10 минут.
После того как все герои-путешественники
ознакомят других участников со своими правилами,
необходимо составить один список, который будет
действовать на территории Фантазии все время,
пока продолжается путешествие. Для этого
подростки проводят обсуждение и принимают общие
для всех правила.
Единый свод правил можно записать на отдельном
листе и украсить его. Он будет висеть на стене в
течение всего путешествия.
По окончании работы можно обсудить:
Какое собственное правило кажется каждому герою
особенно важным?
Понравились ли тебе правила других? Какие именно?
С какими правилами ты был совершенно не согласен?
Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод
правил?
УПРАЖНЕНИЕ
«ПАРОЛЬ ДЛЯ ВХОДА И ВЫХОДА»
На сказкотерапевтических занятиях с
подростками мы часто используем зеркало. В
древних философских концепциях зеркало — символ
души, удерживающий и хранящий все впечатления
человека, а также проекция его сознания. Часто
зеркало в сказках воспринимается как дверь
(«Алиса в Зазеркалье»), и поэтому оно может стать
частью ритуала перемещения в сказочную страну
или страну Фантазию.
Инструкция
Для того чтобы попасть в страну Фантазию,
каждый герой должен подойти к этому волшебному
зеркалу, посмотреть в течение одной минуты на
себя и сказать что-то хорошее о себе в
утвердительной форме. Например: «Я — хороший
друг», «Я — красивая», «Я — сильный» и др. Это
пароль для входа. Утверждения не должны
повторяться. Каждый раз при «входе» называется
новое достоинство.
При выходе из страны Фантазии необходимо снова
посмотреть на себя в зеркало и, повторив
названное при входе достоинство, добавить, как
оно помогло герою в путешествии. Например: «Я —
хороший друг. В пути я не оставил в беде своих
друзей», «Я — красивая. Красота помогала мне в
общении» и т.д. Это пароль для выхода.
УПРАЖНЕНИЕ
«ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОРАКУЛ»
На своем пути наши герои сталкиваются с
различными испытаниями. Одним из них может стать
встреча с Зеркальным оракулом или с Волшебными
зеркалами троллей.
Материалы
Зеркала по количеству участников.
Участники рассаживаются по кругу.
У каждого в руках зеркало. Это и есть Зеркальный
оракул.
Инструкция
Путешествуя по стране Фантазии, мы оказались
в ущелье Зеркального оракула. Каждый из героев
сталкивается с ним на своем пути. Продолжить же
путь сможет только тот, кто задаст оракулу
вопросы и получит ответы. Вопросы:
Кто я?
Что я люблю?
Что я не люблю?
Что меня пугает?
Что имеет для меня большое значение?
Чего я хочу?
Чего я не хочу?
На выполнение этого задания дается 5 минут.
Затем проводится обсуждение. Ведущий задает
вопросы:
Какой вопрос оказался для героев самым сложным?
Что отвечал Зеркальный оракул?
Какой ответ понравился больше всего?
Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазии
существует Зеркальный оракул?
УПРАЖНЕНИЕ
«ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА ТРОЛЛЕЙ»
Материалы
Два зеркала примерно одного размера (одно
должно быть простым, обычным, другое —
нестандартной формы, в красивой рамке, резной или
литой; рамки можно сделать из картона, придав
обычным зеркалам волшебную форму), два листа
бумаги, фломастеры.
Инструкция
Страну Фантазию населяют различные
волшебные существа. Глубоко под землей живут
тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные
зеркала. Сегодня наши герои пройдут испытание
Волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой
рамке показывает герою мир в серых,
пессимистичных красках. Зеркало в красивой рамке
показывает мир в ярких, оптимистичных красках.
Каждому герою необходимо подойти по очереди к
каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на
листке (он лежит под зеркалом) первое, что пришло
в голову по поводу своей личности.
На выполнение этого упражнения каждому дается 2
минуты.
Обсуждение можно провести по следующим вопросам:
Как чувствовали себя герои, когда смотрели в
Волшебные зеркала троллей?
Какое зеркало понравилось больше?
Почему одни герои смотрят дольше в одно зеркало,
а другие в другое?
Чего сможет достичь каждый герой, если будет
смотреть только в одно зеркало?
ИГРА «ЗАМОК ГЕРОЯ»
Часто трудные подростки бывают агрессивными. В
связи с этим у них существуют проблемы
конструктивного взаимодействия друг с другом.
Для разрешения таких проблем проводится эта
игра.
Материалы
Скотч, ножницы, картон, коробки разного размера,
ватман.
Инструкция
Недавно в стране Фантазии прошел сильный
ураган, который наслала великая колдунья Ничто.
Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной
страны. Настоящие герои не только борются со
злом, но и создают что-то новое и прекрасное.
Сейчас нам необходимо разделиться на 3 группы по 4
человека. Затем каждая группа героев, используя
предложенные материалы, должна за 15 минут
создать свой волшебный замок. Очень важный
момент — в процессе работы нельзя разговаривать
друг с другом, постарайтесь найти другие способы
взаимодействия между собой.
Через 15 минут группы представляют свои замки.
Обсуждение проводится с помощью вопросов:
Хватило ли вам материала?
Как работала ваша группа?
Был ли у вас ведущий?
Как вы понимали друг друга?
Довольны ли герои результатом?
Сердился ли кто-то на кого-то?
От чего зависит успех при такой работе?
УПРАЖНЕНИЕ
«ОСЛИНАЯ ШКУРА»
Во многих ситуациях подростки воспринимают
себя ниже или выше окружающих. Обе эти позиции
изолируют их от других людей и неизбежно
приводят к возникновению напряжения в
отношениях. Для снятия такого рода напряжения и
коррекции самооценки можно использовать данное
упражнение.
Инструкция
Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда
— хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на
равных с окружающими. Сейчас мы попробуем
почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес
и бродим по нему... Пусть каждый сейчас
представит, что все другие герои хуже него. Они
слабее, не такие умные, не такие красивые, как ты...
Ты один настоящий герой. И не просто герой, а
принц или даже король волшебной страны. Как ты
при этом ходишь, что чувствуешь?
(Дается 1 минута на выполнение этого задания.)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из
вас представит, что он хуже других. На тебе теперь
ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не
так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и
смеются над тобой. Они гораздо сильнее и умнее
тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь?
(Дается 1 минута на выполнение этого задания.)
Теперь остановитесь и встряхните руками и
ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне.
Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать
королем, а другой ослиной шкурой. Пусть король
расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение
превосходства, что он чувствует в этом состоянии.
(Дается 1–2 минуты на выполнение этого задания.)
Теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих
чувствах.
(Дается 1–2 минуты на выполнение этого
задания.)
Сейчас чары спали, и все герои снова стали
равными. Никто не лучше других и не хуже. Что при
этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать
в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите
об этом друг другу.
(Дается 1–2 минуты на выполнение этого задания.)
Можно обсудить это упражнение с помощью
вопросов:
Какие ощущения испытывает король?
Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
Какие есть преимущества у ослиной шкуры?
А какие недостатки?
Какие преимущества дает равноправие?
Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты
чувствовал себя королем? А ослиной шкурой?
УПРАЖНЕНИЕ
«СОН ГЕРОЯ»
Для того чтобы справляться с ежедневными
проблемами, человеку нужен позитивный образ
будущего. Особенно это важно в наше время, когда
подростки со всех сторон слышат о том, что ничего
хорошего от будущего ожидать нельзя. В этом
упражнении мы помогаем подросткам разработать
свой личный образ будущего.
Инструкция
Вы долго путешествовали и, наверное, устали.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три
глубоких вдоха.
Представьте себе, что каждый из вас заснул,
устроившись на отдых под большим раскидистым
деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит
самого себя через пять лет...
(На выполнение этого задания дается 15 секунд.)
Обратите внимание на то, как вы выглядите через
пять лет, где вы живете, что вы делаете.
(На выполнение этого задания дается 15 секунд.)
Представьте себе, что вы очень довольны своей
жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем
работаете? Кто находится рядом с вами?
(На выполнение этого задания дается 15 секунд.)
Теперь сделайте три глубоких вдоха.
Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все
свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь
запомнить все, что вы увидели.
Сейчас каждый возьмет лист бумаги, ручку и
запишет, каким он будет через пять лет: где будет
жить и работать, кто будет рядом. Подумайте также
над тем, как вы достигли этого.
(На выполнение этого задания дается 10 минут.)
После выполнения задания подростки вновь
занимают свои места в кругу. Проводится
обсуждение:
Довольны ли вы увиденным образом будущего?
Что понравилось больше всего?
Было ли что-то, что не понравилось?
Что хотели бы изменить в своем образе будущего?
Какие шаги для этого нужно предпринять?
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной
педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск |