Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2002


НАШИ ДЕТИ

КАЛЕЙДОСКОП ЧУВСТВ

Отзвенело лето свободой детских счастливых голосов, пришел сентябрь и собрал всех ребят за партами школ. Каким будет для них этот новый год их жизни? «Что узнают ребята нового и полезного?» — спрашивают родители, утопая в многообразии учебников и книг. «С этого года все школьники имеют право изучать английский язык и информатику уже со второго класса», — гордо извещают педагогов директора школ. «Мы сделали еще один шаг в сторону Европы и уже совсем скоро заживем счастливо и богато», — надеются учителя. Так ли это? Все ли мы учли, думая о грядущем безграничном счастье наших воспитанников?

ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ!

Я зашла в класс пятиклашек и увидела натянутые словно струны прямые спины, безупречно прямо сложенные руки на партах и... широко раскрытые глаза с застывшим трепетным ожиданием. Ожиданием чего? Новых знаний, уроков, домашних заданий и оценок? И неожиданно для самой себя я спросила детей: «Ребята, а для чего человеку дана душа?» С послушной готовностью они начали отвечать на этот совсем нелегкий для психологов вопрос:

Чтобы чувствовать!
Чтобы быть добрым!
Чтобы жалеть!
Чтобы любить!

И ни одного ответа в духе древнегреческих философов, чьими наследниками в науке мы являемся. Никто, даже отличники, не сказал сокровенное для ученых: «Чтобы познавать!» Дети хотят чувствовать, быть добрыми и любить. Им это кажется элементарно простым. А нам?
Для нас пятый класс — это начало сложного подросткового возраста, очередного кризиса в развитии. Кризис — резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние, острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение. Проще говоря — это когда «верхи не могут», а «низы не хотят». «Верхи» — это мы, взрослые, владельцы судеб «низов» — детей. В.И. Слободчиков очень точно определяет существо кризиса подросткового возраста: подростки обнаруживают, «что в собственном «Я» ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры, что в пределах собственной жизни — собственного смысла нет (есть лишь окружающие чужие смыслы)».
Чем же обусловлен кризис, который неизбежно испытывают ребята? Что порождает этот кризис, когда «ум с сердцем не в ладу»? Что мы знаем о самой душе, которая дана человеку, «чтобы чувствовать и любить»?

БЕЗДУШНОЕ ВОСПИТАНИЕ

За долгие годы развития психологии как науки мы не приблизились к пониманию сущности души, мы утонули в расчленении души на психические процессы. «Ценность души в сегодняшнем научном языке равна нулю; даже меньше чем нуль, ибо во всех использующих это понятие сразу подозревают мистиков или идеологических чудаков» (Карл Кёниг).
К. Юнг определял изучение чувств как приоритетное направление в психологии. Многочисленные исследования, посвященные эмоциям человека, начинаются с утверждения либо о невозможности их изучения (Дж. Уотсон, Е. Даффи, М. Мейер), либо о крайней запутанности данного вопроса. У. Джемс, заметив, что разговор о чувствах сводится к длинным синонимическим рядам, определил эту сферу как «самый скучный отдел психологии». К.Г. Ланге обратил внимание на роль эмоциональной сферы — «нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер — ума и воли». Выготский признавал, что «психология чувств оказалась самой бесплодной и скучной из всех глав этой науки». Почему так?
Еще Платон сказал, что основное предназначение души заключается в познании окружающей действительности с целью главенства в мире. Человек был противопоставлен всей Природе. Вся динамика европейского общественного развития свидетельствует о стремлении человека к уничтожению или по крайней мере к снижению значимости чувств и эмоциональности в своей жизни. Эмоциональный человек стал мыслиться в обществе как нечто «недообученное», «простецкое». «Импульсивность» же воспринимается как некий недостаток в развитии.
Правильно ли это?
Действительно ли дорогу в познании прокладывают ученые, а не «сумасшедшие художники», научные фантасты и прочая философская и артистическая братия, воспринимающая жизнь «нервами своей души»?
Чего мы добились, делая из детей холодных и в итоге равнодушных к чужим страданиям энциклопедистов?
Мести. Мести по отношению к тем, кто их детские души угнетал и не давал права на полет фантазии и чувств.
Воспользовавшись знаниями и добившись положения в обществе, теперь уже «сверху», они так же методично, логично и крайне уравновешенно объясняют, глядя сквозь черные очки, что пенсии повысить не позволяет бюджет, а льготы за труд не положены — работайте, как мы, и будете иметь. Болеть не имеете права — должны работать так, как нас учили. Животным нет места на земле — надо строить заводы, фабрики, которые предназначены на благо человека. А человека ли?
Все вроде бы логично и спорить бессмысленно, а душа все равно не приемлет этого. Почему?

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Эмоции — это не просто реакция организма на физиологическом уровне, это не просто связь с когнитивными процессами. Эмоции — это, очевидно, и есть первичный язык индивидуальной души.
В проблеме эмоций так много неясного и запутанного именно потому, что неясным остается вопрос относительно роли души в системе человеческого организма и места человека в системе реальной действительности. Мы продолжаем развивать понимание человека как некой машины, наделенной ДНК, определяющей те или иные физиологические особенности.
К проблеме эмоций ученые по-прежнему продолжают подходить с технических позиций: измеряют ЭЭГ, ЭКГ, КГР и т.п., несмотря на то что практически не знают, как трактовать полученные данные. Любое вещество или организм в целом, насыщенные внутренними взаимодействиями, неизбежно изменяются и производят определенные изменения вокруг себя. Но почему и с какой целью возникают те или иные изменения — вопрос открытый.
Мы забыли о Платоне, который рассматривал душу как носительницу идей, то есть, говоря современным языком, как некоторую информационную сущность каждого человека, способную только во взаимодействии с подобным или тождественным ей внешним миром рождать новые идеи, обнаруживая свое наличие. И это рождение всегда предваряется и сопровождается движениями души, или эмоциями.

НЕРАЗУМНЫЕ УБИЙЦЫ

Вернемся к детям. В дошкольном детстве они привыкли проявлять себя непосредственно, и именно эта отличительная черта детства вызывает восхищение и умиление взрослых. Непосредственность также необходима всякому художнику. Непосредственность. Живость. Эти слова почти синонимы. С ними связаны любознательность, нестандартность, оригинальность. А это уже относится к индивидуальности. Вот и возникает вопрос, как же ребенку пройти по минному полю «развития личности», не растеряв ни жизненных сил, ни здоровья, не потеряв себя? Но при этом стараясь соответствовать требованиям цивилизованного общества?
Ведь всякий раз, когда мы, взрослые, слышим детский возглас или видим внешнее яркое проявление движения души, мы недовольно поджимаем губы, а порой одергиваем ребенка: «Куда тебя понесло!» А потому и «понесло», что «крючочек» души поймал нечто родственное во внешнем мире, произошло соединение внутреннего с одним из проявлений внешнего мира. Молчащая струна под воздействием колебательных движений от рядом звучащего аналогичного инструмента по закону резонанса начинает откликаться и звучать, обнаруживая свой потенциал.
А мы «умно» советуем ребенку успокоиться, остепениться, подумать, не нервничать, то есть фактически прекратить всякую нащупанную, эмоциональным образом найденную связь души с безбрежным миром адекватных и неадекватных идей. Мы предлагаем ему закрыть глаза и двигаться на ощупь.
Убивая эмоциональность, мы в итоге убиваем и саму вероятность рождения новой нестандартной мысли, мы убиваем возможность раскрытия индивидуальной информационной программы души по закону резонанса, мы, в конечном счете, лишаем ребенка права на собственный путь, загоняя в рамки норм и стандартов. заученных форм поведения и ответов.
А лишившись индивидуального права, душа начинает умирать, задыхаясь в холодной логике чужих размышлений.
Постепенно теряя свой язык движений, душа шаг за шагом теряет способность улавливать и отражать внешний мир.

БЛАГОДАРЯ ЭМОЦИЯМ

Можно ли представить себе процесс высекания огня без неизбежно возникающей искры, из которой потом и возгорается пламя? Можно ли представить себе рождение новых идей в виде компиляции существующих? Можно ли представить себе любовь без сумасшедших поступков? И в первом, и во втором, и в третьем случае затеи превратятся в «тихую глупость», не нарушающую спокойствия соседей.
Природа ребенка начинает протестовать, противодействуя монотонному учительскому: «Сиди тихо», «Выучи то, что написано», «Напиши коротко и ясно», «Не смейся — ничего смешного нет», «Решай то, что дано». Природа уводит ребенка из «опасного поля» иногда даже с помощью симптомов болезни, дабы отдохнуть от давления и восстановить свои силы свободы, духа, гармоничных ритмичных сердечных сокращений.
Эти души, живые и трепетные, как весенние нежные лепестки... Они готовы раскрыться, готовы вобрать в себя окружающий мир, благодаря эмоциям.

Марина БЕСЕДИНА