Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2002


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

«ЛЮДЕЙ ЛЮБЛЮ! А СЕБЯ?..»

Наши переживания могут классифицироваться самыми разнообразными способами: по знаку (негативные и позитивные), по характеру воздействия на общее состояние (стенические и астенические), по силе проявления (от спокойствия до страсти) и т.п. Но можно разделить эмоции и по направленности — на внешний мир или на мир внутренний. И особенно интересно рассмотреть наши переживания по отношению к себе самому.

СЛОЖНАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ

Психологи выделяют в самосознании человека три основные подструктуры — когнитивную, аффективную и поведенческую. Вот как раз аффективная подструктура и содержит всю совокупность переживаний, которые человек испытывает по отношению к себе самому. Ведь никуда не деться от очевидного факта: труднее всего сохранить беспристрастность и эмоциональную холодность именно по отношению к самому близкому (ближе уже некуда) человеку — к самому себе. Узнав о себе нечто новое, открыв в себе какие-то новые черты и особенности, мы не можем оставаться равнодушными. Эти открытия нас радуют или огорчают, повергают в недоумение или даже пугают.
Аффективная подструктура самосознания характеризуется совокупностью трех видов отношений к тем важнейшим реальностям, в которых существует человек. Первая реальность — это обобщенная система его деятельности. Вторая — система его отношений с другими людьми. Третья — это он сам, точнее говоря, его уникальная личность.
Разумеется, такое разделение носит условный характер, однако оно помогает сориентироваться в ответах на практические вопросы человеческой жизни: хорошо или плохо я делаю то, что я делаю, и что я чувствую по этому поводу? В какие отношения я вступаю с другими людьми и доволен ли я этими отношениями? Как я отношусь к собственным личностным качествам и какие переживания возникают у меня в связи с этим?
Иначе говоря, чувства по отношению к самому себе определяются интеграцией переживаний, связанных со следующими видами отношений человека.
Во-первых, отношением к системе своих действий и поступков, к тем целям и задачам, которые субъект ставит перед собой в своей деятельности, к средствам и способам достижения этих целей, к наиболее значимым ценностям, реализуемым в деятельности; оценкой результатов своей работы.
Во-вторых, отношением к системе межличностных отношений с другими, эмоциональной оценкой того, как человек реализует основные функции общения — информационную, социально-перцептивную, презентативную, интерактивную и аффективную.
В-третьих, отношением к своим личностным качествам и в целом к своей личности, оценкой уровня своей компетентности и соответствия своему собственному идеальному Я-образу.

ЯВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Каждый из этих видов отношений может быть окрашен в яркую и богатую палитру переживаний. При этом эмоции могут в определенные моменты жизни противоречить друг другу.
Скажем, я, как школьный психолог, могу очень высоко оценивать свое умение осуществлять психодиагностические процедуры и обрабатывать результаты тестирования детей. Я считаю себя успешным в этой своей профессиональной деятельности, и мои чувства к этим действиям, разумеется, позитивны. Но одновременно, оценивая свое место в системе межличностных отношений, сложившихся в педагогическом коллективе, я испытываю эмоциональный дискомфорт, например, потому, что я до сих пор не сумел завоевать уважение со стороны учителей, да и не всегда наше общение с ними продуктивно. Кроме того, у меня возникает недовольство собой и в некоторых ситуациях общения с детьми, когда не удается добиться нужной степени доверительности отношений.
При аффективной оценке собственных личностных качеств я вообще могу испытывать по-настоящему амбивалентные чувства, поскольку меня, допустим, с одной стороны, жутко огорчает моя неспособность быть «заводилой» и генератором инициатив, а с другой — я радуюсь тому факту, что всегда аккуратен и пунктуален.
В итоге — вся совокупность моих переживаний по поводу собственной деятельности, моих отношений с окружающими и моей личности объединяется в обобщенное эмоционально насыщенное образование.

В РАЗНЫХ ТЕРМИНАХ

В современной психологии принято считать, что ключевым понятием, ядром аффективной подструктуры самосознания, основные характеристики которого и описывают совокупность эмоционально насыщенных отношений к себе, является самоотношение.
Глобально самоотношение может быть либо позитивным, либо негативным, то есть человек либо в целом принимает себя и относится к себе положительно, либо в целом не принимает и относится отрицательно. Образно говоря, «плюс» или «минус» самоотношения зависит от знака, который получается при суммировании всех чувств по поводу себя.
Для обозначения содержания самоотношения используются такие термины, как самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение и множество других. Как справедливо замечает С.Р. Пантилеев, иногда за этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей, иногда — различные представления о феноменологическом содержании самоотношения, но чаще — просто различия в словоупотреблении, базирующиеся на плохо отрефлексированных предпочтениях.
Но в то же время далеко не всегда можно говорить о глобальном самоотношении как о простой арифметической сумме аффективно заряженных более частных видов самоотношения. Механизм его возникновения может быть значительно более сложным. Например, формирование самоотношения может происходить по закону гештальта.
Терминологическую разноголосицу о сущности и содержании самоотношения возможно преодолеть, если обратиться к пониманию самоотношения в контексте представлений о смысле Я (В.В. Столин, 1983; С.Р. Пантилеев, 1993), поскольку смысл Я предполагает определенный способ его выражения, а разнообразие таких способов подразумевается спецификой используемого языка как отдельными индивидами, так и различными общностями.
Важнейшими структурными образующими самоотношения, по С.Р. Пантилееву, являются самоуважение (саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность Я), аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие), самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). В целом же самоотношение определяется им как эмоционально-оценочная система, как обобщенное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе.

ВОПРЕКИ РАССУДКУ

Как показали исследования В.В. Столина (1985), у самоотношения есть одно важное свойство — за счет расщепления глобального самоотношения и аутосимпатии падение позитивного самоотношения не приводит к росту негативного. Иначе говоря, человек может начать терять уважение и интерес к самому себе, в целом самоотношение становится менее позитивным, но симпатия к себе не дает преобладать явному неприятию себя. Человек как будто живет по принципу: «Я совершаю плохие поступки, у меня не складываются отношения с людьми, у меня полно дурных качеств. Но я себе все равно нравлюсь!»
Столин указывает, что самоотношение не является прямым следствием знания о себе, хотя в принципе выводится из него. При этом самопознание и самоотношение связаны опосредованно — с помощью оценки места собственных черт в отношении к мотивам, «опредмечивающим» потребность в самореализации.
И.И. Чеснокова выделяет в самоотношении различные уровни осознанности переживания — от неотчетливых эмоциональных реакций до полностью осознанного эмоционально-ценностного отношения к себе, которое она рассматривает как «процесс двойного опосредствования (учитывающий обратные связи) — мое отношение к себе первоначально формируется на основе моего отношения к другому; сравнивая, сопоставляя себя с другим, я вырабатываю отношение и к самому себе» (1977, с. 119).

ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА К СЕБЕ

Попробуем задаться вопросом: что представляет из себя оптимальный вариант самоотношения? Что лучше — негативное самоотношение или позитивное? Или еще конкретней: на шкале самоотношения с полюсами «негативное» и «позитивное» в каком месте следует поставить точку?
Иногда в ответ можно услышать: посередине. Поскольку-де середина — она всегда «золотая». Наверное, все-таки не всегда. Ведь середина между полюсами негативного и позитивного самоотношения фактически означает ситуацию индифферентного отношения к себе. Равнодушие — вообще в жизни черта, которую мало кто приветствует. А уж в отношении самого себя равнодушие просто недопустимо.
Есть люди, которые полагают, что в таком случае точку на нашей воображаемой шкале надо поставить все же ниже нуля. Не на самом краю, конечно, но в области негативного самоотношения. Дескать, быть недовольным собой — хороший стимул для самоизменения и личностного роста. Так ли это? К сожалению, недовольство собой, негативные чувства по отношению к самому себе очень часто приводят не к стремлению измениться, а к желанию избавиться от них (например, покончив с собой) либо к канализации ненависти на другие объекты — на окружающих людей или на мир в целом. Негативные чувства к себе могут трансформироваться в обиду, ярость, стремление отомстить кому-то за собственное несовершенство. В негативном отношении к себе мало продуктивного.
Несмотря на все эти очевидные закономерности, почему-то многие рассматривают позитивные чувства в собственный адрес как нечто постыдное. Любить себя кажется неприличным. «Людей люблю! А себя? Да разве я-то сам стою любви?» — подобная логика не лишена странности. Возможно ли «возлюбить ближнего своего», негативно относясь к самому себе? Утвердительный ответ представляется очень сомнительным.
Гуманистические психологи, и прежде всего Карл Роджерс, не раз обращали внимание на необходимость определенного сближения Я-реального и Я-идеального для гармонизации личности.
Школьному психологу стоит помнить о том, что, лишь испытывая к себе положительные чувства, он окажется способен помочь и детям сформировать позитивное самоотношение, а следовательно, и веру в себя и в свои возможности. Нас вдохновляет любовь других. Но мы должны уметь вдохновлять себя сами.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

1. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
2. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
3. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис... д-ра психол. наук. М., 1985.
4. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.