Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2002


МЕТОД
В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СИЛУЭТ ЧЕЛОВЕКА

 
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса —
Не Истину и Добродетель,
А человечка или пса.
И пес неистов и оранжев,
В зубах зеленое: «Гав-гав»!
И, радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах.
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели.
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели!
Давид Самойлов

Материалы
Рулон плотной бумаги (обратная сторона обоев, оберточная бумага), листы формата А4. Разнообразные изобразительные средства: карандаши, фломастеры, краски, мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик (выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).
Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Этапы

1. Настрой

Участникам предлагается сесть в круг. Каждый (поочередно) показывает какую-либо эмоцию (эмоциональное состояние, чувство). Остальные пытаются разгадать его замысел.
Если времени достаточно, а участников в группе не больше 10 человек, можно предложить упражнение из фонда арт-терапии (М. Бетенски).

Инструкция:
Разделите лист на три части. Изобразите с помощью линий и цвета страх, любовь, злость.
Основное условие: рисунки должны быть абстрактными и не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы). На изображение каждой эмоции отводится 2–3 минуты.

2. Индивидуальная работа

Инструкция:
На листе бумаги нарисуйте силуэт человека (изобразите только контуры, очертания).
«Заселите» силуэт эмоциями и чувствами, подберите каждому из них соответствующее место и подходящий цвет.
Придумайте название получившейся «картине» и короткий рассказ от имени самого первого изображенного вами чувства.

На все дополнительные вопросы о содержании, деталях, способах изображения ведущему надо отвечать: «Как вы считаете нужным».
После того как работа завершена, участники рассаживаются по кругу и обмениваются впечатлениями.

3. Работа в малых группах (2–4 человека)

Инструкция:
Нарисуйте силуэт человека в полный рост.
Разместите в этом силуэте различные эмоции, чувства и раскрасьте их в соответствующие цвета.

Каждая группа самостоятельно выбирает содержание и способы воплощения замысла, придумывает историю и название своему художественному произведению.

4. Этап вербализации и рефлексивногоанализа

Группы поочередно показывают и комментируют продукты совместного творчества.
Далее обсуждаются особенности индивидуальной работы и группового взаимодействия. Важно, чтобы каждый не только осознал свои доминирующие эмоции, чувства, переживания, но и попытался предоставить обратную связь другим участникам, проявил эмпатию, оказал психологическую поддержку. Ведь именно в результате сопереживаний, возникающих в общении, постепенно изменяется и обогащается эмоциональный опыт личности.

Комментарии. Рекомендации

С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор актуализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес в плане диагностики.
Диагностический ресурс данной методики (в контексте цветового выбора) повышается, если каждому участнику предоставлен одинаковый набор карандашей восьми «люшеровских» цветов. Однако при этом невольно ограничивается свобода выбора изобразительных средств, а значит, и диапазон проявления творческих возможностей, фантазии.
Правдоподобность изображения человеческой фигуры обычно расценивается как признак, связанный с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела.
Информативен выбор содержания доминирующих чувств и эмоций.
Предметом размышлений для психолога могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других.
В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости. Насколько этот процесс был энергичным? Много ли сил потрачено художником на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен силуэт или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?
Безусловно, информативна поза человека, а также место расположения каждого чувства и сопряженных с ним эмоций, эмоционального состояния.
К примеру, по одному мнению, любовь (как, впрочем, и ненависть) необходимо разместить в голове, по мнению других — в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство или, напротив, оно вовсе отсутствует.
Страх и ужас нередко рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях и кулаках.
Более единодушны авторы в выборе цветовых решений. Чувство любви окрашено преимущественно в розовый или красный; агрессия и злость — в черный, грязно-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас — в серый, темно-серый цвета.
Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов указывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности (М. Люшер, Л.Н. Собчик). Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Рассмотрим для примера следующую ситуацию.
Автор рисунка — взрослый мужчина. Длительный период находился в состоянии затянувшегося профессионального конфликта, конструктивный выход из которого найти не удавалось. Положение казалось ему безнадежным.
На предложение психолога изобразить и «заполнить» контуры человека любыми эмоциями, чувствами подходящей окраски, протеста не последовало. Напротив, мужчина с удовольствием принялся за работу. Сначала, не задумываясь, быстро нарисовал черным цветом комок ненависти в правой половине груди силуэта. Затем темно-коричневым изобразил жадность в кулаках. Грязно-серым закрасил всю остальную поверхность рисунка, поскольку страх, по его мнению, растекается по всему телу. В области сердца «поселил» двухцветную боль (оттенки болотного и ржаво-коричневого).
Работа была практически завершена, и автор, рассматривая ее, надолго задумался. В итоге появилось еще одно чувство — самодовольство, которое, как пузырь в виде скафандра, возвышалось над головой и плечами нарисованного человека.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "Кредиты онлайн". Мгновенный кредит, займ на карту в режиме онлайн, кредиты от частного лица, кредитные карты. Qiwi, Webmoney, MoneyMan и др. Узнать подробнее, контакты и быстро оформить кредит Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://wmzcreditor.ru/.


На этапе обсуждения мужчина сказал, что доволен образом, что нарисовал все основные чувства и эмоции, которые вспомнились в первую очередь. Он был искренне удивлен и долго смеялся, поскольку совсем забыл про любовь, радость, счастье, наслаждение, удивление и другие эмоциональные состояния, которые наполняли рисунки других участников арт-терапевтической группы.
По существу, это осознание и стало переломным моментом на пути к психологическому исцелению.
На этапе работы в малых группах можно последовать примеру известных литературных персонажей Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Участники группы разделяются на пары и по очереди, расположившись на устланном бумагой полу, обводят контуры головы, тела, рук и ног друг друга. Такой способ рисования обычно сопровождается яркой эмоциональной экспрессией, двигательной активностью и в итоге превращается в увлекательную, веселую, шумную игру.
С одной стороны, это способствует снятию мышечных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля.
С другой стороны, руководителю группы следует иметь в виду, что процесс может стать трудноуправляемым, особенно в работе с расторможенными, гиперактивными детьми. К тому же искаженные, персонифицированные контуры тела могут вызвать у «натурщика» чувства обиды, неловкости, агрессии, а значит, стать причиной внутреннего и внешнего протеста, существенным препятствием для самораскрытия на следующих этапах работы. Вот почему использование абстрактных шаблонов зачастую предпочтительнее. Тем более что в последнем случае основной акцент занятия смещается на самопознание, самоисследование. Это важно еще и потому, что в основе неврозов нередко лежит конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями.
За внешним игровым характером данной техники скрыт мощный диагностический потенциал. Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога и группы. Поэтому ведущему особенно важно быть предельно деликатным, честным и чувствительным в работе с хрупкой эмоциональной тканью человеческой души.
В контексте интерпретации рисунка стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.
Информативно «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.
Встречаются работы, на которых все характеристики повторяются дважды: в пространстве тела и в голове. Один автор такого рисунка объяснил, что «все эмоции и чувства живут в душе, но имеют свою проекцию на область мозга, так как сначала чувствуешь, а потом осознаешь».
В другом случае подобное зеркальное размещение автор аргументировал необходимостью все контролировать.
Визуальная творческая деятельность в своей структуре имеет психический компонент и компонент практической реализации задуманного образа. Поэтому изобразительный продукт в какой-то мере несет отпечаток усвоенных в процессе обучения изобразительных шаблонов или навыков рисования (чувство любви — красного цвета в форме сердца и т.п.). Хотя такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности.
Когнитивный образ может сдерживать спонтанные реакции. В то же время эмоциональные переживания, переведенные в когнитивную плоскость, облегчают отреагирование внутреннего напряжения и эмоциональных конфликтов.
Рисование связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, мышление. С одной стороны, чувство включается в соответствующие образы, с другой — само воображение влияет на чувство (Л.С. Выготский).
Следовательно, психолог может преднамеренно содействовать созданию доброжелательного настроя через художественное творчество, используя рисуночную деятельность для моделирования положительных эмоций.
Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических игр и упражнений.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
доктор педагогических наук

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Антон

рис. 1
рис. 1

Антон, 9 лет, ученик 3-го класса физико-математического лицея, отличник, обладает великолепной памятью и эрудицией, характеризуется высокой активностью, чувствительностью к замечаниям, эмоциональной неустойчивостью (рис. 1). В классе претендует на лидерство, общается со сверстниками в повелительном тоне, ставит условия.
Задание выслушал внимательно, дополнительных вопросов не задавал, а сразу приступил к работе. Предпочел цветные карандаши. Лист формата А4 расположил горизонтально.
Контуры человека рисовал простым карандашом тщательно, мелкими штрихами, часто стирал неудавшиеся элементы.
Долго раздумывал, несколько раз менял цветные карандаши, прежде чем приступить к раскрашиванию лица (в профиль). При этом Антон держал левую руку у рта, как бы прикрывая его, или грыз ногти.
Первым был выбран оранжевый цвет для изображения радости, которая заполняет все пространство головы. Затем черным нарисована грусть в ступнях ног и на затылке — небольшая область поверх оранжевого цвета. Такое сочетание расценивается как показатель способности к импульсивным агрессивным поступкам.
Третий выбор — вишневый цвет, которым изображена доброта в центре верхней части туловища. Четвертый выбор — коричневый цвет для рисунка усталости (ноги и кисти рук). Пятый выбор — желтый — облегчение (руки и плечи). Шестой выбор — голубой — веселость (область шеи). Седьмой выбор — зеленый — волнение (область живота от талии до груди, как бы вокруг чувства доброты).

Вероника

рис. 2
рис. 2

Вероника, 9 лет, ученица 3-го класса (рис. 2).
Девочка спокойная, замкнутая, на уроках сдержанна, активности не проявляет, за помощью к учителю или одноклассникам не обращается, получает, в основном, удовлетворительные оценки. Родители не уделяют внимания воспитанию дочери, не встречают из школы, не дают ей денег на школьные завтраки. Вероника — хрупкая, очень маленькая для своего возраста девочка. Характерно, что и рисунок, выполненный ею на листе формата А4, невелик — высота силуэта человека всего 5 см. Рисунок смещен вверх и влево относительно центра.
Девочка начала расселять эмоции и чувства с области головы. Сначала изобразила голубым цветом радость, затем красным — боль, черным — пугливость и в центре оранжевым цветом — волнение. Позже добавились серо-зеленая неуверенность и коричневое беспокойство.
В центральной части туловища, которая осталась почти пустой, размещены только два чувства: жалость (зеленого цвета) и рассерженность (оттенки светло-голубого). Все остальное пространство, по словам Вероники, занимает наслаждение от еды. Оно бесцветное или бледно-желтое. Много белого пространства — это чувство красоты.
Плечи и область шеи раскрашены цветными пятнами: любопытство (фиолетовый), любовь (алый), усталость (болотный), злость (бирюзовый).
В ногах и руках разместились лень (песочный цвет), тяжесть (темно-коричневый), нежность (бордовый), удовлетворение (вишневый) и чувство заботы о друге (лазурно-голубой).
Справа на бедре расположилось ярко-розовое пятно боязни, а на левом бедре — светло-коричневое пятно страха.
На этапе вербализации рисунка предположения о том, что девочку бьют, оправдались. Наверное, поэтому не только в области бедер, но и в голове Вероника нарисовала столько негативных эмоций и чувств.
Эмоциональный мир незаметной, молчаливой девочки неожиданно для окружающих оказался многогранным и многоцветным, глубоким и не по-детски зрелым. Этим девятилетним ребенком было изображено 22 (!) вида эмоций и чувств. (Для сравнения: в работах других одноклассников число нарисованных «единиц» эмоционального фона не превышало 12.)

Юлия

рис. 3
рис. 3

Характерно, что многие детские работы наполнены простейшими эмоциями, видимо, совпадающими с актуальным психофизиологическим состоянием ребенка. Так, восьмилетняя Юля (рис. 3) изобразила преимущественно разноцветную боль в разных местах (в суставах, сердце, руках и ногах). Основную часть головы занимает, по словам девочки, головокружение малинового цвета.
Этот рисунок, безусловно, несет особую информацию о состоянии здоровья ребенка. Полученные диагностические данные согласуются с выводами Л.С. Выготского о том, что рисование — это определенного рода рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма.

 

Надя

рис. 4
рис. 4

В работах подростков и взрослых, напротив, редко встречается эмоциональный тон ощущений (простейшая форма эмоций — вкусовые, температурные). Обычно визуализируются эмоциональные состояния, сложные переживания, глубинные чувства — как осознаваемые, так и сознательно скрываемые человеком.

К примеру, рис. 4 назван автором — двадцатилетней студенткой — «Карта прожитой жизни».
Яркая эмоциональная экспрессия девушки получила внешнее выражение не только в рисунке, его названии, но и в мимике, пантомимике, речи. Это была история о мужчине средних лет: «Он упал с высоты ложного пьедестала. Отпечаток теперь никому не нужного тела вы и видите распластанным на бумаге. Только и осталось, что изучать и анализировать. Больше он ни на что не годится. Все равно что умер.... А ведь был когда-то счастлив...»
В голове этого загадочного человека Надя поместила серое равнодушие. Опущенная правая рука двух цветов — фиолетового (гнев) и красного (злость в кулаке). Туловище охвачено «голубой грустью, желтым счастьем и розовой любовью». Нижняя часть туловища отражает чувство собственного превосходства (темно-синего цвета). В ногах расположились усталость, зависть, ревность. В ступнях — безрассудство и радость. А поднятая вверх левая рука символизирует чувство правды (малиновый цвет) и бесцветную справедливость.

Маша

рис. 5
рис. 5

Гуашь и краски провоцируют спонтанность эмоциональных реакций. Работы, выполненные красками, в большинстве случаев выходят за рамки инструкции (рис. 5, 6, 7). Участники делают сюжетные картины, в которых придают определенную эмоциональную окраску даже окружающему пространству. Оно, как следует из высказываний самих авторов рисунков, определенным образом «настроено» по отношению к центральному персонажу. Вероятно, это своеобразная метафора, отражающая особенности восприятия человеком эмоционального фона социума.
К примеру, на рис. 5, названном «Ненужная свобода», Маша изобразила себя и единственное внутреннее чувство черным цветом — «безысходную тоску, которая потихоньку растекается от горла по всему телу». Все остальные эмоции и переживания остались за пределами этого образа. По символике внешних объектов (три сердца, капли дождя — слезы, туча — душа, обрыв) и «прозрачному» смыслу названия нетрудно догадаться о душевной драме двадцатилетней девушки. И хотя рисунок оставляет горестное впечатление, он тем не менее содержит достаточный самотерапевтический ресурс, что, безусловно, важно в плане гармонизации общего эмоционального фона — настроения.

Оля

рис. 6
рис. 6

Для своей работы Оля (20 лет) из предложенных участниками названий выбрала «Шаг навстречу» (рис. 6). На рисунке однотонный (красно-розовый) силуэт человека, который заполнен одиночеством и закрыт от других чувств непроницаемой преградой. За границами этой черной капсулы в виде разноцветных секторов девушка изобразила целую гамму эмоциональных характеристик окружающего пространства. Среди них — тревога и страх, ненависть и грусть, добро и свобода.
Первоначально Оля описала ситуацию как неразрешимую. Она искренне обрадовалась интерпретации одной из студенток, которая увидела нарисованного человека выходящим из тьмы футляра. Именно этот контекст и стал для автора своеобразной психологической подсказкой.

 

Света

рис. 7
рис. 7

Автору рисунка Свете 21 год (рис. 7). Она едва обозначила образы: белое платье до области бедер (прошлое) — светлые чувства детства и надежда в виде зеленой туфельки. Остальная часть туловища (настоящее) — страх, тревога, боль, беда. За пределами автопортрета (будущее) — свобода (синяя птица). Но девушка не оставила на рисунке простора для полета. Спасаясь от костра, птица попадает в палящие лучи ярко-красного солнца.
Света почти не комментировала свою работу. Сказала только, что изобразила недавнюю стрессогенную ситуацию, свидетелем и участником которой оказалась. Рисунок назван «Угроза жизни».
Вряд ли надо интерпретировать очевидное: в тех случаях, когда в арт-терапевтической работе выявляются столь сильные травматические переживания, со стороны психолога необходимы корректные и своевременные помогающие действия.