РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ
Одна из важнейших и неотъемлемых функций
человеческой культуры — оценка: «Что такое
хорошо и что такое плохо»... Все, что так или иначе
попадает в поле восприятия и осмысления
человечества, им оценивается: полезно — вредно,
опасно — безопасно, хорошо — плохо, достойно —
подло. Оценке подвергаются явления как внешнего,
так и внутреннего мира, как природные или
техногенные, так и субъективные, психические.
В отношении некоторых психических явлений
(способностей, качеств), свойственных человеку,
наша культура определилась давно, ясно и почти
однозначно.
Например, в европейской культуре развитое
мышление — ценность чуть ли не безусловная.
Соответственно, чем выше по своему
интеллектуальному уровню человек, чем больше сил
он вкладывает в совершенствование своих
мыслительных качеств, тем большего уважения —
априори — он заслуживает.
Чуть сложнее с такими личностными качествами,
как независимость, низкая конформность,
стремление к свободе. В культуре одновременно
присутствует несколько мнений на этот счет, но в
последние десятилетия явно побеждает позитивная
оценка этих качеств. Как отмечает В. Слободчиков,
в европейской культуре особой ценностью
является движение отдельного человека и
общества в целом в сторону самостоятельности; в
сторону образования само-деятельного, само-сознающего,
само-устремленного (предельно
индивидуализированного) субъекта.
Но есть такие психические особенности, такие
проявления человеческой самости, по поводу
которых в культуре и в головах большинства ее
носителей и выразителей царит полная сумятица. К
ним со всей очевидностью относятся
эмоциональные проявления человека.
НУЖНО ЛИ ТОРМОЗИТЬ?
Эмоции — это то, что нужно скрывать и
контролировать? То, что нужно свободно и
конгруэнтно выражать вовне? То, что мешает
строить нормальные отношения? То, без чего эти
отношения не могут состояться по определению? В
поле действия нашей культуры можно услышать
ответ «да» на каждый из этих вопросов. Более того,
четыре «да» подряд можно услышать из уст одного и
того же человека. Через некоторое время он,
смутившись от собственной противоречивости,
начнет толковать о том, что все зависит от
ситуации, что нельзя так ставить вопрос...
За сдерживание и развитый контроль над эмоциями
— большинство взрослых, занимающих позицию,
близкую к педагогической. Воспитание чувств —
важный элемент их жизни и общения с другими
людьми, а фразы: «Держи себя в руках», «Мужчины
никогда не плачут», «Не показывай своих истинных
чувств» — из их лексикона.
Иногда детей начинают обучать культуре
сдерживания чувств еще до того, как они в
принципе откроют для себя мир собственных и
чужих эмоций. Часто это приводит к тому, что
ребенок, подросток, взрослый вообще не
овладевает способами распознавания, узнавания
эмоциональных проявлений.
Эмоции обнаруживаются внутри такого человека в
виде чужеродных, мешающих ясно мыслить и
правильно действовать состояний, нуждающихся в
подавлении. Эмоции других людей также
представляют из себя нечто дикое, недостойное,
нелепое, что нужно пережить или притормозить.
За свободу эмоциональных проявлений,
конгруэнтность чувств и поведения, спонтанность
и искренность ратуют те, кто занимает
психологическую позицию (в широком смысле этого
словосочетания). От них можно услышать о том, что
сдерживание сильных эмоций вредит физическому и
психическому здоровью, что спонтанность
поведения — это путь к самоактуализации и
построению отношений истинной близости.
В последнее время появилось немало взрослых
людей, выросших в культуре нормативности,
которые, почитав что-нибудь из Э. Берна, К.
Роджерса или В. Леви, резко перешли в новую для
себя веру. Приняли философию эмоциональной
свободы. Порой это тяжкое зрелище для
постороннего и еще более суровое испытание для
близких. Человек, верящий в свое право выражать
все, что накопилось и возникло в недрах, глубинах
и тайниках души, и не умеющий это делать, нередко
представляет опасность для эмоционального
благополучия окружающих. Гнев, годами копившийся
внутри и получивший наконец свободу, — чем это не
внезапно проснувшийся Везувий?
ТРЕТИЙ ПУТЬ
Итак, первые идут от нормы, вторые — от «Я»,
одним важнее сохранить общность, что невозможно
без самоограничения, другим — выразить
внутреннее содержание, невзирая на реакцию
социума. И те и другие вновь попадают в старую как
мир ловушку противопоставления «Я» и «МЫ»,
личности и общества, внутреннего и внешнего. В их
полемике не рождается истина, но исчезает
Человек. Человек как существо принципиально
социальное не в том смысле, что он состоит из
одних некритично усвоенных общественных норм и
правил, а в том, что ему изначально присуще
стремление выражать себя, свое внутреннее «Я» в
формах, понятных, приемлемых для окружающих
людей. И связано это с тем, что выражает он себя
для них.
Окружающие люди — не случайные свидетели моего
самовыражения, не критично настроенные зрители и
не судьи. Они те, для кого я выражаю себя, в том
числе — свои чувства, а значит, я должна
позаботиться о том, чтобы эти чувства были
понятны и не вызывали своим проявлением
отторжения, не провоцировали защитных реакций.
«Культуросообразная» спонтанность выражения
чувств — это третий путь, еще одна позиция в
отношении эмоциональных проявлений человека.
Человек имеет право на проявление своих чувств,
более того — для него это необходимый момент
выражения себя в мире. Но он должен уметь это
делать ясно, понятно, без эмоционального и
физического ущерба для окружающих, в конце
концов — красиво.
ПРАВО НА СПОНТАННОСТЬ
Если встать на эту точку зрения, сразу
определяется и ближайшая
психолого-педагогическая задача — передавать в
руки людям инструменты для распознавания,
понимания и проявления собственных эмоций, а
также принятия эмоций других людей. На
педагогическом языке — формировать культуру
выражения истинных чувств. Слово «истинных»
выделено не случайно. К сожалению, под устойчивым
словосочетанием «культура чувств» часто
понимается умение человека быть красиво лукавым,
изысканно лживым, приятным во всех отношениях
безликим носителем норм и ритуалов общения.
Культуросообразная спонтанность — явление
довольно новое для массового сознания и практики
всеобщего обучения. Родом сама идея, конечно же,
из гуманистической психологии. Но, удивительное
дело, ее родители многое сделали для того, чтобы в
головах последователей и учеников произошло
искажение идеи. Во всем виноват полемический
запал многих книг по гуманистической педагогике
и психологии. Слишком важно было о себе заявить,
отмежеваться от других, образно подать суть и
новизну своего подхода.
В результате, вместо взвешенных суждений
появились остро полемические заявления,
подчеркнутые крайности. И вот замечательная идея
конгруэнтности эмоций, желаний и поведения
преображается в лозунг «Каждому человеку —
право на спонтанность!» Причем без учета того, а
хватит ли у человека зрелости, опыта, знаний для
того, чтобы реализовать эту спонтанность не в
разрушительных для себя и близких людей формах.
НЕОБХОДИМОЕ СОЧЕТАНИЕ
Культуросообразная спонтанность — это
органичное сочетание готовности выразить себя и
чисто инструментальных умений в этой области. То
есть это — внутренняя свобода в сочетании с
техниками ее реализации в мире. На самом деле,
одно без другого не существует.
Психологи и педагоги могут помочь человеку
раскрыть для самого себя свой внутренний мир (что
есть предпосылка свободы), одновременно
предлагая разнообразные средства выражения
этого мира вовне.
В контексте разговора об эмоциях — это раскрытие
человеку мира его собственных переживаний и
переживаний других людей и обучение навыкам
распознавания и выражения эмоциональных
состояний.
Очень простой и понятный подход к описанию
способов проявления эмоций можно найти в книге Е.
Мелибруды «Я — Ты — Мы». Он делит весь арсенал
средств выражения чувств на две группы:
опосредованные и прямые.
Опосредованные способы трансляции чувств
затрудняют взаимопонимание, но зато позволяют
человеку выразить свои переживания в защищенной
форме. К ним относятся такие средства, как
риторические вопросы, приказы, запреты, ругань,
претензии, ирония, сарказм, похвалы и порицания.
При этом эмоции превращаются в оценки, ярлыки,
принуждения к действиям. Так, ярость выливается в
оскорбительные эпитеты, касающиеся личностных
качеств другого человека, любовь — в поощрение
определенных его поступков, страх — в
иронично-уничтожающую критику.
Внимательный наблюдатель всегда увидит за
подобными действиями эмоции и даже сможет
понять, что главное — это эмоции, а действия
второстепенны. Но нужно быть очень зрелым, очень
уверенным в себе человеком, чтобы за
оскорблениями, критикой, приказными
требованиями разглядеть всего лишь чувства
собеседника, охватившие его и заставившие
сделать больно окружающим людям.
К прямым способам выражения чувств
Мелибруда относит называние собственных чувств,
употребление сравнений и метафор, связанных с
возникшим чувством, описание эмоций через
физическое состояние и охватившие желания.
Конечно, именно прямые способы выражения чувств
(перечисленные выше и иные, индивидуально
выработанные людьми в процессе общения)
позволяют донести до собеседника чувство, не
исказив его ненужными, лишними смыслами и не
поставив собеседника в позицию защиты. Редко кто
овладевает этими способами сам, по наитию. Иногда
они составляют часть семейной культуры и
передаются вместе с иным достоянием рода.
Большинству же людей приходится специально
учиться. Учиться преодолевать мнимое
противопоставление общественного и личного,
нормативного и свободного и выражать свое
внутреннее содержание, свои переживания в
удобоваримой и личностно свободной форме.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |