РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В.М. Минаева
М.: АРКТИ, 2000
Традиционно сложившаяся система воспитания
дошкольников, по мнению В.М. Минаевой, много
внимания уделяет развитию интеллектуальной
сферы детей, что приводит к дисгармоничному
формированию личности и негативно влияет на
развитие познавательной сферы.
Занимаясь эмоциональным развитием детей, автор
сконцентрировался на разработке игр и занятий,
направленных на формирование фундаментальных
эмоций: интереса, радости, удивления, горя, гнева,
отвращения, презрения, стыда, страха, вины (по
классификации К. Изарда).
Многие игры и особенно занятия несут в себе
позитивный развивающий потенциал: дети учатся
понимать различные эмоциональные состояния у
себя и у других, адекватно выражать свои чувства;
у них формируется наблюдательность,
выразительность движений, речи. А главное — у
малышей формируется чувство эмпатии,
сопереживания, групповой сплоченности.
Недостатком же этого сборника, на мой взгляд,
является отсутствие методической проработки
предлагаемых заданий. Каждая игра предваряется
лишь кратко сформулированной целью и описанием.
Отсутствуют конкретные рекомендации по ее
проведению.
Автор упускает из виду, что к работе с таким
тонким образованием, как эмоциональная сфера
ребенка, нужно подходить очень бережно и
аккуратно, постоянно отслеживая состояние
малышей и корректируя ход игры. Тем более что
пособие адресовано не только психологам, имеющим
специальные знания в этой области, но и
воспитателям.
Особые опасения вызывают игры, в которых
предлагается работа с негативными эмоциями —
горем, гневом, стыдом, страхом, виной. Подобную
работу может проводить только квалифицированный
специалист, причем крайне осторожно, стараясь не
погружать ребенка в переживание того или иного
негативного чувства.
Определенных комментариев требуют и упражнения,
затрагивающие отношения ребенка с родителями.
Особенно это касается тех детей, у которых есть
проблемы в семье. Им подходит далеко не каждое из
предлагаемых упражнений.
Некоторые задания просто поставили меня в тупик.
В одном из них, например, с целью развития
выразительности речи предлагается повторять
фразу «У меня есть котенок» не только с радостью
и интересом, но и с отвращением, страхом и
грустью. Прямо Хичкок какой-то!
Упражнение «Наседка и цыплята» по своей сути
вообще глубоко психоаналитично. Детям дается
задание в момент предполагаемого рождения
пережить различные, часто негативные чувства
(вину, страх, соперничество). Я думаю, что не
каждый взрослый с нормальной психикой выдержит
такое испытание! Хотя целью игры, по мнению
автора, является «развитие выразительности
движений и речи, раскованности, воображения,
произвольности».
Создается впечатление, что при составлении этих
упражнений автор слепо придерживался выбранного
им набора базовых эмоций.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |