Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ

В.М. Минаева
М.: АРКТИ, 2000

Традиционно сложившаяся система воспитания дошкольников, по мнению В.М. Минаевой, много внимания уделяет развитию интеллектуальной сферы детей, что приводит к дисгармоничному формированию личности и негативно влияет на развитие познавательной сферы.
Занимаясь эмоциональным развитием детей, автор сконцентрировался на разработке игр и занятий, направленных на формирование фундаментальных эмоций: интереса, радости, удивления, горя, гнева, отвращения, презрения, стыда, страха, вины (по классификации К. Изарда).
Многие игры и особенно занятия несут в себе позитивный развивающий потенциал: дети учатся понимать различные эмоциональные состояния у себя и у других, адекватно выражать свои чувства; у них формируется наблюдательность, выразительность движений, речи. А главное — у малышей формируется чувство эмпатии, сопереживания, групповой сплоченности.
Недостатком же этого сборника, на мой взгляд, является отсутствие методической проработки предлагаемых заданий. Каждая игра предваряется лишь кратко сформулированной целью и описанием. Отсутствуют конкретные рекомендации по ее проведению.
Автор упускает из виду, что к работе с таким тонким образованием, как эмоциональная сфера ребенка, нужно подходить очень бережно и аккуратно, постоянно отслеживая состояние малышей и корректируя ход игры. Тем более что пособие адресовано не только психологам, имеющим специальные знания в этой области, но и воспитателям.
Особые опасения вызывают игры, в которых предлагается работа с негативными эмоциями — горем, гневом, стыдом, страхом, виной. Подобную работу может проводить только квалифицированный специалист, причем крайне осторожно, стараясь не погружать ребенка в переживание того или иного негативного чувства.
Определенных комментариев требуют и упражнения, затрагивающие отношения ребенка с родителями. Особенно это касается тех детей, у которых есть проблемы в семье. Им подходит далеко не каждое из предлагаемых упражнений.
Некоторые задания просто поставили меня в тупик. В одном из них, например, с целью развития выразительности речи предлагается повторять фразу «У меня есть котенок» не только с радостью и интересом, но и с отвращением, страхом и грустью. Прямо Хичкок какой-то!
Упражнение «Наседка и цыплята» по своей сути вообще глубоко психоаналитично. Детям дается задание в момент предполагаемого рождения пережить различные, часто негативные чувства (вину, страх, соперничество). Я думаю, что не каждый взрослый с нормальной психикой выдержит такое испытание! Хотя целью игры, по мнению автора, является «развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности».
Создается впечатление, что при составлении этих упражнений автор слепо придерживался выбранного им набора базовых эмоций.

Ольга РЕШЕТНИКОВА