Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2002


РЕПОРТАЖ

ВСЕ НА БОРЬБУ С ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ!

14—15 ноября в Москве прошла V научно-практическая конференция ПМС-центров и психологов образовательных учреждений города Москвы, организованная столичным Департаментом образования, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Психологическим институтом РАО.

Организаторы этого традиционного мероприятия решили обсудить конкретную и актуальную тему «Школьная и социальная дезадаптация: профилактика и реабилитация». Учитывая практическую значимость вопроса, было решено отказаться от пленарного заседания: после небольшого приветственного слова доктора психологических наук, академика РАО В.В. Рубцова всем было предложено принять участие в работе секций.
Впервые в организации и проведении конференции московских психологов активное участие приняли чиновники Департамента образования города Москвы. Отрадно, что их отношение к психологической службе изменилось в лучшую сторону, и теперь в структуре Московского комитета образования появился человек, непосредственно курирующий деятельность службы, — Галина Вениаминовна Головченко.
В этом году были приглашены не только психологи, работающие в образовательных учреждениях и ППМС-центрах столицы, но и социальные педагоги. На конференцию по разнарядке делегировались представители образовательных учреждений из всех столичных округов.
Тематика секций («Роль психологии в решении задач психического развития дошкольников», «Содержание деятельности школьного психолога в решении проблем социальной и школьной дезадаптации», «Модели деятельности социального педагога образования», «Профилактика социальной и школьной дезадаптации в работе с девиантными детьми и подростками») отражала многообразие сфер деятельности психологов и социальных педагогов в образовании. Две секции «Технологии психолого-педагогической реабилитации и коррекции школьной дезадаптации» и «Креативность как девиация» не имели четкой адресной направленности.

РАЗГОВОР «НА ВОЛЬНУЮ ТЕМУ»

Большинство специалистов заинтересовалось темой «Содержание деятельности школьного психолога в решении проблем социальной и школьной дезадаптации». С основным докладом на одноименной секции выступил ее ведущий, кандидат психологических наук А.И. Красило. Он перечислил все основные направления работы школьного психолога по психологическому сопровождению учащихся. Таким образом, понятие «дезадаптация» получило самую широкую трактовку.
Александр Иванович считает, что реальный путь к адаптации ребенка — это творческая деятельность, поскольку именно «созидательная активность позволяет полностью раскрыться личности детей». Он уверен, что если ребенок имеет возможность проявить себя хотя бы в одном виде творческой деятельности, он будет адаптирован.
Выступление А.А. Красило вызвало множество вопросов, обсуждение которых могло бы направить дальнейшую работу секции в русло дискуссии. Однако И.В. Дубровина предложила разобраться с предметом разговора и определить, что же стоит за понятиями адаптации и дезадаптации и что мы понимаем под школьной и социальной дезадаптацией.
Но поскольку какой-либо дискуссии запланировано не было, то секция плавно трансформировалась в последовательный ряд мини-семинаров, каждый из которых представлял те или иные методы работы по преодолению дезадаптации.
Высокую планку всем дальнейшим выступлениям (как по содержанию, так и по форме) задала кандидат психологических наук Н.Я. Семаго, которая блестяще разложила по полочкам диагностическую составляющую работы психолога, показав, что главный ее принцип — необходимость и достаточность. Кроме того, Наталья Яковлевна призвала школьных психологов не взваливать на себя непосильную ношу коррекционной работы с дезадаптированными детьми, а направлять их к специалистам в ППМС-центры. Для этого психолог должен иметь информацию о специалистах и учреждениях, где оказывается психологическая, психотерапевтическая и другие виды помощи.
С содержанием тренинговой работы, направленной на профилактику и коррекцию подростковой дезадаптации, собравшихся познакомил кандидат психологических наук А.Г. Лидерс. Обобщая опыт групповой работы с подростками, выступающий акцентировал внимание на «загадке двенадцатилетнего ребенка». Именно на этот возраст попадает «водораздел» между детством и взрослением, и задача психолога — способствовать адаптации подростка к новому для него состоянию. Здесь самым эффективным способом работы является тренинг, создающий условия для личностного роста его участников.
Следующим поднялся на трибуну кандидат психологических наук В.В. Семенов. Он представил психодраму как метод, идеально подходящий к сфере образования. По мнению Виктора Владимировича, психодраму можно использовать не только как психокоррекционный метод, но и как вспомогательное средство для изучения любого сложного материала. Если, к примеру, детям трудно сориентироваться в освоении звонких и глухих согласных, то учитель всегда может разыграть соответствующее представление.
Последнее утверждение, впрочем, вызвало ропот среди присутствующих. Настороженность аудитории возросла во время выступлений А.Д. Левицкого и Е.А. Арихмайер, которые доказывали преимущества системного подхода в работе с детьми. То, что при решении ряда проблем семейное консультирование гораздо эффективнее индивидуального, знают практически все. Проблема в другом — как в условиях школы организовать такую работу с деструктивной семьей!
К сожалению, об этом выступающие (которые занимаются консультированием в условиях психологического центра) совершенно не задумывались.
Отчаянную попытку направить работу секции в нужное русло (обсуждение проблем дезадаптации) предприняла кандидат психологических наук Н.В. Морозова. Наталья Васильевна отметила, что на данной секции участники уходят от решения проблем и вместо этого лишь обмениваются эффективными технологиями. Это, конечно, хорошо, но цель конференции совсем иная. Важно понять, какая роль отводится школьному психологу в преодолении дезадаптации и чем конкретно он должен заниматься? Как психологу соотносить свою работу с деятельностью других специалистов? В заключение Н.В. Морозова с сожалением констатировала, что до сих пор мы не имеем ответа на эти важнейшие вопросы и вряд ли получим их в рамках этой конференции.
И действительно, уходя с заседания секции, я чувствовала, что теряю последние ориентиры в представлении о том, что же такое дезадаптация. Понятие это местами расширилось, местами сузилось и приняло смутные очертания. И в том, какими способами с этим явлением бороться, ясности также не возникло. Почему нам были представлены только психодрама и системная семейная терапия? Ведь есть масса других, не менее эффективных методов...
Может быть, вообще дело не в них, а в общей организации работы с детьми?

КАЖДЫЙ ВЫЖИВАЕТ В ОДИНОЧКУ

Мое присутствие на секции «Модели деятельности социального педагога образования» оптимизма не прибавило. Если школьные психологи уже прочно заняли свою нишу в системе образования, то социальным педагогам приходится очень нелегко: здесь каждый выживает в одиночку. Многие практически не сориентированы в том, чем нужно заниматься и как соотносить свою работу с деятельностью психологов.
Правда, на самой секции царило благодушие, по крайней мере вначале. Большую часть времени заняло солидное выступление доктора педагогических наук В.С. Торохтия «Состояние и перспективы развития института социальных педагогов в образовании». Однако перечисленные им модели работы социальных педагогов давали лишь самое общее представление о возможных сферах деятельности этих специалистов, но абсолютно не проясняли ни содержания их работы, ни функциональных обязанностей. А ведь Владимир Свиридович возглавляет факультет по подготовке социальных педагогов в Московском государственном психолого-педагогическом университете...
И.А. Савченко, являясь директором одного из ППМС-центров Москвы и имея в штате несколько социальных педагогов, решил разобраться в их статусе, нормативно-правовом обеспечении и функциональных обязанностях. Просмотрев большинство из существующих законодательных актов, Игорь Анатольевич пришел к выводу, что правовые документы, обязывающие защищать права детей, могут быть взяты за основу деятельности социального педагога. Другое дело, что границы компетентности этих важных и нужных специалистов пока не обозначены. Кроме того, законодательно определенные обязанности социальных педагогов широки и туманны. А по многим направлениям их деятельность пересекается с деятельностью социальных работников и школьных психологов.
Несмотря на значимость рассматриваемых проблем, количество участников секции постоянно уменьшалось. В целом сложилось впечатление, что столичные социальные педагоги до сих пор находятся в ситуации неопределенности. Та их часть, которая вышла из социальных работников, к ним же и тяготеет. Остальные ощущают себя неотъемлемой частью психологической службы. Но и те, и другие хотят определенности и конкретной помощи.

ДЕВИАЦИЯ ДЕВИАЦИИ РОЗНЬ!

аиболее интересной и содержательной стала секция «Профилактика социальной и школьной дезадаптации в работе с девиантными детьми и подростками». Ее ведущий и основной докладчик, кандидат психологических наук Н.Р. Сидоров прекрасно ориентировался в проблеме, отслеживал реакцию аудитории и находился с ней в постоянном диалоге.
Свое выступление «Комплексный подход в работе с девиантными детьми и подростками» Николай Русланович начал с того, что четко и доступно объяснил собравшимся, что такое дезадаптация вообще и чем дезадаптация школьная отличается от социальной. Мы разобрались в том, почему у некоторых детей дезадаптация трансформируется в девиантное поведение, а также в том, что психологические причины девиации сильно отличаются от причин делинквентного и криминального поведения.
По мнению Н.Р. Сидорова, психологи и социальные педагоги должны помочь ребенку соответствовать тому, что хотят от него взрослые. Более того, необходимо объяснить самим взрослым, что их требования к ребенку превышают его способности и нуждаются в пересмотре.
Совершенно иной стратегии нужно придерживаться, если перед нами способный ребенок, который сознательно не желает реагировать на предъявленные к нему требования. Реакцией на подобное поведение должна стать четко разработанная система педагогического воздействия. При этом психолог должен работать со всеми участниками педагогического процесса по установлению единых психолого-педагогических требований к таким детям.
Затем слово было передано практику Л.Д. Гулеевой, которая имеет большой опыт работы с дезадаптированными детьми и подростками в ППМС-центре Северо-Западного административного округа. В отличие от Николая Руслановича, она считает, что главная причина появления дезадаптированных, девиантных и делинквентных детей — это делинквентные родители, которые не любят своих детей. При таких родителях дети ощущают собственную ненужность.
Главный специалист Управления специального образования Минобразования РФ Т.Д. Пестич представила свой взгляд на построение системы психолого-педагогической реабилитации «Школа—ППМС-центр—коррекционные учреждения». Она считает, что именно центры должны стать теми учреждениями, которые призваны максимально удерживать детей в школе. «К сожалению, в последнее время ППМС-центры становятся суверенными, независимыми государствами, которые начинают работать сами на себя», — заключила Татьяна Дмитриевна. Она предложила отработать модель взаимодействия специалистов школ и центров, направленную на профилактику детской и подростковой дезадаптации.
В целом работа секции проходила динамично и интересно. На трибуну поднимались практики, имеющие уникальный опыт работы с дезадаптированными детьми в специализированных образовательных учреждениях и ППМС-центрах. Н.В. Фролова, долгие годы проработавшая в Экспериментальном комплексе социальной помощи детям и подросткам «Лосиный остров», рассказала о роли дополнительного образования в социальной и психологической реабилитации детей.
Необычный взгляд на работу психолога с трудными подростками в условиях профессионального училища высказала Е.В. Скворцова. Она считает, что ребятам надо дать возможность узнать себя и других, научиться приемам активного слушания, организации конструктивного мышления. Тогда учащиеся смогут сами корректировать стиль взаимодействия с окружающими.
В результате участники секции пришли к выводу, что школа — это конвейер и психолог должен сам определить свое место в ней.
Несмотря на то что каждое из секционных заседаний проходило по своему собственному сценарию, работа конференции позволила выявить целый комплекс проблем и задач, актуальных для образовательных учреждений не только столицы, но и других регионов России.
Многие проблемы нашли отражение в резолюции конференции, обозначившей приоритетные направления в развитии московской службы практической психологии. Планируется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, системы психолого-медико-социального сопровождения, повышению эффективности работы психологических служб в отдельных образовательных учреждениях, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, а также по созданию единого реабилитационного пространства столицы.

Ольга РЕШЕТНИКОВА