РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Нора Ньюкомб
СПб.: Питер, 2002
Книга с таким названием заинтересует прежде
всего тех, кто намерен пополнить свои знания по
вопросам личностного развития детей. Однако
название книги, как это, к сожалению, бывает с
переводными изданиями, не совсем точно
соответствует оригинальному. Действительно, как
следует из предисловия, первые семь изданий
носили именно такое название, а последнее
значительно переработано и охватывает более
широкий круг явлений детского развития.
Книга написана американским автором,
специалистом в области психологии развития. Она
содержит в себе огромное число сведений о
развитии человека. Это издание, по мнению
научного редактора М.В. Осориной, может
рассматриваться как итог достижений в области
психологии развития ребенка в ХХ веке.
Другое дело, что понимают американские
специалисты под психологией развития. Развитие
определяется ими как регулярные и относительно
стойкие изменения в физических структурах и
нервной системе, мыслительных процессах и
поведении. Выделяются три цели изучения
развития: выявление универсальных изменений,
объяснение причин индивидуальных различий между
детьми и выяснение влияния ситуации на поведение
детей.
Из данного пояснения видно, что в книге
обсуждаются вопросы, касающиеся закономерностей
физического и психического развития детей, нормы
и патологии, особенностей поведения в разном
возрасте. В известном смысле эта работа сродни
нашим педологическим изданиям середины 30-х
годов, когда под одной обложкой помещалась
всевозможная информация о ребенке.
Книга состоит из 8 частей, которые условно можно
объединить в 4 раздела.
Первый раздел «Введение» содержит общие
сведения о детском развитии, влиянии средовых и
биологических факторов на поведение, о методах
исследования и т.п.
Во втором разделе рассказывается о пренатальном
периоде жизни ребенка (от зачатия до рождения),
специальное внимание уделено описанию
беременности и родам и их влиянию на дальнейшее
развитие ребенка.
Третий раздел знакомит читателей с периодом
младенчества (здесь приводится много новой и
достаточно любопытной информации о когнитивном,
эмоциональном и социальном развитии ребенка
этого возраста), переходным к детству (второй и
третий годы жизни), а также с детством и
подростковым возрастом.
Последний раздел содержит сведения, касающиеся
нарушений психического развития — от
пограничных до аутизма и шизофрении.
Книга хорошо структурирована. Части делятся на
главы, каждая из которых начинается с вставок —
своеобразных жизненных иллюстраций к явлениям,
описываемым в основном тексте, заканчивается
резюме, вопросами и, что отличает книгу от
множества других, критическим анализом главы.
Это делает данное издание удобным учебным
пособием, с которым, однако, будет небезынтересно
познакомиться и опытным психологам.
Не совсем, правда, понятно, для кого предназначен
список англоязычной литературы, занявший более 60
страниц. Если только для американских
специалистов... но вряд ли они обратятся к
русскому изданию.
Марина СТЕПАНОВА |