Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова
СПб.: Питер, 2001

Прекрасная серия хрестоматий по психологии, издаваемая «Питером», оставалась бы неполной, если бы не охватила, помимо всевозможных аспектов психологии личности, еще и познавательные процессы. С выходом данной хрестоматии серию можно назвать вполне исчерпывающей, хотя для развертывания этого издательского проекта остаются еще довольно широкие возможности.
Сам по себе замысел издания серии психологических хрестоматий не является оригинальной находкой «Питера». Аналогичный проект много лет назад был осуществлен в издательстве МГУ. Конечно, в ту пору невозможно было представить появление в такой серии целых томов, посвященных, скажем, аналитической психологии или психоанализу художественной литературы.
Московские издатели начали с восприятия, постепенно охватили все познавательные процессы и добрались наконец до личности, а потом перешли к отдельным направлениям психологии — социальной, детской, нейропсихологии. Причем восприятию, вниманию (о нем в питерской хрестоматии вообще нет ни слова), памяти, мышлению были посвящены целые тома немалого объема.
Времена изменились. Сегодня интерес психологов переместился с познавательных процессов в иные сферы, о чем наглядно свидетельствует тематика новой обширной питерской серии. Однако психологи все же отдают себе отчет, что совсем отвернуться от познавательной сферы недопустимо, ибо в итоге это привело бы к обеднению наших представлений о природе человека, под каким бы углом она ни рассматривалась в духе новейших веяний.
Задача, которую поставил перед собой составитель данного тома, оказалась непростой — представить ключевые понятия и идеи данной области психологии и в то же время постараться уместить их в сузившиеся рамки интересов современных психологов. Надо ли говорить, что задача эта к тому же весьма неблагодарная.
Тем, кто придерживается традиционалистских представлений о психологической науке, претит сама идея такого сужения, и любую попытку уместить все многообразие подходов к данной проблеме под обложкой пятисотстраничного тома они признают ущербной.
Иным, составляющим ныне большинство, и такой объем может показаться избыточным, и включение в хрестоматию фрагментов работ столетней давности (Гельмгольц, Эббингауз, Рибо) вызовет у них лишь усмешку.
На самом деле составителю почти удалось достичь компромисса. Фрагменты давно ставших классическими работ, составившие содержание хрестоматии, не могут вызвать никаких возражений и замечаний. Насчет того, чем данную подборку стоило бы дополнить, можно высказать, наверное, десятки пожеланий, и это, вне сомнения, осознает и сам составитель, проделавший не просто скрупулезную, а поистине мучительную работу. Но в результате получилась хотя и далеко не исчерпывающая, но вполне представительная подборка текстов, помогающая в самых общих чертах разобраться в психологии познавательных процессов.
На том уровне, на котором сегодня принято преподавать общую психологию, хрестоматия явится бесценным подспорьем для всех изучающих этот предмет (использованные в ней источники в оригинале труднодоступны). Тем же, кто просто желает расширить свои знания, книга даст неплохую основу и укажет верное направление. И в этом отношении она заслуживает самой высокой оценки.

Сергей СТЕПАНОВ