Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

Ю.Г. Тамберг
СПб.: Речь, 2002

Определить жанр этой книги довольно сложно. Это не научная монография, посвященная развитию творческого мышления у детей, и не практическое пособие, предлагающее читателям набор развивающих игр и упражнений. На страницах этого издания гармонично сочетаются теория с практикой.
Автор — Юрий Гергардович Тамберг — знакомит читателей с результатами своей работы по совершенствованию мышления взрослых и детей. В основе его методов лежит теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера. Используя этот подход, а также ряд смежных теорий (развития творческой личности, развития творческого воображения), Ю.Г. Тамберг создал авторскую методику, направленную на развитие мышления детей через предварительное развитие взрослых (родителей, учителей, психологов).
Овладение методом развития творческого мышления позволит всем желающим — и детям, и взрослым — «самостоятельно улучшить свое умение решать практические творческие задачи, стать сильнее, независимее, делать меньше ошибок».
Автор предлагает родителям начинать развивать мышление детей с четырехлетнего возраста. Он также классифицирует задачи по уровням их сложности в зависимости от того, какая помощь со стороны взрослого требуется ребенку при выполнении задания.
Книга состоит из последовательного ряда тренингов, каждый из которых направлен на развитие одного из 15 видов мышления. Тренинги распределены по двум разделам.
Первый раздел «Методы активизации системного мышления» рассматривает основные способы решения творческих задач: мозговой штурм, контрольные вопросы, навыки морфологического анализа, развитие творческого воображения. По мнению автора, начинать эту работу необходимо с развития врожденных методов мышления, которые изначально присутствуют у каждого малыша: метода проб и ошибок, здравого смысла, мышления по аналогии, мышления по ассоциации.
Во втором разделе сконцентрированы тренинги, направленные на развитие классических видов мышления (диалектического, системного, функционального, логического, ассоциативного и др.).
Каждый из тренингов включает в себя хорошо проработанную теоретическую часть, дающую представление о самом методе, а также о его возможностях и недостатках.
Все предлагаемые методы сопровождаются остроумными и занимательными задачами и упражнениями (которых в книге более 200). К самым сложным даются ответы. Особое внимание автор уделяет специфике использования этих задач в работе с детьми, учитывая их возраст и возможности.
Знакомясь с приемами развития мышления детей, взрослые узнают из этой книги много нового и интересного. А самое главное — у них возникает соблазн вместе с ребенком поучаствовать в выполнении упражнений.
Несмотря на то что в названии книги речь идет о развитии одного познавательного процесса — мышления, автор сознательно уходит от формального представления об этом процессе, уделяя значительное внимание развитию воображения, фантазии, образных представлений, без которых развивающая работа с ребенком превратилась бы в выполнение скучных и однообразных заданий.

Ольга РЕШЕТНИКОВА