ТВЕРЬ
21—22 октября 2002 года по инициативе
координационного совета Департамента
образования Тверской области на базе Тверского
областного института усовершенствования
учителей прошла конференция «Психологическая
служба в образовательном учреждении: состояние,
актуальные проблемы и перспективы развития»
Цель конференции — осмысление опыта
становления и развития психологической службы в
регионе. В работе конференции приняли участие
педагоги-психологи, специалисты системы
образования и здравоохранения Тверской области.
На пленарных заседаниях заслушано 14 докладов. В
работе мастер-классов приняли участие 96
специалистов, в работе секций — более 100 человек.
Участники конференции отметили высокую
социально-образовательную значимость
обсуждаемой проблемы. В настоящий момент,
отмечается в резолюции конференции, научно
обоснованная концепция психологической службы
образования находится в процессе создания,
недостаточно проработаны средства деятельности
педагога-психолога, отсутствуют их унификация,
классификация, стандартизация в соответствии с
теми задачами, которые решает педагог-психолог в
процессе своей профессиональной деятельности.
В Тверской области создана система
психологической службы образования. Накоплен
значительный положительный опыт в городах
Удомля, Бежецк, Ржев, Старица, Калязин, Тверь.
Создана система повышения квалификации
педагогов-психологов в областном институте
усовершенствования учителей.
Служба практической психологии в образовании
Тверской области, как показывает практика, не
имеет достаточной нормативно-правовой базы для
своего функционирования и развития. Требуют
дальнейшего решения вопросы, связанные:
1) со спецификой содержания работы
педагога-психолога и его компетенции в
образовательных учреждениях различного типа;
2) с нескоординированностью организационных и
содержательных аспектов межпрофессиональной
деятельности специалистов учреждений
образования;
3) с неопределенностью критериев оценки
деятельности специалистов и образовательного
учреждения.
В резолюции конференции записано, что при
развитии региональной психологической службы
образования в основу необходимо положить
следующие принципы.
— Служба должна быть включена в систему
образования, являться ее органической частью.
— Развитие службы нужно проводить на основе
изучения системы образования как объекта ее
профессиональной деятельности.
— Цели, задачи службы должны определяться в
соответствии со стратегическими целями и
задачами региональной системы образования.
— Служба должна создавать профессиональное
психолого-педагогическое обеспечение принятия
управленческих решений по проблемам
психологического здоровья ребенка в рамках
образовательного пространства региона,
учреждений образования разного типа и вида.
— Служба должна обеспечивать деятельность
педагогов по проектированию образовательной
среды, в которой происходит развитие личности
ребенка как субъекта учебной деятельности.
— Служба должна консультировать администрацию,
педагогов, детей, их родителей по вопросам,
связанным с созданием условий, необходимых для
личностного роста ребенка, его саморазвития.
— Служба должна проводить экспертизу учреждений
образования разного типа и вида, опираясь на
критерии, связанные с состоянием и динамикой
психического и психологического здоровья
субъектов образовательного пространства.
Использование положительного опыта в различных
сферах психолого-педагогической практики
позволит поднять работу психологической службы
региона на более высокий качественный уровень.
Конференция рекомендовала принять за основу
деятельности педагогов-психологов Положение о
службе практической психологии Департамента
образования Тверской области. Координационному
совету при Департаменте образования предложено
рассмотреть вопрос об укреплении
материально-технической базы службы
практической психологии и создании сети
информационного обеспечения.
Тверскому областному институту
усовершенствования учителей рекомендовано:
подготовить и издать в 2002 году сборник «Служба
практической психологии в образовании Тверской
области. Из опыта работы»;
рассмотреть вопрос о создании единой программы
подготовки педагогических работников и
специалистов структурных подразделений службы;
подготовить методические рекомендации по
современным технологиям психологической
практики.
Л.А. МАХНОВЕЦ,
кандидат психологических наук,
заведующая кабинетом
практической психологии
Тверского областного института
усовершенствования учителей |