НЕНАВЯЗЧИВАЯ ПОМОЩЬ
Фасилитация (в самом широком
толковании — «облегчение», помощь группе или
отдельному человеку в организации собственной
деятельности) — слово не русское. Пока оно
прижилось только в субкультуре
психологов-консультантов и тренеров,
организующих тренинговые процессы в различных
сферах обучения персонала.
Еще один похожий по значению термин, постепенно
занимающий место в отечественной практике
обучения и управления, — это «менеджмент».
Применительно к практике обучения детей
получается «педагогический менеджмент», то есть
управление самостоятельной учебной
деятельностью учащихся. Нечто близкое к
фасилитации.
Навыки
фасилитации и педагогического менеджмента
постепенно становятся объективной составляющей
работы педагога и с детьми, и с родителями, и с
коллегами. Вырабатываются такие навыки трудно.
Не потому, что очень сложны, требуют недюжинного
интеллекта и длительной тренировки. Они
предполагают формирование у педагогов новых
установок, новых представлений о своей роли и
миссии в процессе обучения ученика. Эта роль
должна трактоваться не как прямая «перекачка»
знаний, имеющихся у педагога, в головы его
учеников, а как создание условий для усвоения
этих знаний путем исследования, применения,
порождения или проживания знаний учащимися в
процессе их самостоятельной учебной
деятельности. Вот такой переворот в
профессиональной картине мира.
Освоить и применить навыки фисилитации в работе
с учащимися большинству сегодняшних педагогов
(и, кстати, не только отечественных) очень
непросто. А в работе с родителями — чуть легче,
потому что естественнее (родители — взрослые
люди) и безопаснее (нет четких программных
требований к содержанию работы с ними). Следующим
шагом может быть постепенное распространение
подобных навыков и стоящих за ними ценностных
установок на работу с детьми и подростками.
Итак, фасилитатор облегчает процесс обсуждения в
группе и контролирует ход той или иной встречи.
Вместе с группой он устанавливает ряд правил и
процедур, выполнение которых затем контролирует
ради продвижения группы от этапа постановки
проблем к этапу их решения. Благодаря наличию
фасилитатора группа может работать в более
комфортных условиях: он позволяет ей оставаться
в рамках поставленных целей, помогает услышать
каждого, сохранить объективность и тактичность в
обсуждении, не застрять на мелочах и деталях.
В целом, фасилитатор помогает группе начать
работать единой командой с учетом поставленной
цели, точки зрения и степени активности каждого
участника.
Позиция фасилитатора в групповом процессе
отличается от классической позиции
тренера-ведущего. Вот так характеризуют отличия
К. Торн и Д. Маккей в своей книге «Тренинг.
Настольная книга тренера»: «При проведении
тренинга, занимая место тренера перед группой, вы
автоматически становитесь центром внимания. Как
фасилитатор встречи, вы зачастую умышленно
воздерживаетесь от активного участия, но
постоянно помогаете участникам в процессе».
Среди навыков фасилитации можно выделить
следующие.
Задавать открытые вопросы.
Открытые вопросы — это те, на которые нельзя
дать ответ «да» или «нет». Как правило, на них
вообще трудно ответить одним-двумя словами.
Такой вопрос предполагает высказывание, а
значит — самораскрытие участника. Открытые
вопросы обычно начинаются со слов: как, когда,
почему, что и кто.
Позитивно реагировать на любой сигнал,
идущий от группы, от ее участников.
Какой бы вопрос, какая бы реакция ни возникли на
ту или иную ситуацию в группе, ведущий должен
принимать их уважительно. Причем не просто
тактично, а с искренним пониманием того, что
любая реакция участников — это часть работы:
материал для обсуждения, анализа, коррекции.
Наличие той или иной реакции у участника
означает его включенность в процесс работы. То
есть открывает перспективы для работы. Любая
реплика или вопрос должны быть выслушаны
ведущим, при необходимости — переформулированы
в положительном ключе. После чего ведущий может
задать вопросы участнику на понимание или
собственными словами развить мысль, им
высказанную. Например:
Участник (раздраженно). Я вообще
перестал понимать о чем идет речь! По-моему, мы
занимаемся ерундой, пора переходить к делу.
Ведущий (в позиции фасилитатора). Таким
образом, вас раздражает возникшая ситуация, так
как нить разговора, с вашей точки зрения,
потеряна, и вообще мы занимаемся не тем, чем
должны. При этом вы заинтересованы в том, чтобы
обсуждение привело нас к определенному
результату. Я попробую сформулировать смысл
предыдущих высказываний, и мы вернемся к вопросу
о том, связаны ли они с темой сегодняшней встречи.
Поощрять индивидуальные высказывания
участников.
Этот тезис имеет как минимум два аспекта.
Во-первых, речь идет о поддержке каждого
участника, пожелавшего высказаться. Иначе
говоря, он не должен пожалеть, что нашел
возможным немного раскрыться перед другими и
заявить свою позицию. В ряде случаев ведущий не
просто поддерживает уже высказавшегося человека
(«Замечательно, что благодаря вам эта мысль у нас
прозвучала...», «Ваша позиция, несомненно, поможет
нам понять...»), но и стимулирует тех участников,
которые занимали продолжительное время
пассивную позицию.
Во-вторых, ведущий поощряет именно индивидуализированные
высказывания, когда участник формулирует мнение
как свое собственное, а не как истину в последней
инстанции.
Обеспечивать ясность позиций участников
в конфликтных и просто запутанных беседах.
Сев в круг, родители далеко не всегда могут
сразу взять правильный тон в общении друг с
другом, справиться со скованностью и
стеснительностью Кому-то просто может не хватать
коммуникативных умений. В результате
периодически возникает непонимание между
участниками и даже противостояние друг другу.
Задача ведущего-фасилитатора — занять в таких
ситуациях позицию посредника и (или) переводчика.
В качестве переводчика он, внимательно слушая
каждого говорящего, старается переформулировать
смысл высказывания на языке, понятном остальным.
Для этого он может использовать старую добрую
технологию парафраза: «Если я вас правильно
понял, вы говорили о...»
В качестве посредника ведущий ведет себя
несколько иначе. Он организует разговор
конфронтирующих сторон через себя, выступая
этаким передаточным звеном — переводчиком. Для
этого он часто садится между оппонентами и, лишая
их физической возможности смотреть друг на
друга, перехватывает реплики и «переводит» их на
более доброжелательный язык.
Получать ответы от группы,
переадресовывать группе и отдельным участникам
обращенные к тренеру вопросы и комментарии, не
вмешиваться в групповые процессы, не навязывать
собственную точку зрения.
Ведущий старается как можно реже говорить сам,
еще реже — высказывать свое мнение или отвечать
на содержательные (в отличие от организационных)
вопросы. Поэтому большую часть адресуемых ему
реплик и суждений он передает для ответа и
отреагирования другим членам группы.
Помогать группе делать выводы и
принимать решение.
Несмотря на внешнюю пассивность позиции
фасилитатора, ведущий должен быть полностью
включен в групповой процесс и содержание
обсуждаемых проблем. Это позволит ему в нужный
момент помочь группе вспомнить все мнения и
суждения, обобщить их и подвести к возможным
вариантам решения.
Само решение должна принимать только группа! И не
стоит пытаться манипулировать. Если участники
были действительно включены в обсуждение, они
непременно заметят попытки ведущего привести
процесс к нужному результату. В этом случае
второй раз навыки фасилитатора вам могут уже и не
понадобиться: группа больше не пойдет на
открытое обсуждение.
Для того чтобы облегчить себе и группе процесс
принятия решения, ведущий активно использует
записи, схемы, то есть все формы фиксации
промежуточных выводов и нерешенных вопросов.
Визуализация же процесса обсуждения с помощью
записей и плакатов — особое искусство, ему нужно
учиться.
Получать обратную связь от участников.
Для участников обсуждения концом работы служит
принятие решения, а для ведущего — следующий,
заключительный этап встречи: подведение итогов с
точки зрения самого процесса обсуждения. Этот
этап работы позволяет участникам отреагировать
эмоции, возникшие в процессе работы, а ведущему —
получить обратную связь о стиле своей работы и
его эффективности в данной группе.
Таковы основные принципы фасилитации групповых
процессов. Конечно, в большинстве случаев
недостаточно просто рассказать о них педагогам.
Необходимо проиграть ряд ситуаций, отработать
некоторые приемы в безопасной атмосфере
профессиональной группы, получить обратную
связь от своих коллег. Организовывать обучающую
группу целесообразно только для тех педагогов,
которые действительно заинтересовались такой
работой и увидели перспективы ее применения в
собственной практике.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |