Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2003


ДОКУМЕНТЫ

Подборка материалов, посвященных Коллегии Министерства образования Российской Федерации,
состоявшейся 19 ноября 2002 г.

«О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

«Проведена колоссальная работа, а предстоит сделать еще больше!» — именно так оценил деятельность службы практической психологии в системе образования за последние два года министр образования РФ В.М. Филиппов. Произошло это во время заседания коллегии министерства.
Этой коллегии ждали давно. Более того, к ней тщательно готовились. Ведь от принятых на ней решений зависит судьба не только службы практической психологии в системе образования, но и каждого отдельно взятого специалиста.
Точкой отсчета при оценке психологической службы стало решение предыдущей коллегии (от 21.02.2000 г.), на которой был принят «План мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования РФ в 2000–2001 годах».
Отчет о реализации этого плана лег в основу выступления начальника Управления специального образования Т.В. Волосовец. Татьяна Владимировна обратила внимание на то, что членам коллегии представлен новый проект плана мероприятий по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы, рассчитанный на три года. Она попросила всех поддержать этот план, а также внести в него конструктивные предложения и замечания. Кроме этого, Т.В. Волосовец проинформировала, что в проекте решения коллегии органам управления образованием субъектов Федерации рекомендуется принять ряд мер по развитию службы в регионах.
После этого выступления ведущий коллегию В.М. Филиппов задал выступающей несколько уточняющих вопросов. Судя по тону, вначале Владимир Михайлович был настроен весьма критически. Его интересовало точное количество специалистов, работающих в школах, дошкольных учреждениях, ППМС-центрах, в сельской местности.
Узнав, что у психологов, работающих в системе образования, до сих пор нет единого психолого-методического инструментария, министр грозно спросил: «Почему его не обеспечат?» Правда, его быстро успокоили, объяснив, что разработанных материалов достаточно много, остается их отобрать, напечатать и распространить.
Особое беспокойство у В.М. Филиппова вызвала ситуация, сложившаяся в массовой школе. По мнению Виктора Михайловича, уровень подготовки (в том числе и психологической) выпускников педагогических вузов очень низкий, что требует регулярного повышения их психолого-педагогической квалификации. Для обеспечения качественной подготовки учителей должны существовать единые программы, рекомендованные министерством.
Если давать общую оценку этому мероприятию, можно сказать, что оно прошло успешно. Характерно, что после его окончания все в едином порыве поздравляли друг друга.
Два года назад на коллегии многие из поднимавшихся на трибуну старались обратить внимание лишь на вопросы, затрагивающие собственные интересы, и считали своим святым долгом во что бы то ни стало найти «слабое звено» в развитии психологической службы. Сейчас же картина сложилась обратная — выступавшие стремились акцентировать внимание на сильных сторонах психологической службы, приводя при этом хотя и разные, но вполне весомые аргументы.
По регламенту первым (после основного докладчика) на трибуну поднялся А.Г. Асмолов (доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова). Он напомнил, что впервые вопрос о создании службы практической психологии в России обсуждался
15 лет назад. Сейчас же, считает Александр Григорьевич, мы можем с уверенностью говорить, что за прошедший период психология стала «системообразующей линией» для всего российского образования.
Более того, сейчас в образовании создана реально действующая обширная психологическая индустрия. Здесь функционирует сеть, объединяющая квалифицированных психологов, умеющих работать не с патологией, а с обычными людьми, попавшими в сложные или критические ситуации.
Учитывая то, что в обществе постоянно растет спрос на психологическую помощь, психологическая служба в системе образования имеет уникальный шанс перерасти в общую систему практической психологии в масштабе страны!
Правда, это потребует иного статуса для специалистов. Сейчас идет подготовка по специальности «педагог-психолог» (а не «практический психолог»), а это искусственно созданное образование, своего рода «зубробизон». В заключение Александр Григорьевич выразил надежду, что планируемый на май 2003 года съезд практических психологов образования упрочит позитивные начинания.
О питерских психологах слово замолвил В.В. Семикин (доктор психологических наук, декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена). Он рассказал, что в Санкт-Петербурге создана служба практической психологии, включающая систему ППМС-центров, которые тесно сотрудничают с вузами и научно-исследовательскими институтами.
Нерешенной же проблемой в масштабе всей страны, по мнению Виктора Васильевича, является подготовка специалистов. В самое ближайшее время необходимо не только утвердить специальность «практический психолог», но и разработать четкие стандарты подготовки этих специалистов. Крайне важно повышать психологическую грамотность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Для этого нужно создать сеть федеральных и региональных научно-методических центров.
Мнение о том, что психологам системы образования необходимо участвовать в повышении психологической грамотности населения через преподавание психологии в школе, высказала И.В. Дубровина (доктор психологических наук, академик РАО, заведующая лабораторией МГППУ). Причем вводить это предмет надо в структуру регионального компонента. «Психология необходима, поскольку она формирует целостное мировоззрение», — считает Ирина Владимировна.
Представитель другого ведомства Л.Ш. Махмудов (начальник отдела профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития РФ) отметил, что психологи образования играют большую роль в непростом деле профессионального самоопределения молодежи. Леонид Шамильевич настаивал на обязательном введении ставок педагога-психолога во всех учреждениях общего и начального профессионального образования.
Последним из выступивших в рамках регламента стал В.В. Рубцов (доктор психологических наук, академик РАО, директор Психологического института РАО). Виталий Владимирович уверен, что сейчас мы имеем не просто психологическую службу, а комплексную систему психолого-медико-социальной помощи. Причем деятельность этой системы обеспечена очень многим: существуют законодательная основа, научные разработки, сеть практикующих психологов и ППМС-центров по всей стране, система подготовки и переподготовки кадров. В.В. Рубцов отметил, что все эти компоненты имеют свою региональную специфику.
Если говорить про Москву, то в столице психологическая служба складывается из двух взаимосвязанных звеньев — штата школьных психологов и сети ППМС-центров. Многие из этих центров имеют свою специализацию.
Сейчас в каждом из десяти административных округов Москвы создаются антикризисные подразделения, в задачу которых входит, в частности, работа с беспризорными детьми. Общее научно-методическое руководство этими подразделениями осуществляет отдел экстренной психологической помощи МГППУ.
В.В. Рубцов вынес на рассмотрение членов коллегии ряд конкретных предложений. Основное из них — разработать и принять комплексную программу развития службы практической психологии как составной части Федеральной программы развития образования на 2000–2005 годы. Кроме того, он предложил создать при Министерстве образования координационный совет службы практической психологии и Федеральный научно-методический центр с обязательной структурой экстренной психологической помощи. Последняя должна заниматься повышением квалификации специалистов для работы в экстремальных ситуациях.
Дальнейшие события развивались по необычному для заседания коллегии сценарию. Коварных вопросов от членов коллегии не последовало, и было предоставлено слово всем желающим.
В.А. Иванников (доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова) остановился на том, что работающие с детьми специалисты должны освоить «упреждающую» помощь. Для этого необходимо разработать концепцию социальной помощи детям и молодежи.
Несогласие с коллегами, предлагавшими ввести специальность практического психолога в сфере образования, высказал А.А. Реан (доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заместитель председателя экспертного совета по психологии и педагогике высшей аттестационной комиссии при Минобразовании России), который считает, что практические психологи образования могут работать только в системе специальных и реабилитационных учреждений, где находятся дети с большим количеством личностных проблем.
А.И. Донцов (доктор психологических наук, академик РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) посетовал, что высшая школа обойдена вниманием психологов. Он порекомендовал внести в решение коллегии вопрос о разработке системы психологической службы в высших учебных заведениях.
В заключение слово было предоставлено регионам (в лице И.В. Кузнецовой, кандидата психологических наук, директора Ярославского областного центра «Ресурс»). И.В. Кузнецова не только смогла толково рассказать о работе сельских психологов, но и предложила развивать службу практической психологии в системе начального профессионального образования.
Внимательно слушавший все выступления В.М. Филиппов кардинальным образом изменил свое мнение о состоянии психологической службы в подведомственной ему сфере. И в своем заключительном слове (полный текст читайте ниже) он продемонстрировал глубокую заинтересованность в дальнейшем развитии службы, наметил ряд конкретных шагов, способствующих этому.
Как мне показалось (и думаю, что не без основания), к концу заседания члены коллегии начали гордиться, что при их родном министерстве создана и активно функционирует такая служба.

Ольга РЕШЕТНИКОВА


Выдержки из доклада начальника
Управления специального образования
Минобразования России
Татьяны Владимировны ВОЛОСОВЕЦ

Актуальность психологического обеспечения образования повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования, которые были определены в Национальной доктрине образования на период до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг. и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие сегодня становится неотъемлемой целью деятельности Службы практической психологии в системе Минобразования России (далее Служба), каждого образовательного учреждения.
Сегодня в результате целенаправленной и активной деятельности Служба востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием — и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Российской Федерации. В деятельности Службы реализуются принципы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др. В Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Брянской, Калининградской, Кировской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской и многих других областях созданы уникальные организационно-функциональные модели службы практической психологии в системе образования, как в условиях города, так и сельской местности, с учетом этнонациональных и социально-экономических особенностей региона.
В настоящее время педагоги-психологи образовательных учреждений, ППМС-центры решают проблемы десятков тысяч детей, как правило, из неблагополучных и малообеспеченных семей, которые по разным причинам уже оказались вне школы или могут оставить ее в ближайшее время, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка. В основу работы с безнадзорными детьми положены принципы гуманистической педагогики и психологии: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества. По данным мониторинга эффективности работы ППМС-центров, дети, втянутые в асоциальные формы поведения, назвали психолога наиболее востребованным специалистом, который помог им в разрешении их проблем.
Согласно статистическим данным мониторинга 2001  г., в Службе на должности педагога-психолога работает более 64 тысяч человек. В соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», в России действуют более 850 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и учреждений образования, оказывающих специализированную и методическую помощь участникам образовательного процесса.
Два года назад на заседании коллегии был рассмотрен и одобрен План мероприятий по развитию Службы на 2000–2001 годы. Содержательный и управленческий характер Плана позволил структурным подразделениям Минобразования России в соответствии со своей компетенцией, совместно с учеными РАО и психологами, органами управления образованием субъектов Российской Федерации осуществить ряд мероприятий, направленных на обеспечение первоочередных организационных, научно-методических, нормативных условий для развития Службы.
В целях нормативно-правового обеспечения Службы разработаны: проект «Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», «Концепция специальной психологической помощи в системе образования», «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения», «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» и др.
В целях научно-методического обеспечения в рамках федеральной программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» разработаны методические рекомендации по содержанию деятельности педагогов-психологов, единые формы рабочей и отчетной документации педагога-психолога, в образовательных учреждениях проходили апробацию технологии консультативно-диагностической работы с детьми и их родителями.
В целях повышения эффективности психологического обеспечения образовательных учреждений, выявления и внедрения лучших психологических диагностических методик, используемых в образовательных учреждениях, дальнейшего совершенствования содержания деятельности Службы в 2001 г. проведен первый Всероссийский конкурс на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации, в котором приняли участие 50 авторских коллективов из 19 субъектов Российской Федерации.
Одним из важнейших итогов реализации Плана, на наш взгляд, явилось то, что за два года сделаны первые шаги по координации структурных подразделений Службы на различных уровнях образования (от дошкольного до высшего), определены и реализованы основные подходы в управлении, организации и научно-методическом обеспечении деятельности Службы, активизирована работа по внедрению в педагогическую практику новейших достижений в области психологии. Так, в 62 субъектах Российской Федерации приняты региональные Положения о деятельности Службы, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, созданы координационные и научно-методические советы Службы. В органах управления образованием 79 субъектов Российской Федерации и 60% муниципальных образований назначены ответственные за деятельность Службы, определена сфера их компетенции. Помимо услуг различных специалистов Служба реализует организационно-методические и учебно-воспитательные задачи, проведение социально-психологических исследований, научную и экспериментальную работу по реализации в образовательных учреждениях личностно-ориентированных психолого-педагогических, социально-психологических, образовательных программ и технологий и др. Это возможность быстрого реагирования на чрезвычайные обстоятельства, требующие незамедлительной психологической помощи жертвам кризисных ситуаций (чрезвычайные ситуации в Москве, Волгодонске, на Северном Кавказе, в Видяево), организация профессиональной методической помощи специалистам образовательных учреждений всех типов.
Возрастающие требования к деятельности как педагогов-психологов, так и Службы в целом выявили ряд актуальных проблем, снижающих эффективность психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам.
Особо остановлюсь на актуальных проблемах развития Службы, требующих своего решения в условиях модернизации системы российского образования:
в штатном расписании многих образовательных учреждений отсутствует ставка педагога-психолога, остается низкой укомплектованность образовательных учреждений педагогами-психологами, особенно в сельской местности;
многие педагоги-психологи не обеспечены кабинетами и единым психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием, что приводит к снижению доступности и качества психологических услуг участникам образовательного процесса;
не отработан единый механизм систематического повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы;
требуется также повышение уровня профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих переподготовку педагогов-психологов для системы образования;
требуют дополнительного внимания вопросы нормативного правового обеспечения профессиональных гарантий и льгот педагогов-психологов;
подавляющее большинство педагогов-психологов получают профессиональную подготовку в местных педагогических университетах и институтах. И если базовая профессиональная подготовка специалистов, как правило, достаточная, уровень их практической подготовки зачастую слабый;
при подготовке педагогов-психологов огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса. Требуется разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения, необходимых для полного и качественного профессионального образования.
В соответствии с приказом Минобразования России от 03.06.02 № 2062 и в целях дальнейшего совершенствования организации и содержания деятельности Службы практической психологии в Москве 6–7 июня 2002 года проведено Всероссийское совещание «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы». В работе Всероссийского совещания приняло участие 290 человек из 69 субъектов Российской Федерации (всех семи федеральных округов). Важнейшей задачей Службы сегодня становится координация усилий различных служб, внедрение технологий и программ взаимодействия педагогов-психологов, педагогов, социальных работников, врачей, юристов. Служба рассматривается как значимая объединяющая сила междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, осуществляющая совместные проекты с другими ведомствами и организациями, направленные на повышение качества образовательного процесса и защиту прав ребенка, которая вносит большой вклад в дело укрепления здоровья (и в первую очередь психического и психологического) обучающихся, воспитанников.
В современной ситуации в деятельности Службы особую значимость приобретают: помощь ребенку в решении актуальных задач; содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся (воспитанников) на каждом возрастном этапе; формирование их способности к саморазвитию; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психическом здоровье; психологическая экспертиза образовательных программ и технологий; осуществление комплексного социально-психологического и психолого-педагогического подхода в деятельности ППМС-центров и образовательных учреждений.
Важными элементами развития ППМС-центров представляются:
государственная поддержка центров, ведущих инновационную и научно-методическую деятельность, придание им статуса опорных федеральных экспериментальных площадок;
развитие договорной деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением другого типа, определяющей права и обязанности обеих сторон.
В настоящее время наметился определенный разрыв между академической наукой и внедрением научных разработок в практику Службы. Деятельность отдельных лабораторий не может решить проблемы комплексного научно-методического обеспечения Службы, своевременно обеспечить развитие и расширение сферы деятельности ее структурных подразделений. Требуется создание научно-практических структур, решающих проблемы разработки перспективных прикладных исследований и апробации конкретных технологий применения научных разработок и методического обеспечения в деятельности Службы.
По многим аспектам деятельности Службы на сегодняшний день не существует единой государственной статистической отчетности. Думается, нам придется внести некоторые изменения, дополнения в существующие формы статотчетности, чтобы иметь все необходимые данные для последующего анализа и использования их в практической работе.
Учитывая изложенное, в розданных документах представлен проект Плана мероприятий по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности Службы, рассчитанного на три года.
Мы просим поддержать предложенный проект плана, будем благодарны за возможные конструктивные предложения и замечания.


Выступление Министра образования
Российской Федерации
В.М. Филиппова

После всех докладов и обсуждений выступил министр образования. Его заключительное слово не было подготовлено заранее, а потому, в отличие от докладов участников, не существует в письменном виде. Но нам очень хотелось познакомить читателей «Школьного психолога» с мнением министра, поэтому мы подготовили публикацию его выступления по диктофонной записи. Естественно, нам пришлось сделать некоторую редакторскую правку, но смысл сказанного полностью сохранен.

Редакция

Я хочу поблагодарить тех, кто здесь присутствует и кто много сделал за эти пятнадцать лет для становления службы в масштабах страны. Это и Рубцов, и Асмолов, и Дубровина, и отсутствующие сегодня здесь Шадриков, Кезина и многие другие. Начинали пятнадцать лет назад с одной-двух тысяч психологов, сегодня речь уже идет о шестидесяти четырех тысячах, а нужно еще намного больше. Можно говорить о колоссальной работе, за которую, я думаю, миллионы наших родителей должны сказать спасибо тем, кто работает в этой системе.
План мероприятий, который был подготовлен к коллегии, был составлен в двух аспектах: организационно-управленческое и научно-методическое обеспечение службы практической психологии. Замечаний по плану не прозвучало, более того, мы вышли сегодня на более широкую тематику. Наверное, это вполне естественно.
Некоторые конкретные вещи, которые сегодня звучали, пусть очень важные, я бы не стал добавлять сейчас в решение коллегии. Например, вопрос о введении специальности «практический психолог образования». Давайте вернемся к этому, когда мы будем обсуждать новый перечень специальностей. Я согласен, что эту специальность надо возвращать, но этот вопрос нельзя решить без системного подхода к стандарту.
То же самое относится к вопросу введения предмета психологии в школьную программу. Мы не можем сейчас просто взять и проголосовать, иначе мы на заседании коллегии по первому вопросу проголосуем за одно, по второму — за другое, и так далее. Надо убедить наше сообщество, что предмет нужен, убедить в этом коллегию при утверждении нового стандарта, объяснить, за счет часов какого предмета вводить психологию.
Мы говорили про общую школу, потом про высшую, потом про ПТУ. Все это важно, все направления. Но все-таки я думаю, что основной акцент должен быть сделан на работе массовой средней школы. Это надо подчеркнуть. В связи с этим давайте мы в развитие тех идей, что сегодня звучали, напишем письмо не только в органы управления образованием, но и губернаторам, и объясним, что может каждый субъект Федерации сделать в плане развития службы практической психологии. Более того, это надо связать с тем обстоятельством, что количество детей уменьшается, поэтому можно не увольнять учителей, а отдать деньги на введение ставок педагога-психолога.
Итак, первый акцент — на массовую среднюю школу.
Второй акцент, конечно, на работу в среде начального профобразования. Там дети часто социально неблагополучные, находятся на грани пьянства, наркотизации. Здесь тоже надо сделать какой-то решительный шаг и не только записать соответствующие мероприятия в план, но и обратиться с этим вопросом в субъекты Федерации. И надо нам на федеральном уровне ввести ставки педагога-психолога.
Необходима также соответствующая служба в вузах. Причем научно-методическое обеспечение всех служб должно быть разным, чтобы со студентами не работали так же, как с первоклассниками.
Я хотел бы еще поддержать идею создания всероссийской службы. Можно предложить Правительству создать общероссийскую службу практической психологии для детей и молодежи. И на съезд нужно выходить с этим предложением. Кроме того, нужно создавать рабочую группу, готовить комплексную программу развития службы практической психологии и выходить с ней на майский съезд.
Я бы поддержал идею координационного совета. Съезд съездом, но он бывает раз в несколько лет, а нужна структура, которая бы собиралась хотя бы раз в квартал. Тем более что мы находимся на этапе стратегических изменений. Надо записать это в решение коллегии.
Так что три предложения надо полностью поддержать — по комплексной программе, по координационному совету и по всероссийской службе. При этом я бы не стал заострять внимание на вопросе о федеральном научно-методическом центре. Ведь мы идем на создание всероссийской службы, а ФНМЦ — ее необходимая составная часть.
Я благодарен всем выступающим за заинтересованное отношение и за конструктивные предложения, которые сегодня прозвучали. Если у членов коллегии нет больше добавлений по проекту решения, то я предлагаю доработать проект с учетом уже имеющихся предложений и принять его.
Нет возражений? Всем огромное спасибо.


Министерство образования Российской Федерации

ПРИКАЗ

от 10.12.2002 № 4328

О реализации решения коллегии
Минобразования России от 19 ноября 2002 г. № 22/2

В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 19.11.2002 № 22/2
«О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования России»

Приказываю:

1. Утвердить План мероприятий Министерства образования Российской Федерации по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России (далее Служба) на 2002—2004 годы (далее План) (приложение).
2. Возложить на Управление специального образования (Т.В. Волосовец) координацию работы по выполнению Плана.
3. Возложить на руководителей структурных подразделений Минобразования России персональную ответственность за выполнение Плана в пределах компетенции подразделения. Установить порядок, при котором выпуск нормативных документов, организация мероприятий, проводимых структурными подразделениями Минобразования России, содержащих вопросы психологического сопровождения в образовании, должны проходить согласование с Управлением специального образования (Т.В. Волосовец).
4. Руководителям структурных подразделений Минобразования России каждое полугодие информировать Управление специального образования (Т.В. Волосовец) о ходе выполнения Плана.
5. Управлению специального образования (Т.В. Волосовец), Департаменту общего образования (А.В. Баранникову), Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалину), Управлению развития образования (П.Е. Кондрашову), Управлению социально-педагогической поддержки и реабилитации детей
(Г.Н. Тростанецкой), Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной), Управлению дошкольного образования (Т.И. Оверчук), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитину) при участии специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации, ученых Российской академии образования и МГУ им. М.В. Ломоносова до 01.05.2003 разработать программу развития практической психологии в системе образования, направленную на совершенствование организационных, нормативных, правовых, научно-методических, кадровых, ресурсных и других условий для развития Службы, на психологическое обеспечение модернизации российского образования.
6. Управлению специального образования (Т.В. Волосовец), Управлению развития образования (П.Е. Кондрашову) до 01.06.2003 разработать предложения в области формирования системы образовательной статистики и мониторинга, обеспечивающие содержательный анализ и оценку деятельности Службы.
7. Управлению специального образования (Т.В. Волосовец):
7.1. Направить в срок до 19.12.2002 в органы управления образованием субъектов Российской Федерации справку «О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России» для использования в работе.
7.2 Провести в IV квартале 2003 г. всероссийское совещание с ответственными за деятельность службы практической психологии в органах управления образованием субъектов Российской Федерации по совершенствованию научно-методического и информационного обеспечения деятельности Службы.
8. Академии повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования России (Э.М. Никитину) включить в план деятельности Академии на 2003—2004 годы разработку и реализацию единых программ, обеспечивающих переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей и специалистов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
9. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (З.А. Нефедовой) совместно с Управлением специального образования (Т.В. Волосовец) до 01.05.2003 подготовить каталог учебников и учебно-методических пособий для педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений.
10. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
10.1. Определить перспективы развития региональной Службы на 2003—2005 годы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования.
10.2. Определить перечень функциональных обязанностей специалистов органов управления образованием, ответственных за деятельность Службы.
10.3. Содействовать увеличению финансирования, улучшению материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях всех видов.
10.4. Использовать возможности введения практико-ориентированных факультативов и учебных курсов по психологии в рамках школьного и регионального компонентов базисных учебных планов.
10.5. Содействовать созданию и деятельности научно-методических и общественных объединений педагогов-психологов; проведению региональных, муниципальных мероприятий (конкурсов, смотров, конференций и т.д.).
10.6. Содействовать созданию и реализации научно-практических программ, методик и технологий в области практической психологии, разработке и внедрению комплексного научно-методического обеспечения профессионального образования и повышения квалификации педагогов-психологов Службы.
10.7. Принять меры по:
разработке целевой программы развития региональной Службы, в том числе для учреждений дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
дальнейшему развитию сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центров: диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, социально-трудовой адаптации и профориентации, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения;
организации деятельности межрегионального центра по научно-методическому и информационному обеспечению Службы в каждом субъекте Российской Федерации;
организации единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы с использованием современных комплексов учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения;
проведению регулярного мониторинга состояния и развития структурных подразделений Службы для принятия необходимых организационно-методических мер и совершенствования психологического обеспечения образования;
систематическому обобщению и распространению инновационного и практического опыта организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам.
11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е. Чепурных.

Министр В.М. ФИЛИППОВ


Приложение к приказу Минобразования России
от 10.12.2002 № 432

План мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России
на 2002–2004 годы

Перечень мероприятий

Срок
исполнения

Исполнители

1.

Проведение комплексного анализа федеральных и региональных нормативных правовых актов по вопросам деятельности Службы В течение   всего периода Структурные подразделения Минобразования России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации

2.

Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по совершенствованию и развитию практической психологии в образовании, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения В течение всего периода Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России

3.

Создание и материально-техническая поддержка региональных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, реализующих инновационные программы и проекты индивидуально ориентированной комплексной помощи обучающимся, воспитанникам В течение всего периода Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Управление специального образования

4.

Разработка и реализация единых программ и учебных планов переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием, органов по делам молодёжи, руководителей и специалистов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи В течение всего периода Управление специального образования, институты РАО, Академия повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования России, УМО по психологии, ГНУ Минобразования России

5.

Проведение научно-практических конференций, семинаров по актуальным проблемам практической психологии, содержания деятельности Службы В течение всего периода Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации

6.

Организация деятельности в 7 федеральных округах межрегиональных организационно-методических центров Службы.
Разработка предложений и создание государственного научного учреждения Службы Минобразования России
В течение всего периода Управление специального образования совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, Психологический институт РАО

7.

Создание рабочей группы по разработке программы развития Службы, организация её работы IV квартал 2002 г. Управление специального образования,
структурные подразделения Минобразования России, институты РАО

8.

Разработка методических рекомендаций по лицензированию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи IV квартал 2002 г. Управление специального образования,
структурные подразделения Минобразования России, ГНУ Минобразования России

9.

Создание Координационного совета службы практической психологии Минобразования России, организация его работы I квартал 2003 г. Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России, институты РАО, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

10.

Проведение Всероссийского съезда психологов системы образования Российской Федерации II квартал 2003 г. Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России, институты РАО, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

11.

Разработка программы развития службы практической психологии в системе образования Российской Федерации II квартал 2003 г. Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России, институты РАО, Академия повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования России

12.

Проведение Всероссийского конкурса образовательных психологических индивидуально ориентированных профилактических и коррекционно-развивающих программ в системе образования Российской Федерации II квартал 2003 г. Управление специального образования, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, ГНУ Минобразования России

13.

Проведение мониторинга Службы III квартал 2003 г. Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России, ГНУ Минобразования России

14.

Проведение Всероссийского конкурса проектов региональных моделей Службы IV квартал 2003 г. Управление специального образования, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

15.

Подготовка предложений по изданию вестника Службы IV квартал 2003 г. Управление специального образования, ГНУ Минобразования России

16.

Проведение Всероссийского смотра-конкурса кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях Российской Федерации II квартал 2004 г. Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации

17.

Проведение всероссийской выставки учебной литературы, программ и технологий по психологии III квартал 2004 г. Управление специального образования, органы управления образованием субъектов Российской Федерации

18.

Подготовка сборника нормативных правовых документов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи IV квартал 2004 г. Управление специального образования, ГНУ Минобразования России

19.

Разработка предложений, внесение дополнений и изменений в Положение о деятельности Службы IV квартал 2004 г. Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России, ГНУ Минобразования России, институты РАО, органы управления образованием субъектов Российской Федерации

20.

Разработка модели деятельности психолого-медико-педагогической комиссии на базе образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи IV квартал 2004 г. Управление специального образования,
Институт коррекционной педагогики РАО,
ГНУ Минобразования России

21.

Подготовка предложений по организации деятельности в 7 федеральных округах межрегиональных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 2004 г. Управление специального образования, структурные подразделения Минобразования России совместно с органами управления образованием и органами по делам молодёжи субъектов Российской Федерации

Начальник Управления
специального образования Т.В. ВОЛОСОВЕЦ