Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ

В.П. Шейнов
М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2002

В последние годы тандем московского издательства АСТ и минского «Харвест» выпустил ряд книг, произвольно объединенных в серию «Библиотека практической психологии». В целом серия вызывает противоречивые чувства, причем по ряду причин — начиная с такой малозначимой, как спорный замысел серийного оформления, и кончая такой существенной, как крайняя разнородность, более того — неравноценность представленных изданий. Признаюсь: подержав в руках несколько книг этой серии, я не приобрел ни одной (хотя серия мне давно знакома — она выпускается с 1998 г.).
Но одна из последних новинок заставила меня умерить скептицизм и раскошелиться. Оказалось, что под малопонятным рисунком на обложке и настораживающе рыночным названием скрывается по-настоящему интересная книга. Ее автор Виктор Шейнов, как явствует из библиографии, весьма плодовит и принадлежит к плеяде мастеров пера, умело транслирующих психологическое знание широкой публике. За последнее десятилетие им выпущено полтора десятка книг на разные темы: здесь и «Психология знаменитых личностей», и «Тесты для всех», и даже «Как похудеть без мучений и расходов»...
Вы, наверное, уже усмехаетесь: «Какую пользу может извлечь серьезный психолог из писаний сего популяризатора?» Так, грешным делом, подумалось и мне, пока я лениво листал первые страницы книги. Через полчаса поймал себя на том, что увлекся и уже не могу оторваться, хотя произведений этого жанра прочел сотни (да и сам написал не меньше господина Шейнова).
В самом деле, легкий жанр опасен тем, что его легко опошлить. В данном случае, в виде редкого исключения, перед нами очень информативная, по-настоящему практически полезная и просто увлекательная книга. В ней автор ясно, доходчиво и остроумно описывает разнообразные приемы манипулирования поведением (далеко не всегда, кстати, аморальные — сие, как указывает автор, зависит не от средства, а от цели), жертвами которых мы постоянно становимся, так как не отдаем себе в них отчета, более того — сами время от времени используем, в основном тоже безотчетно, а потому, как правило, неловко и неэффективно.
В аннотации сказано: «Книга не имеет аналогов в отечественной и мировой литературе». Простим маркетологам это рыночное преувеличение. Аналоги, конечно, есть — «карнегианская» литература имеет давнюю и богатую традицию, да и многие именитые психологи этой проблематикой не брезгуют. Хорошо известные нашим читателям Зимбардо & Ляйпе, блистательный Чалдини пишут, может, по форме иначе, но по сути о том же (вы уже, конечно, поняли, о чем речь). Особенность данной книги в том, что она на знакомом нам материале написана нашим соотечественником (ну никак не привыкну считать Белоруссию зарубежьем!), то есть написана человеком, таким же, как мы, и для таких, как мы.
Конечно, для профессионального психолога какие-то моменты, например ссылки на Маслоу или Берна, откровением не станут. Но, скажу честно, после четвертьвековых штудий психологической литературы я сумел извлечь из этой книжки для себя немало нового и полезного. Разумеется, речь не идет о каких-то эпохальных научных открытиях — в когорту выдающихся психологов Виктор Шейнов вряд ли войдет. Но талантливому просветителю Шейнову от скромного коллеги низкий поклон. Надеюсь, и наши читатели это мнение разделят.

Сергей СТЕПАНОВ