ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИГРАМ С
ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Под общей ред. М.Р. Битяновой
СПб.: Питер, 2002
Эта книга показалась мне уникальной во многих
отношениях. Прежде всего, это относится к ее
читательскому адресу: она для тех, кто уверен, что
уже умеет проводить психологические игры; для
тех, кто считает, что ему этому еще надо учиться; и
для тех, кто еще не знает, что это такое. Поэтому
любой читатель, занимающийся практической
работой с детьми и подростками, сможет найти на
страницах данного издания много полезного.
Рассматривая игру как самый популярный вид
психологической работы и с детьми, и со
взрослыми, авторы подробно описывают один из ее
жанров — большую психологическую игру.
Авторы имеют богатый опыт практической работы в
этом направлении. Это позволяет им познакомить
читателей со многими тонкостями психологических
игр, а также рассказать о всех, даже
незначительных, деталях сложного механизма
разработки и проведения таких игр с детьми,
подростками и взрослыми в условиях школы.
Достоинствами книги являются также глубина и
емкость ее содержания. Последнее очень четко
продумано: каждый абзац, каждое предложение
несут конкретную информацию.
Читатели узнают о пяти основных видах больших
психологических игр: игровых оболочках,
играх-проживаниях, играх-драмах, деловых и
проектных играх и психологических акциях. Каждый
из этих видов подробно описан.
Авторы рассматривают разработку любой
психологической игры как творческий процесс,
который строится с учетом конкретных целей и
задач. Тем не менее в книге предлагаются
сценарные разработки более чем тридцати игр.
Каждый из сценариев прекрасно методически
проработан и может быть использован и как
оригинальный вариант, и как основа для
дальнейших творческих поисков.
Авторы знакомят читателей с содержанием и целями
проведения каждой игры, требованиями к ее
участникам, перечисляют конкретные условия ее
организации и необходимые для проведения
материалы и оборудование. Каждый сценарий
расписан самым подробным образом — вплоть до
слов ведущего, а также элементов внешнего и
музыкального оформления. По ходу игры
рассматривается несколько вариантов развития ее
сюжета, даются прогнозы и рекомендации по
каждому из них.
Необычайно полезными для практиков могут стать и
комментарии из личного опыта, где
рассматриваются потенциальные трудности,
которые могут возникнуть на том или ином этапе
игры.
Подкупает форма изложения материала. Создается
впечатление, что авторы продумывали и оттачивали
каждую фразу.
Несомненно, что знакомство с этим изданием и
дальнейшее использование полученных знаний на
практике даст многим психологам хорошую основу
для продуктивной работы в качестве
игротерапевта.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |