Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИГРАМ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Под общей ред. М.Р. Битяновой
СПб.: Питер, 2002

Эта книга показалась мне уникальной во многих отношениях. Прежде всего, это относится к ее читательскому адресу: она для тех, кто уверен, что уже умеет проводить психологические игры; для тех, кто считает, что ему этому еще надо учиться; и для тех, кто еще не знает, что это такое. Поэтому любой читатель, занимающийся практической работой с детьми и подростками, сможет найти на страницах данного издания много полезного.
Рассматривая игру как самый популярный вид психологической работы и с детьми, и со взрослыми, авторы подробно описывают один из ее жанров — большую психологическую игру.
Авторы имеют богатый опыт практической работы в этом направлении. Это позволяет им познакомить читателей со многими тонкостями психологических игр, а также рассказать о всех, даже незначительных, деталях сложного механизма разработки и проведения таких игр с детьми, подростками и взрослыми в условиях школы.
Достоинствами книги являются также глубина и емкость ее содержания. Последнее очень четко продумано: каждый абзац, каждое предложение несут конкретную информацию.
Читатели узнают о пяти основных видах больших психологических игр: игровых оболочках, играх-проживаниях, играх-драмах, деловых и проектных играх и психологических акциях. Каждый из этих видов подробно описан.
Авторы рассматривают разработку любой психологической игры как творческий процесс, который строится с учетом конкретных целей и задач. Тем не менее в книге предлагаются сценарные разработки более чем тридцати игр. Каждый из сценариев прекрасно методически проработан и может быть использован и как оригинальный вариант, и как основа для дальнейших творческих поисков.
Авторы знакомят читателей с содержанием и целями проведения каждой игры, требованиями к ее участникам, перечисляют конкретные условия ее организации и необходимые для проведения материалы и оборудование. Каждый сценарий расписан самым подробным образом — вплоть до слов ведущего, а также элементов внешнего и музыкального оформления. По ходу игры рассматривается несколько вариантов развития ее сюжета, даются прогнозы и рекомендации по каждому из них.
Необычайно полезными для практиков могут стать и комментарии из личного опыта, где рассматриваются потенциальные трудности, которые могут возникнуть на том или ином этапе игры.
Подкупает форма изложения материала. Создается впечатление, что авторы продумывали и оттачивали каждую фразу.
Несомненно, что знакомство с этим изданием и дальнейшее использование полученных знаний на практике даст многим психологам хорошую основу для продуктивной работы в качестве игротерапевта.

Ольга РЕШЕТНИКОВА