ПСИХОЛОГ В
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Страсть к экспериментированию в России
неистребима. Особенно широкомасштабные
эксперименты проводятся у нас в экономической
сфере. Но и образование не остается в стороне. В
последние годы резко увеличилось число
экспериментальных школ и инновационных сетей и в
Москве, и в регионах России. В самом этом
процессе, безусловно, нет ничего плохого. Вопрос
в качестве проводимых педагогическими
коллективами практико-ориентированных
исследований. Наше многострадальное образование
выдержало уже множество реформ и модернизаций и,
несмотря на это, все еще живет и развивается.
Может быть, экспериментирование, которое, по
логике, должно начинаться «снизу», окажется
более продуктивным и полезным, чем министерские
решения и инструктивные письма.
СМУТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
В связи с проявившейся тенденцией увеличения
экспериментальных площадок, снова во весь свой
просто неприличный рост встает вопрос о месте
психолога в школе, его функциях, ролях и позициях.
Этот вопрос остается открытым и для обычных, и
для экспериментальных школ.
Каким образом психолог может вписаться в систему
экспериментальной деятельности? Каковы его
профессиональные задачи в новых условиях?
Поисками ответов на эти вопросы озабочена и
администрация школ.
Впрочем, когда что-то оказывается непонятным, и
школьная администрация, и сами «душеведы»
привычно обращают свой взор наверх, требуя у
сильных мира сего — министерских чиновников или
научных мэтров — прояснить сложившуюся
ситуацию. Как там у Некрасова? «Вот приедет барин,
барин нас рассудит...» Да вот беда: то не едет
барин, то, приезжая, еще больше тумана напускает.
Министерство не спешит рассылать циркуляры,
поскольку само еще не разобралось, кто такой
психолог и зачем он вообще нужен в школе. А ученые
мужи, как обычно активные и говорливые, до
хрипоты и перехода на личности спорят друг с
другом о целях и смысле деятельности школьного
психолога, о которой, откровенно говоря, многие
из них имеют весьма смутное представление.
По мнению некоторых, психолог для образования —
мессия, способный толпу дидактов заблудших и
школьников неразумных вывести к свету и счастью.
И потому образованию следует колена перед ним
преклонить и внимать святым словам, после чего
срочно от грехов и ошибок освобождаться и, мудрым
советам следуя, новую жизнь строить.
А другие мэтры полагают, что негоже роль
школьного психолога переоценивать и носиться с
ним как с писаной торбой. В школьной «табели о
рангах» место его между ночным сторожем и
медсестрой. И основная задача — ремонтная. Так
что должен быть просто все время под рукой у
администрации, как хороший курьер.
МЕССИЯ В РОЛИ СЛЕСАРЯ
Такие прямо противоположные видения роли и
места психолога в экспериментальной школе,
преподносимые на многочисленных семинарах и
конференциях, окончательно запутывают всех
рядовых, и не только рядовых, работников
образования. Чтобы ярче подчеркнуть разницу
между подобными позициями, воспользуюсь
следующим метафорическим образом.
Экспериментальную школу можно уподобить
строящемуся зданию. Строители — члены
педагогического коллектива, возглавляемые
опытным, авторитетным и творческим
руководителем — директором.
Согласно первой позиции получается, что психолог
— это сторонний наблюдатель, изредка
распоряжающийся, где окно сделать, а где этаж
надстроить. Возможно, что он-то, психолог, и
наказал именно здесь дом возвести и даже общий
контур проекта набросал. И в дальнейшем он же и
будет важнейшим представителем госприемки,
когда настанет пора построенное здание в
эксплуатацию сдавать.
Вторая позиция предлагает психолога поставить в
арьергард строительной бригады, чтобы щели
замазывал, выщербинки заравнивал, заплатки
накладывал — одним словом, допущенный
строителями брак исправлял.
Что-то слабо мне верится в реальное воплощение
первого варианта. Умный директор такого «мессию»
вряд ли в своей школе потерпит. А вот второй
вариант многих руководителей очень бы даже
устроил. Только не те нынче времена, что даже лет
пять назад были.
Современный психолог, решивший выбрать школу
ареной своей профессиональной деятельности,
подмастерьем у директора становиться не желает и
исправлением чужих ошибок и недочетов никак
ограничиваться не собирается. А уж те, кто в школе
проработал несколько лет и приобрел опыт и
авторитет, и вовсе не согласны выступать в роли
«ремонтников», «пожарников» или
«заплаточников». Вместе с тем во многих случаях
психолог в экспериментальных школах является
мессией, назначенным на должность ассистента
слесаря-сантехника по «душевным протечкам».
СВОБОДА ВЫБОРА
Почему же возникает такая разноголосица?
По-видимому, потому, что не определена важнейшая
цель деятельности психолога в образовании, и в
частности в экспериментальном образовании.
Точнее говоря, цели придумываются для него
разные, а иногда и прямо противоположные. А ведь
поставленная цель деятельности определяет и
способы ее достижения, отражаемые в системе
действий и операций, и конкретные средства и
критерии оценки, которые позволяют оценить
эффективность достижения этой самой цели.
Если же цель неконкретна или в явном виде самим
психологом не отрефлексирована, то планировать
деятельность, выделять основные направления
работы и детально прописывать его функционал —
значит указывать, на каких стенках щели
замазывать и сколько заплаток поставить.
Поскольку «сверху» определять цель психолога в
школе, работающей как экспериментальная
площадка, или внутри инновационной сети никто не
собирается, значит, нам самим следует
сформулировать ожидаемые результаты нашей
деятельности и ее важнейшие смыслы. Что ж,
попробуем. Впрочем, ситуация усложняется из-за
того, что основным принципом организации
экспериментальных площадок является
самостоятельный выбор исследовательских
направлений.
Концептуальных основ, на которых коллективы
экспериментальных школ строят свою
деятельность, почти столько же, сколько
существует подобных школ. Цели и способы их
достижения у всех разные. Какая-то
экспериментальная школа ставит своей целью
создание особой гуманитарной образовательной
модели, другая — воспитание толерантной
личности, третья — отработку новой технологии
изучения иностранных языков. Цель деятельности
психолога должна быть непременно соотнесена с
целями экспериментальной школы, в которой он
работает, иначе он окажется просто вне
образовательной среды, чужеродным элементом в
системе. Но тогда получается, что невозможно
сформулировать цель, единую для всех психологов,
работающих в экспериментальных школах?
ПОМОЩЬ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ
Можно предположить, что в качестве цели,
которой будет подчиняться деятельность
школьного психолога, выступит сопровождение
экспериментальной и инновационной деятельности.
Иначе говоря, деятельность психолога должна быть
направлена на оказание помощи всем участникам
эксперимента в оптимизации их функционирования
при достижении целей эксперимента.
Формы такого сопровождения могут быть
различными. Они, очевидно, будут определяться
спецификой экспериментальной деятельности
школы. Однако можно сказать, что эти формы будут
мобильными и изменчивыми.
Обобщенные направления и важнейшие задачи
деятельности психолога можно определить уже
сейчас.
Первый этап — проектирование эксперимента.
Главная задача психолога здесь — обеспечение
максимально комфортных психологических условий
для проектировщиков (одним из которых может
выступить он сам) при создании эвристичных
проектов. Следующая задача — проверка
предполагаемых результатов и всего проекта на
экологичность и соответствие психологическим и
возрастным возможностям учащихся.
Второй этап — разработка концепции
эксперимента. Задача психолога — определение и
прояснение психолого-педагогических основ
экспериментальной деятельности. Психологу
следует помочь участникам эксперимента
осознать, на каких позициях — явно или неявно —
они стоят, работая в образовании. Отсутствие
рефлексии у педагогов по поводу
психолого-педагогических основ, определяющих
содержание эксперимента, может привести к его
краху.
Третий этап — реализация эксперимента. На этом
этапе психолог находится в постоянном контакте и
с теми, кто выступает инициатором инноваций, —
взрослыми участниками эксперимента, и с теми, кто
занимает более пассивную позицию, — учащимися.
Как справедливо замечает известный методолог
Ю.В. Громыко, экспериментальная деятельность в
образовании — это не эксперимент над детьми, а
эксперимент над социокультурными условиями
организации практики образования. Поэтому
задача психолога в такой ситуации — помочь
участникам эксперимента найти возможности для
максимально продуктивной адаптации к
изменяющимся условиям и способы наиболее
продуктивного развития в этих условиях. Психолог
может работать с педагогом, помогая ему
разрабатывать, скажем, новую образовательную
технологию с опорой на знания педагогической
психологии. А работа психолога со школьниками
будет строиться на основе анализа тех проблем,
которые возникнут у них в процессе реализации
эксперимента.
Четвертый этап — экспертиза результатов
эксперимента. Обычно такую экспертизу проводят
люди посторонние. Но представляется куда более
разумным предварительно проводить
самоэкспертизу — силами сотрудников школы.
Одним из экспертов непременно должен быть
педагог-психолог. При этом задачей
психологической экспертизы является
определение ресурсов для дальнейшего развития
субъектов образовательной среды.
Пятый этап — трансляция образцов, разработанных
в ходе эксперимента, в инновационные сети. И
здесь необходима помощь психолога педагогам в
обеспечении оптимальных форм такой трансляции.
Разумеется, подобное понимание деятельности
психолога в экспериментальной школе предъявляет
довольно высокие требования к его квалификации.
Однако сам статус участника эксперимента не
позволяет сводить роль психолога к изготовлению
заплаток.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
Публикация статьи произведена при поддержке компании "Sanitary". Компания "Sanitary" предоставляет услуги оптовой продажи сантехники. Сантехника оптом от компании "Sanitary" - это возможность по низкой цене и с доставкой по Москве купить смесители, стальные ванны, подводку для воды, насосные станции, металлопластиковые трубы, фитинги и другую продукцию от ведущих отечественных и импортных производителей. Подробно ознакомиться с предлагаемым каталогом можно на официальном сайте компании "Sanitary", который располагается по адресу http://www.viropt.ru/
|