Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2003


ГИЛЬДИЯ

Нельзя починить то, что не сломано.

Из «Законов Мэрфи»

Право ребенка — быть тем, что он есть.

Я. Корчак

НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Не надо быть профессиональным психологом, чтобы утверждать, что все люди разные. Даже озабоченный поисками своей второй половины человек ищет не свою копию, а человека с похожими взглядами и жизненными установками. Умение считаться с индивидуальными особенностями окружающих, осознание их права быть другими становятся едва ли не базовыми составляющими и семейного, и жизненного благополучия в целом. Это общее положение относится не только к взрослым, но и к детям.

НАУКА КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ

Немало сил отдали психологи поиску общих закономерностей психического развития человека. Психологическая норма — понятие среднестатистическое, и вряд ли найдется хотя бы один человек, отвечающий этим усредненным требованиям. Поэтому психология уже давно превратилась из науки об общих закономерностях в науку конкретного случая. Недаром психолог мирового уровня Карл Густав Юнг дал такой совет: «Внимательно изучайте психологические теории. Но при встрече с конкретным человеком отбрасывайте их все, ибо, чтобы понять его, нужна своя, особая теория».
Из многообразия индивидуальных черт и рождается человеческая индивидуальность, которой мир обязан оригинальными научными теориями, практическими разработками, литературными памятниками и неповторимыми мелодиями. В медицине при лечении одного заболевания лекарственные средства невольно оказывают влияние на весь организм (одно лечим — другое калечим). При психологическом воздействии также не может быть изолированных точечных влияний. А тогда даже небольшого воздействия достаточно, чтобы изменить весь строй личности. Имеем ли мы на это право?
В.П. Зинченко, обсуждая вопросы профессионализма в психологии, отмечает, что «в Декларацию прав человека следовало бы записать пункт о свободе личности от вторжения в ее мир педагогов и психологов». Это, пожалуй, крайняя точка зрения, но следует прислушаться к мнению известного психолога.
Осмелюсь предположить, что существует ряд индивидуальных особенностей детей (и взрослых тоже), которые нужно не исправлять, а лишь учитывать в образовательном процессе. Сегодня леворукий ребенок в школе — явление не частое, но типичное. Потребовалось немало времени педагогам, врачам и родителям, чтобы осознать вред переучивания леворукого ребенка. Ученым удалось доказать, что подобные вмешательства в развитие ребенка в прямом смысле слова ломают его психический уклад, хотя до сих пор встречаются родители, не желающие считаться с объективной реальностью, тормозящие нормальное развитие своего ребенка. К сожалению, за ошибки взрослых расплачиваются дети. В дальнейшем школьные трудности и неудачи маленького человека могут перерасти в серьезные личностные проблемы.

ЧТО ДЕЛАТЬ «ТОРМОЗУ»?

Психологу, работающему в школе, наверняка приходилось иметь дело с детьми, которые абсолютно все делают гораздо медленнее шустрых одноклассников. Они часто не успевают позавтракать на перемене, переодеться вовремя после урока физкультуры, с большим опозданием приступают к работе на уроке. Такие дети обычно хорошо справляются с домашними заданиями, им под силу приготовить развернутое обоснованное сообщение, но вопрос учителя часто застает их врасплох, контрольные работы им кажутся слишком трудными, они никогда не занимают призовых мест на олимпиадах. Таких детей-тугодумов не так уж и много. Педагоги к ним относятся снисходительно, так как они не нарушают дисциплину. В силу того что эти дети оказываются в состоянии выполнить сложные задания, они пользуются известным авторитетом у одноклассников, которые иронично называют их «тормозами».
Дети-интроверты, как известно, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями; вследствие замкнутости на себе иногда «отсутствуют» на уроке и отвечают невпопад. Как правило, такие дети стараются как можно реже вступать в контакты с окружающими. При этом одни из них держатся высокомерно, как бы не замечая окружающих. Другие же, наоборот, стремятся стать «своими», но делают это неуклюже, чем вызывают насмешки одноклассников.
В старших классах интровертированные дети, занятые самоанализом, нередко пишут глубокие сочинения с подробным психологическим анализом того или иного произведения. Такие дети могут быть чувствительны к чужим горестям и потому оказываются в состоянии понять переживания других людей.
Согласно обывательской точке зрения, экстравертам живется легче и лучше, чем интровертам. Психологи же стараются показать, что подход, опирающийся на оценочные категории типа легче-тяжелее или лучше-хуже должен быть заменен содержательным, предполагающим выяснение не только слабых, но и сильных сторон интроверсии. Не так давно было проведено исследование связи экстра- и интроверсии с творческими показателями. Были получены неожиданные результаты. Оказалось, что экстраверты креативны за счет личностных характеристик, а интроверты — за счет перестройки познавательной сферы.

ЗАСТЕНЧИВЫЕ ЛЮДИ

Частым спутником интроверсии является застенчивость, которая, по мнению американского психолога Ф.Зимбардо, калечит психику и оставляет после себя разрушительные последствия. Зимбардо отмечает, что застенчивость создает человеку трудности при знакомстве с новыми людьми, не позволяет высказывать свои мнения и суждения, порождает отчужденность, нередко сопровождается депрессией и чувством одиночества.
Известный отечественный педагог В.П. Кащенко рассматривал застенчивость как тяжелое психическое состояние, влияющее на мышление, действующее негативно на чувства и нередко вызывающее неловкие движения. Кащенко считает, что такого ребенка необходимо тренировать в общении с людьми.
Однако в этом случае речь идет не столько о коррекции психики ребенка (хотя Кащенко использует именно такой термин), сколько об обучении его жить, считаясь со своими особенностями и вырабатывая необходимые навыки поведения. Даже научившись чувствовать себя комфортно в повседневных ситуациях посещения магазина, проезда в общественном транспорте, застенчивый человек остается застенчивым потому, что застенчивость — его личностная черта.
Конечно, в истории найдется немало примеров, когда людям удавалось достичь чего-либо не благодаря, а вопреки своим слабостям. На идее преодоления чувства неполноценности построена индивидуальная психология А. Адлера. Однако примеры подобного преодоления хотя и поучительны, но все-таки скорее составляют исключение, чем правило.

В ПОИСКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

Положение о ценности личности в ее своеобразии и неповторимости прочно ассоциируется в нашем сознании с гуманистической психологией К. Роджерса, А. Маслоу и др. И это действительно так. Гуманистическая психология не может не привлекать верой в силы человека, вниманием к целостной личности с ее проблемами и особенностями.
Однако психологические исследования Homo unicum начались значительно раньше и связаны с появлением дифференциальной психологии как «специальной области человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа» (А.В. Либин). Причем различия распространяются и на познавательную, и на личностную сферу.
Дифференциальная психология, ведущая начало от В. Штерна, призвана изучать реальные механизмы, обусловливающие различия между людьми. Если Штерн говорил о степени умственной одаренности (одаренность, отсталость, превосходство, застой), то впоследствии А. Анастази распространила идеи дифференциального подхода на личность, В.С. Мерлин создал концепцию интегральной индивидуальности и т.д.
Три фактора — генетическая предрасположенность, социальные влияния и структуры собственного жизненного опыта — определяют человеческую индивидуальность (А.В. Либин).
Знание индивидуальных особенностей может быть положено в основу практической работы по адаптации детей к окружающему миру взрослых и сверстников.

ЛИЧНОСТЬ ИЛИ НАЛИЧНОСТЬ?

Медлительность, застенчивость, эмоциональность — те особенности, которые отличают одного человека от другого. Вроде бы с леворукостью разобрались, а что делать с этими не укладывающимися в среднестатистический стандарт отличиями? Понятно, что речь идет о социально допустимых формах поведения. Такие же свойства личности, как неряшливость, лживость, клептомания, агрессивность, вне зависимости от своей природы (являются ли они симптомами болезни или следствиями распущенности), подлежат коррекции.
В силу своего профессионального образования психологу под силу разобраться в механизмах и причинах наблюдаемых явлений, но вряд ли он имеет право оказывать определяющее влияние на личность. В конце концов для этого существуют родители, которые, хотят они того или нет, лепят ребенка по своему образу и подобию. Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.
С трудом верится в то, что ребенку удастся распрощаться с застенчивостью и из тугодума-интроверта превратиться в остряка и заводилу. Если же дети, а вместе с ними и их родители будут рассматривать свои качества именно как особенности, а не пороки, которые следует искоренять, то они смогут определиться и профессионально, и личностно и тем самым спасти себя от разочарований по поводу неудавшейся карьеры и несложившейся личной жизни.
В.П. Зинченко предостерегает: «Нельзя сформировать личность с заранее заданными свойствами. Извне сформированная личность — не личность, а наличность того, кто ее сформировал». Это — об опасности манипулятивного отношения к людям, особенно к детям, которые еще не умеют сопротивляться.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
МГУ им. М.В. Ломоносова,
г. Москва

ЛИТЕРАТУРА

Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). СПб.: Питер Пресс, 1995.
Зинченко В.П. Очень субъективные заметки о психологической диагностике // Человек, 2001, № 1.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1992.
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
Штерн В. Умственная одаренность. СПб.: Союз, 1997.