ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рассматривая описания традиционных
пальчиковых игр разных народов, можно отметить,
что они в основном разделяются на два блока:
— игры материнского фольклора — пестушки,
потешки, обращенные к детям младенческого и
раннего возраста и направленные в основном на
развитие речи;
— игры-забавы и игры с правилами,
предназначенные для детей 5—7 лет.
ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ
Игры второго блока наименее изучены в
настоящее время. Однако практически в любой
культуре возраст 5—7 лет — это время начала
серьезной учебы, в первую очередь обучения
письму. Игры этого периода, с одной стороны,
отражают проблемы новой жизненной ситуации, с
другой — помогают ребенку естественно
адаптироваться к ней.
Пальчиковые игры имеют следующие
характеристики:
— универсальность — можно играть в любом месте в
любое время;
— кратковременность — обычно не более 2—5 минут;
— активный, но безопасный телесный контакт в
парных и групповых играх;
— невербальное общение в играх-«молчанках»,
использование языка жестов;
— наличие множества вариантов одной и той же
игры с изменяющимися правилами: постепенное
усложнение как двигательных, так и мыслительных
задач.
Основанная на подобных играх программа
«Пальчиковый игротренинг» получила поддержку
Института «Открытое Общество» (Фонда Сороса). Она
успешно используется в работе с детьми как
обычных, так и коррекционных классов.
Коррекция эмоционального состояния,
двигательной расторможенности, развитие
внимания, памяти и мышления, обучение совместной
деятельности — область действия программы.
Специфика традиционных игр (иногда чрезвычайно
похожих у географически разделенных этносов)
состоит в том, что в них используются
изолированные, разнотипные движения каждого из
пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения
пальцев немало времени уделяется их
расслаблению. Это способствует разностороннему,
гармоническому развитию двигательной функции
руки. Это выгодно отличает традиционные игры от
множества появившихся в последнее время
авторских пальчиковых игр, достаточно узко
специализированных, имеющих одну цель:
подготовку руки к письму.
В авторских играх в основном используется
сгибание-разгибание пальцев, причем чаще всего
действуют первые три пальца (социальная зона
руки), и так активные в быту и общении. Безымянный
палец и мизинец часто пассивны.
«ТЕЛЕСНЫЕ» ПРОПИСИ
Ранее были распространены две детские
«телесные» игры с буквами.
Первая — один ребенок рисует пальцем букву, а
затем и слово на спине или заведенной за спину
ладони другого. Другой же угадывает, что это за
слово.
Вторая — один участник берет двумя руками
выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми
глазами, и ею пишет в воздухе буквы загаданного
слова. «Жмурка» должен узнать слово.
«Телесные» прописи опираются именно на эти две
игры и могут быть использованы при знакомстве
детей с новой буквой.
Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает
детям повторить рисунок буквы следующими
способами:
выпрямленной, как шлагбаум, рукой;
рукой от локтя (кисть неподвижна);
кистью;
двумя руками вместе;
языком;
левым мизинцем;
правым плечом;
коленкой и т.д.
Дети обычно и сами предлагают какие-нибудь
способы, довольно разнообразные.
Десяти-пятнадцати минут обычно бывает
достаточно, для того чтобы дети, каждый в своем
темпе, стали выписывать абрис буквы достаточно
плавно и четко.
После этого игра продолжается с закрытыми
глазами. Движения детей после нескольких
повторений обычно становятся точными и
уверенными. Теперь можно подвести ребенка, не
открывающего глаз, к доске, дать ему в руку мелок
— и на доске плавно и быстро появляется нужная
буква, что воспринимается самим ребенком как
маленькое волшебство.
Когда все дети-участники попробуют себя в роли
волшебника, игра заканчивается. Только после
двух-трехкратного повторения игры дети могут
приступить к написанию буквы в альбоме или
тетради... Гораздо лучше, если игры будут
проводиться заранее, до начала собственно
периода письма, в выпускной группе детского сада.
С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
Педагоги часто недооценивают возможности
мышечного чувства ребенка, кинестетического
контроля. Большое внимание уделяется зрительной
коррекции, сопоставлению выполнения каждого
этапа буквы с эталонным. Выскажем предположение,
что многократное повторение, выписывание
элементов буквы по образцу может расчленять
образ буквы в сознании ребенка и этим даже
тормозить формирования навыка письма.
В случае же «телесных» прописей зрительный
контроль минимален, на первый план выходит
память тела. Повторяя конфигурацию буквы разными
частями тела, переходя от крупных движений к
тонким, от письма прямо перед собой (рукой, носом)
к письму «боком» и даже «спиной» (плечом, ухом,
затылком), проживая букву телом, ребенок
впечатывает в память ее моторный образ.
Трудно уйти от привычного стереотипа: нужно
рисовать и писать прямо перед собой,
соответственно проекции средней линии тела. Если
же абрис буквы сохраняется и при уходе от
телесной симметрии, тренировку можно считать
законченной. Показательно, что буква, первый раз
написанная на доске с закрытыми глазами, будет
несомненно четче той же буквы, написанной первый
раз с открытыми глазами.
От движения к мышлению — это естественный путь
для развивающей и коррекционной работы, так как в
онтогенезе развитие психомоторики опережает
формирование мышления, являясь базисом для его
становления.
Механограмма движений при письме показывает, что
в начальном периоде обучения письму движения
обязательно перемежаются паузами, необходимыми
для осознания следующего элемента буквы (что и
как делать дальше), причем во время пауз рука
ребенка не отдыхает, а находится в состоянии
статического напряжения. При увеличении
скорости письма сокращается не время самих
движений, а время необходимых пауз, в результате
чего почерк резко ухудшается. Предварительное
формирование двигательного образа буквы
позволяет предотвратить нарушения почерка.
Следует также отметить, что подобные
двигательно-телесные игры с буквами помогают
ребенку в формировании представлений о
собственном теле. А это, в свою очередь, является
базисом самоидентификации ребенка, понимания и
принятия им самого себя.
Мария РУЗИНА,
психолог-консультант
17—19 января 2003 г.
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ
Игротренинг: путь социализации,
развития, коррекции
Ведущая — Мария Станиславовна Рузина,
лауреат Международного фонда Дж. Сороса,
психолог-консультант
Семинар адресован не только специалистам,
работающим с детьми, — практическим психологам,
педагогам и логопедам детских садов, учителям
начальной школы, но также и заинтересованным
родителям.
В программе:
- традиционные игры и игры современной
детской субкультуры;
- дети разных возрастных групп:
взаимодействие в игре;
- этнографические игры-близнецы и их
значение; язык жестов и игры североамериканских
индейцев, их отражение в детском общении;
- особый смысл телесно-ориентированных и
пальчиковых игр;
- роль взрослого в игре ребенка;
- как помочь становлению почерка? —
игрой;
- проблема леворукости: игры для
адаптации маленького левши в мире правшей;
- игры, помогающие детям с некоторыми
типами церебральных нарушений;
- «тайные» игры и «тайные» языки;
- познание мира в игре.
Число участников ограничено. На семинаре
предусмотрена работа в малых группах.
Институт практической психологии «Иматон»
Тел.: (812) 320-7154, e-mail: ippi@imaton.ru
|
|