Исключительные дети —
исключительные педагоги
|
Воспитанники и педагоги
детского дома № 6 г. Омска
|
Детский дом — это особый, сложный,
необыкновенный мир отношений взрослых и детей.
Очень важно изучить педагогическую среду, в
которой будет воспитываться ребенок. Ведь
исключительные дети требуют исключительных
педагогов. Антон Семенович Макаренко подбирал
кадры под ребят, а не наоборот. Это обусловлено
сложностью самой педагогической деятельности,
которая характеризуется высочайшим уровнем
ответственности за жизнь и здоровье детей,
низкой степенью социальной защищенности
педагогов и воспитателей, недостатком
специальной подготовки педагогов для работы с
больными детьми (с задержкой психического
развития, олигофренией и т.д.). Как верно заметила
психолог из Зеленограда Ирина Жукова: «У кого не
хватает адреналина — милости просим!».
При частой смене педагогов дети лишаются важного
психического переживания — своей нужности и
ценности для других. С уходом значимого
взрослого ребенок «теряет» прошлое и связанные с
ним успехи (ведь только Людмила Анатольевна
знает, какой была Кристина вчера).
Каких педагогов принимают дети? Какие качества
помогают педагогам выжить в условиях детского
дома?
Чтобы ответить на эти вопросы, я провела
небольшое исследование. Оно включало в себя
несколько этапов: диагностику отношения детей к
воспитателям; личностную диагностику педагогов;
сравнение двух групп педагогов (любимых детьми и
отвергаемых); выделение качеств, профессионально
значимых для педагогов детского дома.
В данной диагностике были использованы разные
методики. В основу исследования положены работы
В.В. Белоусова, В.М. Русалова, И.М.
Юсупова, Е.М. Борисовой, Г.П. Логиновой, В.И.
Петрушина, Р.О. Агавелян, А.К. Макаровой, Е.А.
Климова и других.
Выделены качества, необходимые педагогу для
работы с трудными детьми. Среди них:
1. Умение сопереживать и сочувствовать детям.
2. Умение прощать им ошибки.
3. Терпимость к физической и психической
ущербности ребенка.
4. Низкая агрессивность.
5. Высокие организаторские способности.
6. Адекватная самооценка.
7. Хорошая эмоционально-нравственная ориентация.
8. Удовлетворенность собой и своей работой.
Умение видеть пользу от своей деятельности.
9. Гибкость мышления. Высокая степень
обучаемости.
10. Низкий негативизм.
Еще А.П. Чехов сказал: «Кто не может взять
лаской, тот не возьмет и строгостью». Поэтому
педагоги выделяют эмпатию как наиболее важное
качество.
Полученная в результате диагностики информация
помогла мне:
более эффективно построить коррекционную
работу с детьми;
подобрать педагогов в группы;
разрешить некоторые конфликтные ситуации между
педагогами, а также между педагогами и детьми;
дать педагогу информацию о себе для самоанализа
и саморазвития.
|
Воспитанники и педагоги
детского дома № 6 г. Омска
|
При планировании коррекционной работы с
детьми необходимо учитывать их возраст,
индивидуальные особенности, состояние здоровья
и уровень психологической подготовки.
Для своей работы я использую «Синтон-программу»
Н. Козлова. Эта программа учит человека
настраиваться на других людей, помогает ему быть
душевно здоровым.
В нашем детском доме работает замечательный
коллектив педагогов. Это к нам относятся слова,
сказанные губернатором Омской области Л.К.
Полежаевым на областном съезде работников
образования: «Я хочу воздать должное
самоотверженности педагогов, воспитывающих и
обучающих сирот. Они вынуждены взять на себя труд
невероятной тяжести по исправлению ошибок семьи,
общества и государства. Учитель — ключевая
фигура перемен. Я убежден, что все реформы
образования будут обречены на провал, если не
будет меняться сам педагог, не будут меняться
условия его работы и жизни».
Прошу откликнуться всех, кто работает над этой
темой и кого она волнует.
Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА,
педагог-психолог,
детский дом № 6,
г. Омск |