СВЕТ В ОКОШКЕ
В прошлом году в газете «Школьный
психолог» были опубликованы мои методики
«Сказка», «Встреча», «Экипаж», «Интервью» для
получения обратной связи от учащихся (см. статью
«Нарисуй, ответь, напиши», № 15, 2002 г.). Продолжая
эту тему, я хочу предложить вашему вниманию
методики «Экскурсия» (для учащихся 5–6-х классов)
и «Пригласительный билет» (для учащихся 7, 8, 9-х
классов). Эти методики предназначены для
получения обратной связи по поводу уроков
эстетического цикла: театра, музыки, хореографии.
Полученная информация позволяет преподавателям
видеть актуальные ситуации, осознавать проблемы,
вносить необходимые изменения в свою
деятельность и знакомиться с результатами этих
изменений.
Предложенные методики опубликованы Институтом
усовершенствования учителей Кемеровской
области, многие из них прошли проверку в разных
регионах области: городах Кемерове, Белове, Юрге,
Березовском, Таштаголе; Ленинск-Кузнецком и
Промышленновском районах. По мнению психологов,
методики являются действительно эффективными.
Вера КОРЕНЕВСКАЯ,
психолог,
художественно-эстетическая
гимназия № 25, г. Кемерово
ЭКСКУРСИЯ
Инструкция
Ребята, я пришла с вами поговорить и
посоветоваться. Мне очень важно узнать ваше
мнение. Вы, конечно же, знаете, что наша школа
является не обычной школой, а
художественно-эстетической гимназией. Поэтому у
нас есть такие уроки и такие кабинеты, каких нет в
других школах. Наши ученики поют, танцуют, играют
на музыкальных инструментах. И внешне школа
выглядит особенно: у нас есть картины,
декоративные кашпо, вазы с цветами... Школа с
каждым годом становится все красивее. Мы рады,
что вы цените то, что красиво, бережете все, что
вас окружает, поступаете как настоящие хозяева.
Молодцы.
Так как наша школа необычная, то многие люди
хотят у нас побывать: посмотреть уроки, увидеть,
как вы танцуете, услышать, как вы поете. Поэтому в
нашей школе часто бывают гости: взрослые, дети,
учителя других школ, ученики...
А к приходу гостей принято готовиться: нужно,
чтобы все было чисто и красиво.
Вот и хочется сегодня посоветоваться с вами. Как
быть, если гости придут: куда приглашать, на какие
уроки, в какие классы? Мне кажется, что вы можете
помочь мне ответить на эти вопросы. Вы согласны?
(Ответы детей.)
Давайте подумаем, что захотят посмотреть
гости. Обычно они хотят увидеть уроки
эстетического цикла: театра, музыки, хореографии.
Пойти же они могут в любой класс.
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги. Желательно,
чтобы он был в клетку. Я прошу вас сейчас
составить маршрутную карту, то есть указать, куда
лучше всего повести гостей. Естественно, вы
будете приглашать гостей на те уроки, на какие
захотите, на какие посчитаете нужным. Поэтому
маршруты экскурсий у вас могут быть разные, могут
отличаться от маршрута соседа.
Чтобы было ясно, кто приглашает гостей, напишите,
пожалуйста, свою фамилию и имя наверху.
Для того чтобы составить маршрутную карту
быстро, я попрошу вас нарисовать три домика. В
каждом домике — по три окна.
(Ведущий рисует на доске, см. рис. 1).
Давайте назовем эти домики: «Музыка»,
«Театр», «Хореография». А перед домиками давайте
нарисуем гостя — человека, который пока не знает,
куда ему пойти. Мы ему сейчас поможем.
Я буду задавать вопросы, а вы на них постарайтесь
ответить с помощью рисунков.
Вопросов будет три, поэтому и окон в домике тоже
три. Чтобы не запутаться, давайте пронумеруем
окошки: 1, 2, 3.
Итак, если вы даете положительный ответ, то
рисуете в окошке цветок. Цветок — это
приглашение в гости.
Если вы даете отрицательный ответ, то цветка в
окошке рисовать не надо.
Ребята, вы поняли, как мы будем работать?
(Ответы детей.)
Тогда приготовились.
Вопросы
1. На каких уроках тебе интересно?
Гостям, наверное, захочется побывать на
тех уроках, где ребятам интересно, где они
получают новые знания, расширяют свой кругозор,
приобретают какие-то умения и навыки.
Если тебе интересно на уроках музыки, то нарисуй
цветок в первом окошке того домика, где написано
«Музыка».
Если тебе интересно на уроках театра, то нарисуй
цветок в первом окошке того домика, где написано
«Театр».
Если тебе интересно на уроках хореографии, то
нарисуй цветок в первом окошке того домика, где
написано «Хореография».
Если тебе неинтересно на уроках музыки, театра
или хореографии, то ты не должен рисовать цветок
ни в одном из окошек.
2. На каких уроках ты чувствуешь себя уютно?
Думаю, гостям захочется побывать на тех уроках,
где царит теплая атмосфера. На них ребята
чувствуют себя хорошо, свободно, а учитель —
приветлив и доброжелателен. Он не унижает и не
оскорбляет ученика. А если он наказывает ученика,
то наказывает справедливо. Такого учителя ребята
любят и уважают.
Если ты чувствуешь себя уютно на уроке музыки, то
нарисуй цветок во втором окошке того домика, где
написано «Музыка».
Если на уроке театра, то нарисуй цветок во втором
окошке того домика, где написано «Театр».
Если на уроке хореографии, то нарисуй цветок во
втором окошке того домика, где написано
«Хореография».
Если ты чувствуешь себя неуютно на уроках музыки,
театра или хореографии, то ты не должен рисовать
цветок ни в одном из окошек.
3. Какие уроки ты любишь?
Конечно же, гости захотят побывать на тех уроках,
которые ребята любят, куда с удовольствием идут,
чего ждут с нетерпением.
Если ты любишь уроки музыки, то нарисуй цветок в
третьем окошке того домика, где написано
«Музыка».
Если уроки театра, то нарисуй цветок в третьем
окошке того домика, где написано «Театр».
Если уроки хореографии, то нарисуй цветок в
третьем окошке того домика, где написано
«Хореография».
Если ты не любишь уроки музыки, театра или
хореографии, то ты не должен рисовать цветок ни в
одном из окошек.
Итак, ты нарисовал цветы в окнах каких-то домиков.
Твои цветы — это твои приглашения. Но чтобы гости
знали, куда идти, нарисуй тропинки от человечка к
тем домикам, в окошках которых есть хотя бы один
цветок, то есть хотя бы одно приглашение.
Теперь гость знает, на какие уроки ты его
приглашаешь. Это будет его маршрутная карта.
Спасибо тебе.
Если тебе хочется сказать гостям что-то о нашей
гимназии, ты можешь это сделать. Для этого
переверни листок и напиши то, что хочешь. Как ты
относишься к гимназии? Как ты себя чувствуешь в
ней? О чем думаешь? Что интересного в твоей школе
происходит?
Ребята, вы можете отдать мне свои маршрутные
карты. Я познакомлю с ними гостей, чтобы они
видели, куда вы их приглашаете.
До свидания, ребята.
Если возникнет необходимость посоветоваться с
вами, я приду к вам снова.
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
Инструкция
Ребята, я пришла к вам, так как вновь возникла
необходимость узнать ваше мнение по очень
важному вопросу. Вы стали взрослее, значит,
научились лучше все видеть и понимать!
Наша школа известна в городе, многие ребята хотят
в ней учиться. Она стала победительницей в
конкурсе «Гимназия года». И у нас постоянно
бывают гости. Они приходят на уроки, смотрят
кабинеты, разговаривают с учителями и учениками.
Одним словом, учатся, перенимают опыт.
И у нас всегда возникают проблемы: куда вести
гостей, на какие уроки их приглашать. Мы решили
посоветоваться с вами, ученикам, узнать ваше
мнение.
Помогите, пожалуйста, приготовить
пригласительные билеты. Вы согласны помочь?
(Ответы детей.)
Спасибо.
Для этого возьмите листок в клетку. Начертите
прямоугольник размером примерно с почтовую
открытку (можно немного меньше). Разделите его на
4 части по вертикали и на 4 части по горизонтали.
Напишите буквы «М», «Т», «X»: музыка, театр,
хореография. Проставьте цифры: 1, 2, 3.
(Ведущий вместе с ребятами чертит прямоугольник
на доске, см. рис. 2.)
Это пригласительный билет, на котором вы
обозначите те уроки, на которые, с вашей точки
зрения, необходимо пригласить гостей.
Чтобы знать, кто приглашает, напишите наверху
свою фамилию и имя.
Я попрошу вас сделать так: если вы хотите
пригласить гостей на тот или иной урок, то в
нужной клетке ставьте знак «!» — радость,
восторг, восхищение. Такие эмоции или чувства
возникают, когда что-то очень нравится. Хозяевам
хочется, чтобы такие эмоции испытывали и гости.
Естественно, приглашать гостей вы будете на
разные уроки, поэтому и пригласительные билеты у
вас будут разные.
Вы готовы отвечать?
(Ответы детей.)
Тогда приступим.
Вопросы
1. На каких уроках тебе интересно?
Гости хотят побывать на тех уроках, где ребятам
интересно, где они узнают что-то новое и важное
для себя.
Если тебе интересно на уроках музыки, то в клетке
М1 поставь восклицательный знак.
Если на уроках театра, то в клетке Т1 поставь
восклицательный знак.
Если на уроках хореографии, то в клетке X1 поставь
восклицательный знак.
Если нет таких уроков, на которых тебе интересно,
тогда восклицательный знак не нужно ставить ни в
одной из клеток.
2. На каких уроках царит комфортная
атмосфера?
Гости, конечно же, хотят побывать на тех уроках,
где учащиеся чувствуют себя комфортно. Там
учитель доброжелателен и приветлив, он не
оскорбляет и не унижает ребят. А если он
наказывает, то наказывает справедливо. Такого
учителя ребята любят и уважают.
На какие уроки ты хотел бы пригласить гостей?
Если на уроки музыки, то в клетке М2 поставь
восклицательный знак.
Если на уроки театра, то в клетке Т2 поставь
восклицательный знак.
Если на уроки хореографии, то в клетке Х2 поставь
восклицательный знак.
Если таких уроков нет, то восклицательный знак не
нужно ставить ни в одной из клеток.
3. Какие уроки ты любишь?
Гости, естественно, хотят побывать на тех уроках,
которые ребята любят.
На какие уроки ты хотел бы пригласить гостей?
Если на уроки музыки, то в клетке М3 поставь
восклицательный знак.
Если на уроки театра, то в клетке Т3 поставь
восклицательный знак.
Если на уроки хореографии, то в клетке Х3 поставь
восклицательный знак.
Если таких уроков нет, то восклицательный знак не
нужно ставить ни в одной из клеток.
Итак, твой пригласительный билет готов. В нем ты
отметил те уроки, которые, с твоей точки зрения,
было бы интересно посетить гостям. Спасибо тебе.
А теперь внимательно посмотри на свой
пригласительный билет. Сколько раз ты пригласил
гостей на уроки музыки? Если ты ни разу не
пригласил гостей, значит, для этого есть
основания. Если тебе не трудно, ответь,
пожалуйста, какие? Почему тебе не захотелось
приглашать гостей на уроки музыки?
Если нет приглашений на уроки театра или
хореографии, тоже объясни, пожалуйста, почему на
эти уроки приглашать гостей не захотелось?
Очень прошу тебя, по возможности подробно опиши
свои мысли и чувства.
Свои ответы располагай, пожалуйста, так, чтобы
они не касались пригласительного билета.
Ребята, вы можете сдать мне свои листочки.
Пригласительные билеты, может быть, придется
вырезать и отдать гостям, чтобы они выбрали, куда
им идти. Главное — вы свое мнение высказали,
поделились своими впечатлениями.
Я приду к вам снова, если возникнет необходимость
услышать ваше мнение.
ЦВЕТОГРАММЫ
Очень важно не только получать обратную связь
от учащихся, но и иметь возможность быстро
обрабатывать информацию, систематизировать и
предъявлять учителям ее результаты максимально
наглядно.
В этой связи бланк для внесения результатов,
полученных при обратной связи, представляет
собой матрицу, где по вертикали записаны фамилии
ребят, а по горизонтали — номера вопросов. (Такой
вариант обработки результатов предложен
Т. В. Скулковой, заместителем директора
по воспитательной работе нашей гимназии.)
При заполнении матрицы используются следующие
обозначения:
желтый цвет — позитивный
результат;
черный цвет — негативный
результат;
белый цвет — промежуточный
результат.
В процессе заполнения бланка возникает
цветограмма, напоминающая подсолнух. Причем этот
«подсолнух» может быть желтым (незрелым) при
позитивных результатах или черным (зрелым) при
негативных результатах. Зрелость «подсолнуха»
определяется количеством существующих проблем.
Цветограмма позволяет объективно оценить
ситуацию и осознать возникшие проблемы: по
вертикали просматриваются проблемы учителя, по
горизонтали — проблемы каждого ученика и всех
учеников в классе.
Знакомясь с данной цветограммой, учитель видит,
что ему необходимо изменить во взаимодействии с
конкретным ребенком, что учесть в управлении его
учебной деятельностью.
При обработке результатов, полученных с помощью
методик «Экскурсия», «Пригласительный билет»,
создаются большие цветограммы (такую форму
предложила З.И. Матющенко, заместитель
директора по начальному образованию нашей
гимназии). Эти цветограммы могут отразить
ситуацию, характерную для всех учащихся в
параллели, а также ситуацию, характерную для
конкретного ученика на каком-то отдельном уроке.
Цветограмма позволяет увидеть отношение детей к
каждому учителю. В этой связи можно определить,
какой стиль педагогического общения преобладает
у того или иного учителя, а также у всего
педколлектива параллели в целом. А значит, можно
предположить, какое педагогическое воздействие
испытывает каждый ученик и все учащиеся класса
или параллели.
Информация в цветограммах предъявляется учителю
в соответствии со строгим соблюдением
психологической этики: сведения, касающиеся
учителя или ученика, кодируются; учитель может
точно знать и анализировать только свою
ситуацию. Такой подход позволяет учителю видеть,
что есть другие ситуации (лучше или хуже), но при
этом все другие учителя оказываются защищенными.
Использование цветограмм является эффективным
приемом для получения обратной связи, так как
позволяет учителю не только увидеть ситуацию
конкретного ученика или класса в целом, но и
решить, что в ней необходимо изменить. |