Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Мотивы плохого поведения учащихся

Занятие для начинающих учителей

Ежегодно в начале учебного года в нашем районе проходят встречи работников управления образования с молодыми специалистами, на которых обсуждаются проблемы начинающих учителей.
В этом году мне (методисту-психологу) было предложено встретиться с педагогами. Проанализировав работу предыдущих лет, я решила провести с ними занятие на тему «Мотивы плохого поведения учащихся». Дисциплина учащихся — это, наверное, одна из вечных проблем в педагогической деятельности. И мы с начинающими учителями посмотрели на эту проблему с точки зрения психологии.

МАТЕРИАЛЫ
Фломастеры, карандаши, листы бумаги, карточки для имени на каждого участника.

Упражнение «Знакомство»

В начале занятия каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. На оформление дается 3–5 минут.
Участникам надо представиться: кто они, откуда прибыли, чем занимаются. То есть сказать о себе все, что хотят.

Упражнение «Рисунок музыки»

Ведущий. Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой.
Время звучания музыки 3–5 минут. Ведущий собирает рисунки участников и устраивает импровизированную выставку. Участники делятся своими впечатлениями от созданных произведений. Особое внимание обращается на то, насколько каждому удалось раскрыть себя в этом рисунке.

Общение с учениками

Многие педагоги в своей деятельности пользуются педагогическим манипулированием, считая его наиболее эффективным способом общения со своими подопечными.
К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо знаем. Учащиеся становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными: они не знают, хорошо это или плохо — иметь вне школы собственные цели, свои интересы. Иногда ученики полностью выходят из подчинения, бунтуют, становятся агрессивными.
Так как же нужно строить полноценное взаимодействие с учениками? Выделим самое главное.
Вкладывайте свою душу. Не разговаривайте с учеником отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только ученика.
Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, вникайте в их проблемы.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников. Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения.
Посмотрите на таблицу, которая поможет вам устанавливать нормальные отношения с учениками (табл. 1).

c Что говорит учитель? Что слышит ученик?
Принятие
Внимание
Уважение
Одобрение
Теплые чувства
Ты хороший
Я вижу тебя
Спасибо тебе за...
Я знаю о тебе что-то замечательное
Ты мне нравишься
Я хороший
Я что-то значу
Мои усилия замечены
Я — состоятелен
Кто-то заботится обо мне

Правила для учителя

Ведущий. От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только учеников, но и самих учителей. При формальном общении с учениками учитель не чувствует радости, удовлетворения от своего труда. К концу рабочего дня он чувствует изматывающую усталость: надо постоянно от учеников что-то требовать, контролировать их, оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать? Как измениться самому и изменить свою профессию? Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении.
Предлагаю вам поразмышлять о поведении своих учеников. Например, на уроке вы рассказываете новый учебный материал. Все внимательно слушают, но каждый воспринимает информацию по-своему. Один мгновенно схватывает суть и начинает скучать, другой понимает медленно, с напряжением. Третий вертится, ему трудно сосредоточиться. Четвертый...
Переберите в уме 5–7 своих учеников. Постарайтесь заглянуть в их внутренний мир, понять и почувствовать их индивидуальность. Почему один быстро воспринимает новый материал, а другой нет? Почему первый легко сосредотачивается, а второй нет?
Сделаем следующий шаг. Подумайте теперь, в какой форме следует давать учебный материал первому ученику, а в какой — второму? В чем заключается разница в методах обучения ваших учеников? Можете ли вы учитывать индивидуальные особенности школьников? Что для этого надо сделать?
Обучение должно строиться и планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности, в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать ученика к ее решению.
К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами:
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
7. Быть активным участником группового взаимодействия.
8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10. Хорошо знать самого себя.
Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:
— организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);
— оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);
— дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.).

О дисциплине

Ведущий. Проблема дисциплины, пожалуй, одна из основных проблем школы. От дисциплины во многом зависит успеваемость учащихся. Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое.
Что же делать учителю в таком случае? Давайте познакомимся со следующей таблицей (табл. 2).

ЧЕТЫРЕ МОТИВА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ

c Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи
Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому,
а не хорошему поведению
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения
в окружении ребенка
Рост насилия
в обществе
Слишком высокие требования родителей
и учителей
Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ
на обиду
«Не буду
и пробовать,
все равно
не получится»
Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя
от боли и обид
Нет
Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование,
может быть страх
Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху
Профессиональная беспомощность
Реакция учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку
с помощью физического действия
Немедленно ответить силой
или уйти
из ситуации
Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью специалиста
Реакция ученика Временно прекращает Прекращает выходку, когда сам решит Прекращает выходку, когда сам решит Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать
Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание
за хорошее поведение
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций Строить отношения
с учеником
по принципу заботы о нем
Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась
на установку
«Я могу»

Упражнение «Найди мотив»

Предложить участникам группы следующую ситуацию для определения мотива плохого поведения: «Ученица сидит на уроке и рыдает». Выслушать разные мнения.
Ведущий. Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:
Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился — это «привлечение внимания».
Вы подошли к ней, и плач стал громче — это «власть».
Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии — это «месть».
Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, — это «избегание неудачи».

В заключение ведущий благодарит участников за активную работу на занятии и желает им творческих успехов в работе.

Ольга ШЕВЕЛЕВА,
методист-психолог,
Управление образования,
Крапивинский район,
Кемеровская обл.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд. 3-е. М.: ЧеРо, 2001.
2. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.
3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Дубна: Феникс +, 2000.
4. Томсон П. Самоучитель общения. СПб.: Питер, 2001.
5. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001.