Мотивы плохого поведения учащихся
Занятие для начинающих учителей
Ежегодно в начале учебного года в нашем районе
проходят встречи работников управления
образования с молодыми специалистами, на которых
обсуждаются проблемы начинающих учителей.
В этом году мне (методисту-психологу) было
предложено встретиться с педагогами.
Проанализировав работу предыдущих лет, я решила
провести с ними занятие на тему «Мотивы плохого
поведения учащихся». Дисциплина учащихся — это,
наверное, одна из вечных проблем в
педагогической деятельности. И мы с начинающими
учителями посмотрели на эту проблему с точки
зрения психологии.
МАТЕРИАЛЫ
Фломастеры, карандаши, листы бумаги, карточки для
имени на каждого участника.
Упражнение «Знакомство»
В начале занятия каждый участник оформляет
карточку-визитку, где указывает свое имя. На
оформление дается 3–5 минут.
Участникам надо представиться: кто они, откуда
прибыли, чем занимаются. То есть сказать о себе
все, что хотят.
Упражнение «Рисунок музыки»
Ведущий. Садитесь удобно и слушайте
музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те
образы, ощущения, символы, которые ассоциируются
у вас с этой музыкальной темой.
Время звучания музыки 3–5 минут. Ведущий собирает
рисунки участников и устраивает
импровизированную выставку. Участники делятся
своими впечатлениями от созданных произведений.
Особое внимание обращается на то, насколько
каждому удалось раскрыть себя в этом рисунке.
Общение с учениками
Многие педагоги в своей деятельности
пользуются педагогическим манипулированием,
считая его наиболее эффективным способом
общения со своими подопечными.
К каким последствиям приводит педагогическое
манипулирование, мы все хорошо знаем. Учащиеся
становятся излишне тревожными, зажатыми и
неуверенными: они не знают, хорошо это или плохо
— иметь вне школы собственные цели, свои
интересы. Иногда ученики полностью выходят из
подчинения, бунтуют, становятся агрессивными.
Так как же нужно строить полноценное
взаимодействие с учениками? Выделим самое
главное.
Вкладывайте свою душу. Не
разговаривайте с учеником отстраненно и
безразлично. Старайтесь видеть в нем
собеседника, а не только ученика.
Избегайте формального общения.
Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым
школьником возникал психологический контакт.
Узнавайте интересы ребят, вникайте в их проблемы.
Учитывайте индивидуальные и возрастные
особенности учеников. Помните, что
младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка
и забота. Подросток стремится к равноправию.
Юноша ждет уважения.
Посмотрите на таблицу, которая поможет вам
устанавливать нормальные отношения с учениками
(табл. 1).
c |
Что
говорит учитель? |
Что
слышит ученик? |
Принятие
Внимание
Уважение
Одобрение
Теплые чувства |
Ты
хороший
Я вижу тебя
Спасибо тебе за...
Я знаю о тебе что-то замечательное
Ты мне нравишься |
Я хороший
Я что-то значу
Мои усилия замечены
Я — состоятелен
Кто-то заботится обо мне |
Правила для учителя
Ведущий. От вреда, приносимого
педагогическим манипулированием, необходимо
защищать не только учеников, но и самих учителей.
При формальном общении с учениками учитель не
чувствует радости, удовлетворения от своего
труда. К концу рабочего дня он чувствует
изматывающую усталость: надо постоянно от
учеников что-то требовать, контролировать их,
оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать?
Как измениться самому и изменить свою профессию?
Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом
направлении.
Предлагаю вам поразмышлять о поведении своих
учеников. Например, на уроке вы рассказываете
новый учебный материал. Все внимательно слушают,
но каждый воспринимает информацию по-своему.
Один мгновенно схватывает суть и начинает
скучать, другой понимает медленно, с напряжением.
Третий вертится, ему трудно сосредоточиться.
Четвертый...
Переберите в уме 5–7 своих учеников. Постарайтесь
заглянуть в их внутренний мир, понять и
почувствовать их индивидуальность. Почему один
быстро воспринимает новый материал, а другой нет?
Почему первый легко сосредотачивается, а второй
нет?
Сделаем следующий шаг. Подумайте теперь, в какой
форме следует давать учебный материал первому
ученику, а в какой — второму? В чем заключается
разница в методах обучения ваших учеников?
Можете ли вы учитывать индивидуальные
особенности школьников? Что для этого надо
сделать?
Обучение должно строиться и планироваться таким
образом, чтобы оно соответствовало той
последовательности, в которой перед детьми
возникают те или иные проблемы. Когда школьник
уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя
сводится к созданию свободной и непринужденной
атмосферы, которая будет стимулировать ученика к
ее решению.
К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в
классе нужную атмосферу, если будет
руководствоваться следующими правилами:
1. С самого начала и на всем протяжении учебного
процесса демонстрировать детям свое полное к ним
доверие.
2. Помогать учащимся в формулировании целей и
задач урока, стоящих как перед группами, так и
перед каждым учеником в отдельности.
3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть
внутренняя мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся в качестве источника
разнообразного опыта, к которому всегда можно
обратиться за помощью, столкнувшись с
трудностями в решении той или иной задачи.
5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
6. Развивать в себе способность чувствовать
эмоциональный настрой группы (класса) и
принимать его (соизмерять свои действия с этим
настроем).
7. Быть активным участником группового
взаимодействия.
8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей
понимать чувства и переживания каждого
школьника.
10. Хорошо знать самого себя.
Свои взаимоотношения с учащимися учитель
осуществляет главным образом с помощью
словесных воздействий, которые можно разделить
на три вида:
— организующие (инструктирование, наставление,
совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);
— оценочные (похвала, критические замечания,
осуждение и др.);
— дисциплинирующие (замечание-утверждение,
замечание-вопрос, повышение интонации и др.).
О дисциплине
Ведущий. Проблема дисциплины,
пожалуй, одна из основных проблем школы. От
дисциплины во многом зависит успеваемость
учащихся. Каковы же мотивы плохого поведения
учеников? Для одних детей хорошо, когда они в
центре внимания; для других — когда они главные в
любой ситуации; для третьих — когда они могут
отомстить за обиду; для четвертых — когда их
оставляют в покое.
Что же делать учителю в таком случае? Давайте
познакомимся со следующей таблицей (табл. 2).
ЧЕТЫРЕ МОТИВА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ
c |
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудачи |
Социальные
причины |
Эмоциональная
холодность родителей, внимание уделяется
плохому,
а не хорошему поведению |
Мода на
сильную личность, отсутствие примеров
конструктивного подчинения
в окружении ребенка |
Рост
насилия
в обществе |
Слишком
высокие требования родителей
и учителей |
Сущность
поведения |
Получать
особое внимание |
«Ты мне
ничего не сделаешь» |
Вредить
в ответ
на обиду |
«Не буду
и пробовать,
все равно
не получится» |
Сильные
стороны поведения |
Потребность
в контакте с учителем |
Смелость,
сопротивление влияниям |
Способность
защищать себя
от боли и обид |
Нет |
Реакция
учителя: эмоции |
Раздражение,
негодование |
Гнев,
негодование,
может быть страх |
Обида,
боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху |
Профессиональная
беспомощность |
Реакция
учителя: импульс |
Сделать
замечание |
Прекратить
выходку
с помощью физического действия |
Немедленно
ответить силой
или уйти
из ситуации |
Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью специалиста |
Реакция
ученика |
Временно
прекращает |
Прекращает
выходку, когда сам решит |
Прекращает
выходку, когда сам решит |
Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать |
Способы
предотвращения |
Учить
детей привлекать к себе внимание приемлемыми
способами; оказывать внимание
за хорошее поведение |
Уходить
от конфронтации; отдавать часть своих
организационных функций |
Строить
отношения
с учеником
по принципу заботы о нем |
Поддержка
ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась
на установку
«Я могу» |
Упражнение «Найди мотив»
Предложить участникам группы следующую
ситуацию для определения мотива плохого
поведения: «Ученица сидит на уроке и рыдает».
Выслушать разные мнения.
Ведущий. Мотив этого поведения можно
определить лишь по дополнительным сведениям:
Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился —
это «привлечение внимания».
Вы подошли к ней, и плач стал громче — это
«власть».
Если все это происходит на вашем открытом уроке в
присутствии комиссии — это «месть».
Если ученице нужно отвечать, а она боится или не
может, — это «избегание неудачи».
В заключение ведущий благодарит участников за
активную работу на занятии и желает им
творческих успехов в работе.
Ольга ШЕВЕЛЕВА,
методист-психолог,
Управление образования,
Крапивинский район,
Кемеровская обл.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.
Как? Изд. 3-е. М.: ЧеРо, 2001.
2. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и
проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.
3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют...
Дубна: Феникс +, 2000.
4. Томсон П. Самоучитель общения. СПб.:
Питер, 2001.
5. Фридман Л.М. Психология в современной
школе. Для руководителей и работников
образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001. |