ПСИХОЛОГ И ДИРЕКТОР
Попытки создания универсального, всеобщего
функционала школьного психолога
предпринимались уже не раз и на самых разных
уровнях: государственном, региональном,
городском и даже районном (внутри города). Все эти
попытки так или иначе заканчивались ничем.
Любая универсальная схема работы, диктующая
содержание деятельности психолога в
образовательном учреждении, поставит его в
ситуацию «над», «рядом», «около», но никак не
«внутри» конкретной системы школьных отношений.
Если же мы хотим, чтобы практическая психология
стала частью образовательной системы школы, а
школьный психолог — действительно психологом
образования (а не внешним экспертом или пришлым
консультантом), его функционал должен каждый раз
подбираться, создаваться для данной
образовательной системы. Это предполагает
наличие специальных процедур согласования
функционала с администрацией школы как на этапе
устройства на работу, так и в процессе самой
деятельности.
ОБЩАЯ СХЕМА
Служба практической психологии в школе
начинается с директора. В последнее время это
утверждение стало очень распространенным, но
несколько модифицировалось в своем
содержательном толковании. Много говорят о том,
как важно психологу установить контакт с
директором. Конечно, человеческие отношения,
особенно в нашей культуре, а тем более в женском
коллективе, — это очень важно.
И все же профессиональная деятельность
начинается не с них, а с построения нормально
функционирующей системы деловых связей. В
частности, деловые отношения психолога с
директором имеют, как минимум, три уровня, каждый
из которых нуждается в специальной проработке и
постоянной поддержке (коррекции).
Вот как система деловых отношений психолога и
директора может выглядеть на схеме.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Это «начало начал» работы психолога в школе
(сколько бы лет вы ни проработали, если этот
уровень отношений так и не построен, к нему
хорошо бы вернуться).
На этом уровне осуществляется первичное
обсуждение ожиданий школы от работы психолога и
согласование этих ожиданий с возможностями
самого психолога.
Итак, директор должен четко и ясно заявить своему
потенциальному сотруднику, какую роль он отводит
психологической работе в своей школе, какие
направления работы психолога приоритетны в
настоящий момент и в перспективе (в свете
концепции развития школы, проводимой в ней
экспериментальной или проектировочной работы и
т.д.).
Психолог соотносит содержание
административного заказа со своими
представлениями, возможностями,
профессиональными интересами.
В результате такого согласования рождается
примерный перечень основных направлений
деятельности психолога. Конечно же, данная
деятельность ориентирована прежде всего на
удовлетворение психологических запросов школы,
но грамотный директор всегда найдет возможность
удовлетворить и личные интересы специалиста,
понимая, что это повышает общую
заинтересованность человека в работе на данную
организацию. Попутно может родиться и план
повышения квалификации психолога, если
оказывается, что некоторые важные
психологические запросы он сегодня осуществлять
не готов.
Первый уровень — это профессиональный договор
психолога и директора об основных направлениях
деятельности психолога в школе. На основе
договора прописывается функционал психолога и
составляется план работы на год и некоторую
перспективу.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Осуществляется на основании функционала и
плана работы психолога (психологической службы).
В процессе согласования и утверждения плана
обсуждаются действия как самого психолога, так и
администрации по управленческой поддержке
работы психолога.
Любой практик знает, как важна поддержка
психологической работы на этапе утверждения
сроков и времени проведения плановой
диагностики, психолого-педагогического
консилиума, организации консультаций с
педагогами-предметниками и родителями,
коррекционно-развивающих занятий. Если такая
поддержка (в форме распоряжений, приказов,
личного участия директора) не осуществляется, то
психологическая работа реализуется на уровне
личных договоренностей между психологом и
директором. А это ставит психолога в какое-то
неадекватное его статусу униженное положение в
педагогическом коллективе.
Итак, второй уровень — согласование планов
деятельности психолога и администрации по
реализации основных направлений
психологической работы в школе.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Это сотрудничество в ситуациях, требующих,
помимо собственно психологических действий, тех
или иных административных решений. Например,
ребенок, находящийся в состоянии актуального
стресса, нуждается во временном снижении учебной
нагрузки, щадящем режиме. Такое решение не может
быть принято без согласования с директором.
Возникший в классе серьезный конфликт нуждается
в серьезной психологической проработке, для чего
желательно снять детей с нескольких уроков и
провести конфликтологическую сессию. Для этого
также нужно согласие администрации.
У психолога должно быть четкое представление о
том, какие ситуации он может прорабатывать сам, в
сотрудничестве с педагогами, родителями, а в
какие он должен обязательно включать
администрацию. Кроме того, должен быть налажен
какой-то механизм оперативной связи директора и
психолога в экстренных ситуациях. Как правило,
тактические формы сотрудничества возникают
постепенно, по мере возникновения тех или иных
оперативных ситуаций. Важно, чтобы
сотрудничество психолога и администратора не
складывалось стихийно и бессознательно, а время
от времени становилось предметом анализа самого
психолога, психолога и администратора вместе.
СОГЛАСОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ
Как же на практике может быть налажено
сотрудничество на разных уровнях школьного
психолога и администратора? Возможно, читателям
помогут технологии, разработанные нами для
деловой игры, проведенной с директорами
(завучами) и психологами ряда государственных
школ Нижнего Новгорода. Игра называлась
«Взаимодействие психолога и администратора
школы в процессе построения школьной
психологической службы» и имела своей целью
передать в руки директорам и психологам
инструментарий для организации их
стратегического и тактического сотрудничества.
На первом этапе деловой игры работали две
самостоятельные группы: администраторов
(директоров и завучей) и психологов. Каждая
группа заполняла следующую таблицу (см. табл. 1).
Таблица 1
Приоритетные направления
деятельности психолога в школе |
Необходимая
административная поддержка данных направлений |
|
|
Понятно, что заполнялась эта таблица
представителями каждой из двух групп по-своему, с
учетом собственных профессиональных ожиданий и
представлений.
Затем группы озвучивали результаты своей работы
и обменивались таблицами. Работая с «чужой»
таблицей, участники должны были тщательно
проработать требования, предъявляемые к их
собственной деятельности, и либо согласиться с
ними, либо нет.
Так, администраторы изучали содержание столбца
«Необходимая административная поддержка»,
заполненного психологами, и соотносили его со
своей реальной практикой.
Психологи же анализировали ожидания,
сформулированные директорами и завучами.
Результаты работы групп озвучивались, и
заполнялась общая таблица.
В качестве примера приведем одну из ее строк (см.
табл. 2).
Приоритетные
направления деятельности
психолога в школе |
Необходимая
административная
поддержка данных направлений |
Комплексная
групповая диагностика учащихся при поступлении
в школу
(первый и любой последующий класс), при переходе в
среднее и старшее звено школы |
1.
Материально-техническое обеспечение
диагностических мероприятий (бланки, ключи,
аналитические таблицы)
2. Организационное обеспечение диагностических
мероприятий
(приказ о проведении в определенные дни и часы)
3. Обеспечение возможности для выступлений
психолога на педагогическом совете,
методических объединениях, родительских
собраниях |
На следующем этапе работа
осуществлялась в парах
«психолог—администратор». Пользуясь общей
таблицей, каждая пара разрабатывала вариант
собственных согласованных действий в рамках
актуальных для школы направлений
психологической работы.
Составленная таблица — основа для договора
психолога и директора, так как она содержит
описание взаимных профессиональных
обязательств одной и другой стороны.
ПОГОВОРИМ КОНКРЕТНО
Следующий шаг позволил конкретизировать
данную работу.
Участники семинара разбились на несколько групп
в соответствии с обозначенными в общей таблице
направлениями деятельности школьного психолога.
В нашем случае было выделено четыре направления:
психодиагностика;
коррекционно-развивающая работа с детьми,
испытывающими трудности в обучении и общении;
консультирование педагогов и родителей по
проблемам обучения и воспитания детей и
подростков;
психологическое просвещение педагогов и
родителей.
Каждая группа получила специальный бланк для
проведения аналитической работы (см. табл. 3).
Направление деятельности
психолога
Заказчик |
Задачи |
Вид деятельности |
Основные следствия |
|
|
|
|
Заполнение данной таблицы начиналось с
графы «Вид деятельности». Участники каждой
группы выделяли в рамках своего направления
конкретные виды работы. Например, в
диагностическом направлении: плановую
диагностику в «кризисные» периоды обучения;
диагностику по запросу, связанному с
психологической проблемой ученика или
ученической группы; профориентационную
диагностику; диагностику, проводимую по
результатам реализации образовательной или
коррекционно-развивающей программы и т.д.
Далее по каждому виду работы заполнялись
остальные графы таблицы.
«Заказчик» — перечислялись все лица, которые
могут выступить авторами запроса на данный вид
работы.
«Задачи» — данная графа, как представляется, не
нуждается в объяснениях.
«Основные следствия» — очень важная графа. В ней
фиксировались все те направления и виды
деятельности, которые являются обязательным
продолжением или итогом реализации данного вида
работ. Так, следствиями проведения плановой
диагностики могут быть: выступление на
педсовете; подготовка письменных педагогических
рекомендаций для завуча или председателей
методических объединений учителей; выступления
на плановых родительских собраниях; организация
коррекционно-развивающих групп и т.д.
Заполненная группой таблица послужила основой
для проведения еще одной аналитической работы.
Участники отмечали в таблице те моменты и
«точки» работы психолога, которые нуждаются в
административной поддержке и принятии
управленческих решений.
В результате родился документ, на основе
которого могут быть составлены согласованные
планы работы психолога и администратора.
Участникам было предложено в качестве домашнего
задания проработать по данной схеме все
направления деятельности психолога, актуальные
для их школы. Интересно, что эффективность работы
с данной таблицей отметили прежде всего
администраторы. Многие говорили, что им стало
ясно, чем же конкретно может заниматься психолог
в школе, как может быть организована его работа и
какие управленческие решения необходимо
принимать для ее поддержки.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |