Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


ГИЛЬДИЯ

ПСИХОЛОГ И ДИРЕКТОР

Попытки создания универсального, всеобщего функционала школьного психолога предпринимались уже не раз и на самых разных уровнях: государственном, региональном, городском и даже районном (внутри города). Все эти попытки так или иначе заканчивались ничем.
Любая универсальная схема работы, диктующая содержание деятельности психолога в образовательном учреждении, поставит его в ситуацию «над», «рядом», «около», но никак не «внутри» конкретной системы школьных отношений. Если же мы хотим, чтобы практическая психология стала частью образовательной системы школы, а школьный психолог — действительно психологом образования (а не внешним экспертом или пришлым консультантом), его функционал должен каждый раз подбираться, создаваться для данной образовательной системы. Это предполагает наличие специальных процедур согласования функционала с администрацией школы как на этапе устройства на работу, так и в процессе самой деятельности.

ОБЩАЯ СХЕМА

Служба практической психологии в школе начинается с директора. В последнее время это утверждение стало очень распространенным, но несколько модифицировалось в своем содержательном толковании. Много говорят о том, как важно психологу установить контакт с директором. Конечно, человеческие отношения, особенно в нашей культуре, а тем более в женском коллективе, — это очень важно.
И все же профессиональная деятельность начинается не с них, а с построения нормально функционирующей системы деловых связей. В частности, деловые отношения психолога с директором имеют, как минимум, три уровня, каждый из которых нуждается в специальной проработке и постоянной поддержке (коррекции).
Вот как система деловых отношений психолога и директора может выглядеть на схеме.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Это «начало начал» работы психолога в школе (сколько бы лет вы ни проработали, если этот уровень отношений так и не построен, к нему хорошо бы вернуться).
На этом уровне осуществляется первичное обсуждение ожиданий школы от работы психолога и согласование этих ожиданий с возможностями самого психолога.
Итак, директор должен четко и ясно заявить своему потенциальному сотруднику, какую роль он отводит психологической работе в своей школе, какие направления работы психолога приоритетны в настоящий момент и в перспективе (в свете концепции развития школы, проводимой в ней экспериментальной или проектировочной работы и т.д.).
Психолог соотносит содержание административного заказа со своими представлениями, возможностями, профессиональными интересами.
В результате такого согласования рождается примерный перечень основных направлений деятельности психолога. Конечно же, данная деятельность ориентирована прежде всего на удовлетворение психологических запросов школы, но грамотный директор всегда найдет возможность удовлетворить и личные интересы специалиста, понимая, что это повышает общую заинтересованность человека в работе на данную организацию. Попутно может родиться и план повышения квалификации психолога, если оказывается, что некоторые важные психологические запросы он сегодня осуществлять не готов.
Первый уровень — это профессиональный договор психолога и директора об основных направлениях деятельности психолога в школе. На основе договора прописывается функционал психолога и составляется план работы на год и некоторую перспективу.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Осуществляется на основании функционала и плана работы психолога (психологической службы). В процессе согласования и утверждения плана обсуждаются действия как самого психолога, так и администрации по управленческой поддержке работы психолога.
Любой практик знает, как важна поддержка психологической работы на этапе утверждения сроков и времени проведения плановой диагностики, психолого-педагогического консилиума, организации консультаций с педагогами-предметниками и родителями, коррекционно-развивающих занятий. Если такая поддержка (в форме распоряжений, приказов, личного участия директора) не осуществляется, то психологическая работа реализуется на уровне личных договоренностей между психологом и директором. А это ставит психолога в какое-то неадекватное его статусу униженное положение в педагогическом коллективе.
Итак, второй уровень — согласование планов деятельности психолога и администрации по реализации основных направлений психологической работы в школе.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Это сотрудничество в ситуациях, требующих, помимо собственно психологических действий, тех или иных административных решений. Например, ребенок, находящийся в состоянии актуального стресса, нуждается во временном снижении учебной нагрузки, щадящем режиме. Такое решение не может быть принято без согласования с директором. Возникший в классе серьезный конфликт нуждается в серьезной психологической проработке, для чего желательно снять детей с нескольких уроков и провести конфликтологическую сессию. Для этого также нужно согласие администрации.
У психолога должно быть четкое представление о том, какие ситуации он может прорабатывать сам, в сотрудничестве с педагогами, родителями, а в какие он должен обязательно включать администрацию. Кроме того, должен быть налажен какой-то механизм оперативной связи директора и психолога в экстренных ситуациях. Как правило, тактические формы сотрудничества возникают постепенно, по мере возникновения тех или иных оперативных ситуаций. Важно, чтобы сотрудничество психолога и администратора не складывалось стихийно и бессознательно, а время от времени становилось предметом анализа самого психолога, психолога и администратора вместе.

СОГЛАСОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ

Как же на практике может быть налажено сотрудничество на разных уровнях школьного психолога и администратора? Возможно, читателям помогут технологии, разработанные нами для деловой игры, проведенной с директорами (завучами) и психологами ряда государственных школ Нижнего Новгорода. Игра называлась «Взаимодействие психолога и администратора школы в процессе построения школьной психологической службы» и имела своей целью передать в руки директорам и психологам инструментарий для организации их стратегического и тактического сотрудничества.
На первом этапе деловой игры работали две самостоятельные группы: администраторов (директоров и завучей) и психологов. Каждая группа заполняла следующую таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Приоритетные направления деятельности психолога в школе Необходимая административная поддержка данных направлений
   

Понятно, что заполнялась эта таблица представителями каждой из двух групп по-своему, с учетом собственных профессиональных ожиданий и представлений.
Затем группы озвучивали результаты своей работы и обменивались таблицами. Работая с «чужой» таблицей, участники должны были тщательно проработать требования, предъявляемые к их собственной деятельности, и либо согласиться с ними, либо нет.
Так, администраторы изучали содержание столбца «Необходимая административная поддержка», заполненного психологами, и соотносили его со своей реальной практикой.
Психологи же анализировали ожидания, сформулированные директорами и завучами. Результаты работы групп озвучивались, и заполнялась общая таблица.
В качестве примера приведем одну из ее строк (см. табл. 2).

Приоритетные направления деятельности
психолога в школе
Необходимая административная
поддержка данных направлений
Комплексная групповая диагностика учащихся при поступлении в школу
(первый и любой последующий класс), при переходе в среднее и старшее звено школы
1. Материально-техническое обеспечение
диагностических мероприятий (бланки, ключи, аналитические таблицы)
2. Организационное обеспечение диагностических мероприятий
(приказ о проведении в определенные дни и часы)
3. Обеспечение возможности для выступлений психолога на педагогическом совете,
методических объединениях, родительских собраниях

На следующем этапе работа осуществлялась в парах «психолог—администратор». Пользуясь общей таблицей, каждая пара разрабатывала вариант собственных согласованных действий в рамках актуальных для школы направлений психологической работы.
Составленная таблица — основа для договора психолога и директора, так как она содержит описание взаимных профессиональных обязательств одной и другой стороны.

ПОГОВОРИМ КОНКРЕТНО

Следующий шаг позволил конкретизировать данную работу.
Участники семинара разбились на несколько групп в соответствии с обозначенными в общей таблице направлениями деятельности школьного психолога. В нашем случае было выделено четыре направления:

психодиагностика;
коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в обучении и общении;
консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания детей и подростков;
психологическое просвещение педагогов и родителей.

Каждая группа получила специальный бланк для проведения аналитической работы (см. табл. 3).

Направление деятельности психолога

Заказчик Задачи Вид деятельности Основные следствия
       

Заполнение данной таблицы начиналось с графы «Вид деятельности». Участники каждой группы выделяли в рамках своего направления конкретные виды работы. Например, в диагностическом направлении: плановую диагностику в «кризисные» периоды обучения; диагностику по запросу, связанному с психологической проблемой ученика или ученической группы; профориентационную диагностику; диагностику, проводимую по результатам реализации образовательной или коррекционно-развивающей программы и т.д.
Далее по каждому виду работы заполнялись остальные графы таблицы.
«Заказчик» — перечислялись все лица, которые могут выступить авторами запроса на данный вид работы.
«Задачи» — данная графа, как представляется, не нуждается в объяснениях.
«Основные следствия» — очень важная графа. В ней фиксировались все те направления и виды деятельности, которые являются обязательным продолжением или итогом реализации данного вида работ. Так, следствиями проведения плановой диагностики могут быть: выступление на педсовете; подготовка письменных педагогических рекомендаций для завуча или председателей методических объединений учителей; выступления на плановых родительских собраниях; организация коррекционно-развивающих групп и т.д.
Заполненная группой таблица послужила основой для проведения еще одной аналитической работы. Участники отмечали в таблице те моменты и «точки» работы психолога, которые нуждаются в административной поддержке и принятии управленческих решений.
В результате родился документ, на основе которого могут быть составлены согласованные планы работы психолога и администратора. Участникам было предложено в качестве домашнего задания проработать по данной схеме все направления деятельности психолога, актуальные для их школы. Интересно, что эффективность работы с данной таблицей отметили прежде всего администраторы. Многие говорили, что им стало ясно, чем же конкретно может заниматься психолог в школе, как может быть организована его работа и какие управленческие решения необходимо принимать для ее поддержки.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук