Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


КОЛЛЕГИ

ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ

Е.А. Леванова считает воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса
Е.А. Леванова
считает воспитание
неотъемлемой частью
образовательного процесса

Круглый стол, посвященный современным проблемам психолого-педагогического сопровождения личности, был организован некоммерческим образовательным учреждением «Психолого-педагогический институт воспитания». Этот институт создан при факультете психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета. Приветливые хозяева встречали гостей при входе на факультет и сразу же приглашали к столу регистрации, где снабжали материалами о деятельности института, и провожали в аудиторию.
Там уже все было готово к приходу гостей: на стенах развешены фотографии, стенгазеты, оформлены стенды с вырезками из газет и журналов. На экране телевизора прокручивалась запись групповой работы с подростками.
Ведущая круглого стола Елена Александровна Леванова после представления основных направлений деятельности института перешла к следующему пункту — выступлениям участников круглого стола, с которыми Психолого-педагогический институт воспитания активно сотрудничает. Среди выступающих были руководители различных образовательных учреждений, где проводились тренинги института.
Программа «Школа психопластики личности подростка» оценивается всеми без исключения руководителями образовательных учреждений как очень эффективная не только для подростков, но и для самих педагогов.
Дальнейшее знакомство с деятельностью института, включавшее непосредственное общение с его руководителем и симпатичными сотрудниками, прояснило многое. Действительно, задумана очень полезная и нужная работа, имеющая непосредственное отношение к забытому слову «воспитание».
Эта важная сторона образовательного процесса была предана забвению в годы перестройки. Во многом заботу о формировании всесторонне и гармонично развитой личности детей и подростков взвалили на себя школьные психологи и сохранившиеся педагоги-энтузиасты. И именуется это сейчас «психолого-педагогическим сопровождением личности».
К счастью, лучшие традиции подготовки педагогических кадров МПГУ (во многом благодаря учебно-методическому центру) не были утеряны и сейчас, в рамках института, получили свое второе рождение.

О названии и не только

Психолого-педагогический институт воспитания создан в 2002 году на базе существующего более 15 лет учебно-методического центра факультета педагогики и психологии МПГУ. В институте работают дипломированные специалисты — психологи, педагоги, социальные педагоги, а также волонтеры — студенты и старшеклассники.
Руководит центром Елена Александровна Леванова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ, автор научно-практических программ «Студенческий профессионально-адаптационный лагерь», «Школа психопластики личности подростка», «Игротехника», «Инструктивно-методический семинар для педагогов оздоровительных детских лагерей».
Свою задачу сотрудники института видят в создании современных эффективных технологий воспитания подростков и молодежи, направленных на развитие личности, в формировании устойчивой гражданской позиции, социальной гибкости, толерантности, личностной пластичности, мобильности, социальной адаптированности.
В названии института оставлено слово «воспитание». Под воспитательной работой Е.А. Леванова понимает педагогически целесообразный процесс взаимодействия педагога с детьми и подростками, основанный на закономерностях общения, а также специально организованной совместной деятельности, способствующей развитию личности.
В основе такой работы лежит формирование не отдельных личностных качеств, а личности как целостного образования.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ПСИХОПЛАСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

Эта программа, по которой в МПГУ работают более 10 лет, получила диплом первой национальной премии «Здоровое поколение XXI века» за оригинальность воспитательной технологии.
Программа представляет собой многоступенчатый тренинг с погружением.
Работа проходит, как правило, на одной из подмосковных баз отдыха, куда ребята выезжают во время каникул (иногда вместе со своими преподавателями). Организаторы школы считают, что важно кардинально менять обстановку, по возможности сочетая ее с отдыхом. Поэтому ребят вывозили в Болгарию, на Азовское и Черное море. В следующем году планируется проведение программы в Румынии, Египте, Греции.
К участию в программе привлекаются подростки из различных социальных слоев. Результатом работы становится социальная гибкость подростка, согласованность его психики, адекватное реагирование на внутренние и внешние проблемы.
Автор программы Е.А. Леванова уверена, что даже сегодня, при явной недооценке воспитательной работы в школах, необходимо помогать подросткам преодолевать сложный возраст с наименьшими потерями. Но для этого требуется кропотливая, целенаправленная, серьезная работа по формированию у подростков личностных качеств и поведенческих моделей, которые обеспечивали бы им плавную социализацию без взрывов и срывов.
Реализация программы происходит в четыре этапа. Первый этап школы психопластики направлен на познание ребятами себя, своих возможностей. На втором этапе решается задача формирования коммуникативной культуры, а также коммуникабельности, как значимого качества личности. Это открывает подростку возможности для поиска своего места в социуме, чему и посвящен третий этап программы. Четвертый этап — формирование у подростка модели поведения взрослого человека, ответственного за свои поступки.
По окончании школы психопластики у каждого подростка есть возможность попробовать себя в психолого-педагогической деятельности в качестве стажера института.
На каждом из этапов программы используются различные формы работы. Прежде всего, это разнообразные психологические тренинги, игры, инициации. Психофизиологическое направление реализуется в ритмопластике, танцах, спортивных занятиях, дискотеках. Этот компонент занятий развивает у подростков способность к эмоциональному и физическому самовыражению.
Целая серия занятий носит характер шоу-мероприятий, которые не только раскрывают творческие способности подростка, но и формируют у него навыки публичного общения.
Елена Александровна уверена, что десятилетний опыт работы по этой программе говорит о ее несомненной результативности.

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЛАГЕРЬ

Многие участники круглого стола дали самую высокую оценку программе «Школа психопластики личности подростка»
Многие участники
круглого стола
дали самую высокую оценку
программе
«Школа психопластики
личности подростка»

Это своеобразный семинар-тренинг для педагогов детских оздоровительных лагерей. Практически каждый студент, окончивший в недалеком прошлом педагогический институт, хотя бы раз в жизни работал вожатым или педагогом в пионерском лагере.
Это хорошая, хотя и трудная школа групповой работы с детьми. Трудная, потому что вначале приходится действовать методом проб и ошибок.
Сейчас программа «Студенческий профессиональный инструктивно-методический лагерь» реализуется в виде выездного семинара-тренинга, любовно называемого его создателями «Инструктив».
Программа (рассчитанная на 4–5 дней) проходит с поэтапным усложнением задач в условиях полного погружения — по 15 часов в сутки. Будущие педагоги и вожатые овладевают массой полезных для работы с детьми навыков: бесконфликтным общением, культурой речи и голоса, оформительским мастерством. Изучаются психофизиологические особенности развития детей и подростков, динамика детского коллектива, половое воспитание.
Занятия, направленные на совершенствование межгруппового взаимодействия и общения, проходят в тренинговой форме. Это позволяет студентам не только обучиться методикам работы с детьми, но и совершенствовать свои личностные качества.

СТУДЕНЧЕСКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫЙ
ЛАГЕРЬ

Это заветная мечта каждого первокурсника! На многих факультетах МПГУ поездки в эти лагеря стали хорошей традицией. Программа, проходящая под кодовым названием «Адаптив», помогает начинающим студентам легко и безболезненно влиться в коллектив, а также приспособиться к новой форме обучения.
В непринужденной творческой обстановке ребята знакомятся и друг с другом, и с будущими преподавателями, и со студентами старших курсов.
Организаторы лагеря гарантируют, что после прохождения «Адаптива» у каждого первокурсника формируется твердое убеждение, что его факультет — самый лучший!
Более того, студенты учатся продуктивному взаимодействию с сокурсниками и преподавателями, раскрывают свой личностный и творческий потенциал, учатся понимать себя и вообще узнают, что они, оказывается, на многое способны!
Все это возможно за счет полного отрешения от прежней жизни и 15-часовой работы на тренингах, семинарах, массовых мероприятиях и занятиях в творческих лабораториях у понравившихся преподавателей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД

Реализация таких сложных и многоплановых задач невозможна без профессионального коллектива единомышленников. Для этого разработана специальная программа профессиональной подготовки педагогов и психологов.
Это — педагогический отряд, традиции которого давно сложились в МПГУ. В него входят волонтеры — студенты, аспиранты и даже школьники, успешно прошедшие обучение в школе психопластики для подростков.
Волонтеры оказывают помощь педагогам в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков в различных образовательных учреждениях, помогают в проведении обучающих и тренинговых программ.
Параллельно ведется работа с самими участниками педотряда по формированию у них устойчивой профессиональной позиции, установки на взаимодействие с детьми. Как считает Елена Александровна, в отряде решается еще одна очень важная задача — выработка у его участников творческого подхода к собственной деятельности.
Вхождение в профессиональный коллектив происходит поэтапно. Во время эмоционально-адаптивного периода выявляются ребята, которые ориентированы на активное взаимодействие с детьми. Затем наступает период непосредственного включения участников в деятельность отряда. На этом этапе приобретаются необходимые навыки практического взаимодействия с подростками.
На заключительном этапе ребята учатся видеть цели, задачи, способы и результаты своей деятельности, учатся моделировать свою деятельность, овладевают навыками диагностики.
Эта работа рассматривается как эффективная форма личностного и профессионального развития и саморазвития будущих педагогов и психологов, как возможность активного освоения ими необходимых профессиональных умений и навыков.
Мне кажется, что возрождение процесса воспитания детей и подростков (о котором так много говорят в последнее время) возможно в самых различных формах. Пусть это будет называться психолого-педагогическим сопровождением.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
НОУ «Психолого-педагогический
институт воспитания»
Тел.: (095) 207-41-86