Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

А.Л. Венгер
М.: Владос-Пресс, 2002

Книги, посвященные практическому использованию психодиагностических методов, да еще таких популярных, как проективные рисуночные тесты, пользуются у психологов-практиков неизменно высоким спросом. Так что нет даже особой нужды нахваливать новую книгу А.Л. Венгера — она и так наверняка на прилавках не залежится. Иными словами, упоминание о ней следует расценить как сигнал — торопитесь! Тираж хоть и заявлен немалый — 15 тысяч, но и его всем желающим может не хватить.
Но помимо информационно-побудительной хотелось бы решить еще одну задачу. Дело в том, что описанные в книге тесты большинству коллег достаточно хорошо знакомы, да и книг, им посвященных, в последние годы издано не менее десятка. Те, кто уже имеет опыт работы с рисуночными тестами и кто читал книги Маховер, Бернса и Кауфмана, знаком с работами Хоментаускаса, Романовой и Потемкиной и др., могут задаться естественным вопросом: «Что нового я найду в очередной работе на известную тему?» Иными словами, стоит ли специалисту, достаточно эрудированному и опытному, знакомиться с еще одной явно не оригинальной работой? (Для специалистов начинающих ответ, понятно, однозначный).
Единственный смысл данной рецензии — ответить на сей вопрос уверенным: «Да, стоит!» Ибо новая книга — не банальная методичка («нажми на кнопку — получишь результат»), она содержит подробный разбор множества конкретных примеров, что в руководстве по проективным методам представляет особую ценность.
В конце концов, что такое рисунок человека, несуществующего животного и семьи (рисуночных тестов существует намного больше, но книга посвящена описанию именно этих трех), сегодня знают уже третьекурсники. И провести тестирование, как многие убедились на собственном опыте, — дело, в общем, нехитрое. Обработать полученные результаты намного труднее, ведь интерпретация проективного материала в жесткие схемы не укладывается. Поэтому и классические руководства (те же Маховер, Бернс и Кауфман) на три четверти состоят из разбора эмпирического материала. Данная книга построена по той же схеме — при том, что материал в ней, разумеется, авторский.
Стремясь не повторять основоположников, автор пытается максимально доходчиво прояснить те вопросы, которые могут остаться неясными даже для самых начитанных специалистов. Ведь показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, далеко не однозначны, часто один и тот же признак может интерпретироваться несколькими способами — в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Чтобы успешно проводить диагностику, недостаточно понимать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязи.
Решению этой задачи и посвящена книга. В ней приводятся свыше трехсот показателей рисунка и различные возможные варианты их интерпретации.
Как справедливо указывает сам в автор в предисловии, никакая книга — в том числе и эта — не может заменить единственного способа освоения проективных методов — кропотливой практической работы с разнообразным эмпирическим материалом. Но книга может послужить своего рода тренажером, на котором проводится предварительная отработка навыков диагноста. Решению этой задачи данная книга служит превосходно.

Сергей СТЕПАНОВ