ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ
РАССТРОЙСТВАМИ
Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко
СПб.: Речь, 2002
Авторы книги приводят неутешительные данные,
согласно которым психосоматические нарушения
встречаются у большого числа детей и по
некоторым сведениям составляют чуть ли не 68% от
всех соматических заболеваний. Поэтому логично
предположить, что сведения о психосоматических
расстройствах будут полезны всем тем, кто имеет
дело с детьми по роду профессиональной
деятельности, а значит — педагогам и психологам.
Однако именно это издание вряд ли принесет
ощутимую пользу школьным психологам, по крайней
мере, по двум причинам.
Во-первых, одна часть книги по своему содержанию
является чисто медицинской. Здесь приводятся
сведения о психосоматических расстройствах
пищеварительной, сердечно-сосудистой,
выделительной систем и т.д., а также о
медикаментозных методах лечения таких
расстройств.
Во-вторых, другая часть книги, целиком
посвященная психотерапии психосоматических
расстройств, рассчитана преимущественно не на
психологов, а на психотерапевтов. Школьные
психологи решают иные профессиональные задачи,
нежели психотерапевты, и привлечение школьных
психологов к психотерапевтической работе с
детьми может привести к нежелательным и
неожиданным последствиям.
Авторами книги развивается так называемый
онтогенетически ориентированный
психотерапевтический подход, являющийся по
своей сущности интегративным. Принципиальной
идеей данного подхода является гармонизация
личностной структуры ребенка, семейных
взаимоотношений и решение актуальных
психотравмирующих проблем за счет сочетания
двух разнонаправленных процессов: с одной
стороны, оживления онтогенетически ранних форм
психической жизни и их включения в качестве
ранее не используемых резервов и, с другой
стороны, одновременной стимуляции более зрелых
уровней, находящихся в зоне ближайшего развития.
В соответствии с данной концепцией разработана
практическая методика семейно-групповой
лечебно-коррекционной работы, интегрирующей
приемы гештальт-терапии, бихевиорального
подхода, психогимнастики, психодрамы,
трансактного анализа, НЛП и др. Эта методика
представляет собой девятидневный цикл
эмоционально-стрессового воздействия на группу
больных детей и их родителей с целью ликвидации у
детей нервно-психических отклонений.
В книге отмечается, что многолетнее
использование методики, в том числе и при работе
с детьми со школьной и социальной дезадаптацией,
сиротами, инвалидами, детьми группы риска,
показало ее эффективность. Методика подробно
описана (на 125 страницах), но знакомство с ней
убедительно показывает необходимость
специальной подготовки для проведения
соответствующих занятий.
В книге поднимаются очень важные для
практического психолога проблемы профилактики
психосоматических расстройств, но, к сожалению,
преимущественно по отношению к маленьким детям.
Таким образом, книга приглашает к серьезному
разговору на серьезную тему хорошо
подготовленных специалистов в области медицины
и психотерапии.
Марина СТЕПАНОВА |