Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2003


РЕПОРТАЖ

ВПЕРЕД, К ИДЕЯМ МАКАРЕНКО!

24 декабря в Совете Федерации прошли парламентские слушания по проекту федерального закона «О трудовом обучении и содействии занятости несовершеннолетних граждан»

Организаторами слушаний выступили члены рабочей группы Комиссии по делам молодежи и спорту Совета Федерации, которые в соответствии с распоряжением Совета Федерации разработали проект федерального закона «О трудовом обучении и содействии занятости несовершеннолетних граждан». Первоначально закон носил название «Об ученическом предприятии».
Открывая обсуждение, председатель Комиссии Ефим Львович Керпельман отметил, что члены Совета Федерации всерьез озабочены этой проблемой. Полгода назад была создана рабочая группа, в которую кроме членов Комиссии вошли представители общественных организаций, различных ведомств. Группа разработала концептуальные положения проекта закона. Эти материалы были разосланы во все регионы Российской Федерации и основные ведомства.
Из многих мест пришли заключения и предложения, которые дают серьезные основания для обсуждения закона и разработки его окончательного варианта. Ефим Львович высказал предположение, что уже в следующем году закон можно будет вынести на Комиссию, а затем на обсуждение Совета Федерации и Государственной думы.
Е.Л. Керпельман обратил внимание на то, что социально-экономическое состояние России самым тяжелым образом отразилось на подрастающем поколении — молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами в трудоустройстве.
Во многом это определено парадоксальной ситуацией, сложившейся на отечественном рынке труда, где, с одной стороны, остро не хватает рабочих кадров для ряда отраслей народного хозяйства (в основном это касается промышленности), а с другой стороны, почти 30% безработных в России составляют граждане моложе 21 года. Более того, около 50% молодых специалистов, выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, остаются невостребованными.
По данным социологических обследований, из трех с лишним миллионов учащихся, которые ежегодно оканчивают общеобразовательную школу, значительная часть хотела бы работать в негосударственном секторе экономики: заниматься предпринимательской деятельностью или даже открыть собственное дело. Ефим Львович уверен, что необходимо повышать уровень деловой, правовой и профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений.
Современных молодых людей отличает недостаточная готовность к вхождению в рыночные отношения, у них отсутствуют специальные знания, умения и навыки. Все это приводит к тому, что молодежь остается наименее защищенной на рынке труда и рискует пополнить ряды безработных.
Органы исполнительной власти, отвечающие за проблемы занятости несовершеннолетних и приобщение их к труду, предприняли ряд мер, но их явно недостаточно. Отсутствует главное — целенаправленная и сбалансированная государственная политика поддержки несовершеннолетних граждан.
Предлагаемый проект федерального закона призван обеспечить:
нормативно-правовую базу трудоустройства несовершеннолетних;
получение ими необходимых профессиональных навыков и возможности их реализации на рынке труда;
квотирование рабочих мест для несовершеннолетних;
компенсацию затрат работодателей на их трудоустройство.

УЧЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Одной из перспективных форм трудоустройства молодых людей являются ученические, молодежные, студенческие предприятия и производства (школьные компании, фирмы, кооперативы, ученические производственные бригады и др.), которые могут функционировать во внеурочное время в течение всего учебного года, а также во время школьных каникул при проведении экономических лагерных смен старшеклассников.
Участвуя в работе школьных предприятий, учащиеся на практике познают различные экономические процессы: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию, оказывают услуги, ведут документацию предприятия.
Главными задачами ученических предприятий являются:
обучение учащихся практическим навыкам, необходимым для предпринимательской деятельности;
создание условий для профессионального самоопределения личности и социальной адаптации.
Однако такие предприятия (в отсутствие нормативно-правовой базы) часто носят полулегальный характер, а многие из них вынуждены закрываться.
Интересным был признан опыт ученических предприятий г. Волгограда. С этим опытом собравшихся познакомил помощник председателя Волгоградской областной думы С.Н. Сосненко. Администрация Волгоградской области предприняла ряд самостоятельных шагов по развитию ученических предприятий: передала сельским школам в оперативное управление землю (аренда), квотировала рабочие места для молодежи. К сожалению, полгода назад по решению областного суда проект закона «О правовом статусе ученического предприятия» был дважды отклонен по причине превышения полномочий по законотворческой инициативе.
По мнению Сергея Николаевича, принятие аналогичного закона на федеральном уровне даст более широкие возможности для поддержки ученических предприятий. Главное — предоставление им налоговых льгот. Необходимо добиться правового статуса ученического предприятия, создать целевую программу помощи.
Эту форму профессиональной подготовки молодежи поддерживают и представители различных ведомств. С.В. Баринов (заместитель руководителя Департамента по молодежной политике Минобразования России) видит в них форму обучения старшеклассников трудовым и деловым отношениям, ответственности.
Сергей Вячеславович считает, что труд подростков нужно использовать в социально значимых сферах: например, можно ухаживать за памятниками и мемориалами, помогать пенсионерам и инвалидам. Хорошей формой были и остаются трудовые лагеря.
Отсутствие же закона, регулирующего и стимулирующего трудовую деятельность подростков, приводит к тому, что значительная часть несовершеннолетних занята нелегальной, полулегальной и даже криминальной деятельностью, где их используют как дешевую и неквалифицированную рабочую силу.
Вызывает обеспокоенность и дальнейшая судьба выпускников начальных и средних профессиональных образовательных учреждений. Уровень их профессиональной подготовки оставляет желать лучшего. Часто они просто лишены базовых производств для обучения и прохождения практики.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗАКОНУ

Директор Московского центра занятости молодежи «Перспектива» Леонид Владимирович Кравченко также считает принятие закона очень своевременным. Он уверен, что сейчас в России вполне возможно создавать молодежные предприятия. При этом они могут развиваться в любых сферах, где подросткам будет интересно трудиться. Но таким предприятиям нужна серьезная государственная поддержка, касающаяся прежде всего налоговых льгот.
Но одними ученическими предприятиями ограничиваться нельзя. Нужен комплекс мер, осуществляемых как на региональном так и на ведомственном уровне. У Леонида Владимировича создалось впечатление, что Министерство образования не заинтересовано в поддержке учебно-производственных комбинатов для школьников. Часто можно наблюдать и нескоординированность действий Минобразования и Минтруда.
Среди участников обсуждения были и те, кто по разным причинам крайне критически относится к принятию этого закона. Все надежды на получение каких-либо налоговых послаблений сразу же отмела В.Е. Захарова (советник Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи). Валентина Евгеньевна считает, что такой закон просто не будет рассматриваться Государственной думой, которая экономит каждую копейку в бюджете. Правда, оптимизм членов Совета Федерации от этого не иссяк, а представителям Думы была предложена совместная работа.
С критикой закона выступил и В.В. Волков (представитель Департамента социальной политики Министерства экономики России), который, трезво оценивая ситуацию на рынке труда, констатировал, что сейчас существует спрос на квалифицированную рабочую силу, которую в нужном количестве предложить никто не может. А работать в промышленности и сельском хозяйстве молодежь не желает. Поэтому, учитывая грядущий демографический провал, без использования труда мигрантов нам не обойтись. Вопрос же трудоустройства нашей молодежи должен решаться системно и комплексно. Кроме того, нужно возрождать систему профориентации.
В результате обсуждение закона закончилось на самой оптимистичной ноте. Этому способствовал главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир. Он блестяще доказал на примере трудовых коммун А.С. Макаренко и ряда современных ученических предприятий, что они не только не убыточны для государства, но при нормальной организации и поддержке могут быть финансово выгодными.
Так что работа над законом «О трудовом обучении и содействии занятости несовершеннолетних граждан» будет продолжаться. Окончательное слово, как всегда, за Президентом. Будем ждать!

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Немного статистики

По данным социологических исследований, занятость молодежи в материальном производстве постоянно сокращается. Если в 1990 году в этих отраслях было занято 80% работающей молодежи, то в 1999 году эта цифра составила 44,2%.
Молодые граждане в возрасте 14–30 лет составляют 40% от всех официально учтенных статистикой безработных. В ряде регионов количество безработной молодежи гораздо выше. По данным, полученным на основе выборочных социологических опросов, к примеру, в Северо-Кавказском регионе молодежная безработица достигает 60%.
Хроническая безработица наблюдается среди сельской молодежи. По различным субъектам Российской Федерации этот показатель колеблется от 38 до 56%.
По данным Госкомстата России, в 2000 году численность работающих подростков в возрасте 15–17 лет составляла 237 тысяч человек, что на 17,3% больше показателей предыдущего года. Большинство несовершеннолетних занято в сельском хозяйстве (33,2%), промышленности (21,4%), торговле и общественном питании (14,3%). Кроме того, 266,4 тысяч подростков трудились в личном подсобном хозяйстве, занимаясь производством продукции для реализации.
В последние годы увеличивается количество несовершеннолетних, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. Подрабатывают до 25% учащихся (чаще — юноши), из них 6% постоянно. Но желающих подработать гораздо больше.
Опрос молодежи от 14 до 18 лет включительно, обратившихся в службу занятости для поиска работы, показал, что каждый второй хочет совмещать работу с учебой. Половина из обратившихся нигде не учится, а подавляющее большинство из них не имеют аттестата об окончании средней школы.
Подростки, которые ищут работу, в большинстве случаев происходят из семей рабочих и служащих, занятых в бюджетной сфере. Каждый третий из них живет в неполной семье, около 10% имеют безработных родителей. В целом, в 40% случаев причиной трудоустройства подростка является потребность помочь семье.
Среди тех, кто ищет работу, 60% считают, что не получили в школе никакой трудовой подготовки, а 10% уверены, что полученные ими навыки не будут востребованы.
Каждый третий не сделал профессионального выбора на будущее. Подростки не способны соотнести выбор профессии со своим здоровьем, плохо знакомы с основами трудового законодательства.