Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2003


НАШИ  ДЕТИ

КЕМ БЫТЬ?

Все мы, увы, не ко всем делам
одинаково годны.

Проперций

По собственной инициативе дети редко обращаются к психологу. Младшие школьники плохо себе представляют, кто такой психолог и зачем он вообще нужен. Дети постарше прибегают с вопросами типа: «Почему ему за две ошибки поставили четверку, а мне тройку?», «Ольга Викторовна мне не верит...». И только старшеклассники оказываются в состоянии понять, с какими проблемами следует идти к психологу. Однако одного понимания явно недостаточно, и лишь немногие решаются переступить порог кабинета школьного психолога. Подростки часто задают вопрос: «Кем быть?» и ждут ответа на него.

ОБЫЧНАЯ ПРОЦЕДУРА

Задача профессионального самоопределения встает перед подростком дважды. Первый раз — в 9-м классе, когда учащемуся следует решить, продолжать обучение в школе или начать овладевать какой-либо специальностью. Второй раз — в 10-11-м классе, когда учащемуся необходимо остановить свой выбор на том или ином вузе. Мы будем вести речь о десятиклассниках, так как именно в этом возрасте школьники обычно осуществляют профессиональный выбор, а в 11-м классе окончательно определяются с вузом.
Традиционные методики, используемые для определения профессиональной направленности личности и мотивов выбора профессии, хорошо известны практическим психологам: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, карта интересов А.Е. Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л. Йовайши, методика определения типа личности Дж. Холланда и др.
Данные опросники отличаются своими целями: одни выявляют сформированность профессионального плана, другие — мотивы выбора профессии. Однако, несмотря на существующие между данными методиками различия, они очень похожи друг на друга по процедуре проведения: дети отвечают на вопросы, а взрослые затем анализируют их ответы и дают необходимые рекомендации.
При выборе профессии тем или иным человеком собственные черты характера и личностные качества обычно недостаточно учитываются или вовсе не принимаются во внимание.
Общение с бывшими выпускниками — нынешними студентами ведущих московских вузов, добившимися права обучаться там, куда они стремились, показывает, что некоторые из них недовольны своим профессиональным выбором. Довольно часто в словах этих студентов звучит сожаление о том, что послушались родителей, а некоторые даже готовы бросить обучение. Согласно данным Центра социологических исследований Минобразования России, в 2002 году советов родителей послушались 36,6% первокурсников. Иначе говоря, по крайней мере более трети выпускников оказались не готовыми к самостоятельному профессиональному выбору.

Я О ТЕБЕ, ТЫ ОБО МНЕ

Интересную и оригинальную игру «Советчик» предлагает Н.С. Пряжников. Ученикам раздаются бланки со списком класса. Их просят написать, какая профессия и учебное учреждение являются наиболее подходящими для каждого из учеников (в том числе и для себя). После этого психолог собирает заполненные бланки и зачитывает рекомендации, данные каждому из учеников.
Важным преимуществом игры является анонимность. Некоторые пишут печатными буквами, опасаясь узнавания почерка.
Эта игра в нашей гимназии проводится второй год. Наблюдения показывают, что подростки охотно включаются в обсуждение проблем, связанных с выбором профессии, не стесняются высказывать свою точку зрения. Молодых людей явно интересует мнение о себе окружающих.
Анализ полученных данных позволяет выделить три неравные группы учащихся.
В первую группу (самую многочисленную) попадают те, чей профессиональный выбор совпадает с пожеланиями одноклассников. При этом подростки практически единодушно рекомендуют своему однокласснику следовать выбранному им пути.
Вторая группа представлена подростками, представление которых о себе полностью расходится с мнением одноклассников. Последние обращают внимание на некоторые особенности характера и личности своего одноклассника, которые либо несовместимы с выбираемой им профессией, либо являются важной составляющей другой профессии.
Одной девочке, выбравшей технический вуз, одноклассники настойчиво рекомендовали заняться преподаванием в школе или в вузе, так как они обратили внимание на ее терпение при объяснении товарищам сложного материала.
Другая девочка остановила свой выбор на экономике. Каково же было ее удивление, когда одноклассники увидели ее профессиональным филологом. Они вспомнили ее исключительно яркие сочинения с выраженной авторской позицией.
Еще одна школьница очень хотела стать врачом, о чем открыто говорила. Однако, по мнению сверстников, свойственные ей нетерпимость к чужой боли и недоброе отношение к окружающим помешают ей стать хорошим врачом. Ребята порекомендовали этой девочке иную сферу приложения «медицинской» направленности — научно-исследовательскую.
Скромный мальчик, не отличавшийся ни хорошей успеваемостью, ни организаторскими способностями, очень хотел стать поваром, но стеснялся своего выбора и скрывал его и от одноклассников, и от учителей. Двое ребят обратили внимание на его умение давать некоторые оригинальные кулинарные советы. Услышав это, с виду необщительный, замкнутый подросток просто просиял и уверил всех, что теперь-то уж точно осуществит намеченное.
Самую малочисленную группу составили подростки, которых одноклассники видят дворниками, уборщицами (также назывались и другие подобные профессии). Интересно отметить, что подобные рекомендации никак не связаны со школьными успехами или неуспехами этих подростков. Их открыто не любят за грубость, невежество, лень, нечистоплотность (в прямом и переносном смысле слова).
В известном смысле полученные результаты заменяют социометрические обследования. По причине анонимности невозможно или трудно догадаться, кто и что написал. Однако очевидно, что подросткам неприятно выслушивать рекомендации стать массажисткой или вышибалой в ночном клубе. Вместе с тем, на основе игры «Советчик» есть возможность побудить учащихся задуматься о тех чертах их личности, на которые явно или неявно обратили внимание одноклассники.

СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Полученные результаты заставляют лишний раз задуматься о том, каким должно быть профессиональное консультирование старшеклассников. Очевидно, что без традиционных опросников не обойтись. И профессиональная направленность, и профессиональные интересы должны быть учтены при выборе профессии. Однако ни один из опросников не позволяет проникнуть в личностный компонент любой профессии. Не каждый человек может стать профессиональным врачом или учителем. Взрослые не видят или не хотят видеть некоторые особенности детей. Родители исходят из собственных представлений о том, какую профессию следует выбрать их ребенку, педагоги — из школьной успеваемости.
Не так давно было проведено исследование психологической зависимости подростков от родителей. Было показано, что отношение подростков к родителям характеризуется амбивалентностью: с одной стороны, стремлением к близкому доверительному общению с ними, а с другой — стремлением к неависимости. Подростки доверяют родителям и потому нередко перекладывают ответственность за свой выбор на их плечи.
Взрослый обеспечивает подростку информационную поддержку, а сверстник — эмоциональную. Ровесники оказываются чувствительными к эмоционально-личностным особенностям друг друга. Безусловно, их советы друг другу не могут выступать надежным основанием при выборе жизненного пути. Однако эти советы содержат в себе дополнительную информацию, которую весьма полезно учитывать подростку при выборе профессии.
Что же касается профессионального самоопределения, то здесь трудно не согласиться с Н.С. Пряжниковым: психолого-педагогическая помощь подростку должна заключаться в создании условий для самостоятельного решения проблемы. В частности, школьному психологу не следует ограничиваться опросниками: интересные и полезные данные можно получить с помощью игр.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. — Воронеж, 1996.