Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2003


НАШИ ДЕТИ

ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ

Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников сначала — о том, что хранит моя память.

Воспоминание первое. Директор медико-психолого-социального центра «Взаимодействие» Южного образовательного округа г. Москвы Игорь Савченко (он не только руководит центром, но и постоянно ведет профконсультации) заметил, что старшеклассники, которые обращаются за профконсультацией в центр, неплохо знают мир профессий. Осведомлены они и о своих собственных ресурсах, и о том, как нужно принимать решения, но вот сами выбирать профессию не пытаются: делают все, чтобы отложить выбор или переложить его на взрослого, к примеру, на того же консультанта. Причину такого положения он видит в том, что педагоги и родители предпочитают контролировать и направлять жизнь ребенка, избавлять его от самостоятельных выборов в сколь-нибудь значимых жизненных ситуациях.
Воспоминание второе. На круглом столе «Герой нашего времени: мифы и реальность» выступал Александр Григорьевич Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ. Из его выступления следовало, что на сегодняшний день мы имеем дело с иной, не до конца понятой нами ситуацией личностного самоопределения старшеклассников. Пока мы не отрефлексировали ситуацию, в которой живут старшеклассники, пока не поняли процессы, происходящие с этим поколением, мы вряд ли сможем помочь им.
Воспоминание третье. Мне довелось проводить фокус-группы в одной из школ Нижнего Новгорода с тремя «заинтересованными сторонами» образовательного процесса: учителями, родителями и старшеклассниками. Хорошая была школа. И учителя хорошие, и родители заботливые. И качество знаний у детей на высоте. Только вот будущего старшеклассники очень боялись.
Дело в том, что большинство старшеклассников связывали свое будущее с реализацией профессиональных планов: их беспокоил выбор профессии и пути ее освоения, тревожило, смогут ли они найти работу по специальности и при этом быть успешными, хорошо зарабатывать. А вот родители и учителя от этих важных вопросов как-то уходили. Они больше налегали на послушание, старательность, хорошую учебу. Помню, одна девочка посмотрела так грустно и сказала: «Они, эти взрослые, такие старомодные... Учителям надо только, чтобы я хорошо знала их предмет, родители хотят хорошей успеваемости, им важно, как я сейчас учусь, какие оценки приношу... А мне бы дорогу свою найти... Очень боюсь, что в жизни потеряюсь, пропаду».
Результатом становится отложенный выбор: выпускники школ идут в вуз, который становится своеобразной «камерой хранения» их детства.
Так как же сегодня личностно и профессионально определяются старшеклассники? Причем не старшеклассники вообще, а юноши и девушки, живущие не в столице, а в небольших провинциальных городах, в частности в городках Подмосковья.
Некоторую «информацию к размышлению» мы получили в ходе исследования, которое было проведено среди учеников старших классов общеобразовательных школ подмосковных городов Электросталь и Дубна, а также студентов университета «Дубна».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в ситуациях реального взаимодействия со старшеклассниками. Во-первых, мы провели несколько фокус-групп; во-вторых, данные были получены в ходе консультативной работы со старшеклассниками, которые обращались в центры профессиональной ориентации.
В качестве исследовательского инструментария использовалась батарея методик, в которую вошли: самоактуализационный тест Э. Шострома (САТ) в модификации Л. Гозмана, М. Кроза и М. Латинской, методика Е.Б. Фанталовой, а также специально разработанный Т. Вишняковой структурированный опросник. В ситуации консультирования мы использовали также проективный метод культурных аналогов (написание авторской сказки с последующим ее содержательным и семантическим анализом).

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "PankreatitPro.ru". Причины возникновения и симптомы панкреатита, виды, лечение и правильное питание, как снять боль при панкреатите, какую минеральную воду пить при панкреатите, гормоны поджелудочной и их функции, как восстановить работу поджелудочной железы, что делать при псевдотуморозном панкреатите и другая полезная информация. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://pankreatitpro.ru/.

Полученные результаты выполняли не только диагностическую, но и терапевтическую функцию, а также становились важными моментами психологического сопровождения: сначала мы вместе с юношами и девушками осмысливали данные результаты, а затем на их основе составляли феноменологические портреты.
Единственный тест, который позволял получить количественно сопоставимые данные об особенности представлений и отношения старшеклассников к себе и другим на осознаваемом уровне, — САТ. Анализ базовых шкал этого теста помогал понять особенности психологического времени личности, а также определить, насколько юноши и девушки способны опираться на себя, а насколько нуждаются в поддержке извне. Дополнительные шкалы САТ позволяли выявить представленность в мировосприятии старшеклассников гуманистических ценностей, самоотношение старшеклассников и отношение к другим людям.
Методика авторской сказки давала возможность в обход психологических механизмов защиты войти во внутренний мир каждого и получить представление о глубинном эмоциональном содержании представлений о себе, других, мире в целом.
Методика Е.Б. Фанталовой помогала углубить представление о содержании тех ценностей, которые лежат в основе личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.
Методика «Структурированный опросник» позволила выявить особенности профессионального самоопределения, то есть понять, ориентируются ли старшеклассники в большей степени на овладение конкретной профессией, или мы имеем дело с отсрочкой выбора путем получения высшего образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

При анализе результатов мы ориентировались на три основных показателя: психологическое время личности; наличие или отсутствие опоры на себя; представление о собственном профессиональном пути. Прежде всего выделили особенности психологического времени личности каждого испытуемого. В ходе анализа полученных данных по критерию компетенции во времени отчетливо выделились две группы старшеклассников (мы условно обозначили их буквами «А» и «Б»). В ходе дальнейшего анализа материала внутри каждой из этих групп отчетливо обозначились по две подгруппы (по критерию «Поддержка»).
В результате были выделены несколько групп, у каждой из которых свои особенности внутреннего мира, влияющие на профессиональное самоопределение.

ГРУППА А

Общим для старшеклассников группы А (в нее вошли 40% от общего количества принявших участие в исследовании) стали показатели по шкале компетенции во времени. Они были ниже предусмотренных тестом «средних значений нормы». Это означает, что вошедшие в подгруппу старшеклассники ориентированы в своем бытии лишь на один из отрезков временной шкалы. В основном они не живут «здесь и сейчас», а пребывают либо в психологическом прошлом, либо в нереалистическом будущем. В этой группе выделились две подгруппы.

«Не хочу быть взрослым!»
Так условно мы назвали подгруппу А1. Для вошедших в нее старшеклассников характерно нарушение целостности психологического времени (они либо сползают в прошлое, либо «отлетают» от реальности в мир мечты и грез), а также отсутствие опоры на себя. Преобладает ощущение абсолютной беспомощности, страх перед миром и стремление защититься привычными детскими способами: «быть послушным», «мечтать и фантазировать», «раствориться в других людях», «прилепиться к более сильному партнеру», который скажет, как надо, поможет решить, защитит, возьмет на себя всю ответственность. Не случайно все они крайне зависимы от оценки окружающих (особенно воспитывающих взрослых) и, если вспомнить хрестоматийное определение Э. Фромма, «бегут от свободы», а значит, и от любых жизненных выборов.
Оказалось, что большинство из вошедших в эту группу юношей и девушек — единственные (или младшие) дети достаточно благополучных, обеспеченных родителей.
Охарактеризуем основные компоненты образа мира.
Их внутренний мир так и хочется назвать словом «мирок». Они нередко идентифицируют себя с такими героями сказок и мультиков, как Черепашка, которая «на солнышке лежит и на солнышко глядит», Винни-Пух с опилками в голове, Ослик Иа, Пеппи-Длинный Чулок и т.п. Все это герои с детским инфантильным мировосприятием: они живут по принципу удовольствия (З. Фрейд) и панически боятся трудностей, боли, страдания.
Мир «за окном» представляется им угрожающим и опасным, в нем мало шансов найти опору и поддержку. Представления о реальности поразительно наивны; они стремятся действовать «как надо». Перед будущим испытывают страх, очень боятся своей несостоятельности.
Кстати, многие представители этой группы весьма интеллектуальны; зачастую они хорошо учатся и предпочитают точные науки, обожают компьютерные игры и книги в жанре фэнтези. Достаточно низкий уровень рефлексии своих чувств и потребностей сочетается с отрицательным отношением к себе (по типу «я хуже других»).
Как показал дальнейший анализ, с собственными ценностями у этих старшеклассников «большая напряженка».
Конфликтными сферами для них являются «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «любовь», «счастливая семейная жизнь». Ну что же, это вполне закономерно: «хорошие девочки и мальчики» полностью погружены в родительскую семью, они боятся покинуть ее. Отметим равное количество юношей и девушек в подгруппе, то есть, видимо, такое отношение к перечисленным жизненным сферам не определяется половыми различиями, а является характерной особенностью старшеклассников данной подгруппы.
Ценность «наличие хороших и верных друзей» отмечается как высокозначимая сегодня и достаточно доступная в будущем. Отметим, что для старшеклассников данной подгруппы эта ценность является одной из наиболее важных.
Такие жизненные ценности, как «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», «познание», «творчество», «уверенность в себе» и «свобода как независимость в действиях и поступках», для этих старшеклассников имеют низкую значимость, но при этом они полагают, что в будущем такие ценности легко достижимы.
Таким образом, можно сказать, что представители данной подгруппы испытывают серьезные трудности с личностным самоопределением.
А как обстоит дело с самоопределением профессиональным?
Все представители этой подгруппы собираются поступать в вуз и уже определились, в какой именно. И хотя в качестве мотивов (или мотивировок?) 67% называют «возможность получения желаемой профессии», более честны те 33%, которые написали, что выбрали вуз, так как «он находится в нашем городе».

«Выбор без выбора»
Так можно назвать подгруппу А2. Для старшеклассников, которых мы отнесли к этой подгруппе (16% от всего количества), тоже характерна ориентация лишь на один из отрезков временной шкалы (чаще это «слипшееся» настоящее—будущее). Однако они опираются на себя и уже самоопределились: намерены «жить так, как живут их родители». Уже эти факты позволяют говорить о том, что перед нами «выбор без выбора», — та самая «предрешенность», или «досрочное, преждевременное самоопределение», которое исследовал и описал Д. Марсиа, канадский последователь Эрика Эриксона. Этот феномен юношеского самоопределения имеет место в том случае, когда выбор сделан не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения и характеризуется некритичным принятием ценностей семьи, общества, референтной группы.
А раз выбор (хотя и без выбора) уже совершен, юношам и девушкам, вошедшим в эту подгруппу, не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.
Охарактеризуем основные компоненты образа мира представителей этой подгруппы.
Выраженная категоричность мышления приводит к тому, что их мир лишен оттенков («или все хорошо — или все плохо»; «или пан — или пропал»; «правила есть правила»).
Для данной подгруппы характерен высокий уровень самопринятия и средний уровень самоуважения. Внешне они не принимают критику в свой адрес, хотя достаточно зависимы от мнения и оценки значимых окружающих.
Подгруппа характеризуется сформированными в достаточной степени ценностями, которые находят свою реализацию в поведении. Преобладают «семейные ценности» (здоровье, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, интересная работа, любовь, наличие хороших и верных друзей).
А вот ценности «свобода как независимость в действиях и поступках», «уверенность в себе», «познание», «активная, деятельная жизнь», «творчество» не значимы, что явно свидетельствует об отказе от самостоятельности. Таким образом, можно предположить, что старшеклассникам этой подгруппы в будущем будет крайне сложно преодолеть стереотипность поведения.
Стереотипность, стремление «повторять жизнь родителей», «действовать по шаблону» делает излишней внутреннюю работу по личностному самоопределению.
А как обстоит дело с самоопределением профессиональным? Все 100% представителей подгруппы уже знают, в какое учебное заведение будут поступать по окончании школы. Хотя определили будущую профессию лишь 25%. Для остальных значение имеют «наличие в вузе военной кафедры» (50%), «легче всего поступить» (25%).
И хотя все представители данной подгруппы говорят о «самостоятельном выборе», профессиональное самоопределение здесь явно отсутствует.

ГРУППА В

В группе В (60% от общего количества испытуемых) показатели по шкале компетентности во времени находятся в зоне «условной» нормы, что свидетельствует об относительной целостности психологического времени личности, способности жить «здесь и сейчас». Присутствует у этих школьников и «опора на себя».

«Реалисты-прагматики»
Так условно можно назвать подгруппу В1. Ее представители достаточно трезво воспринимают реальность, предпочитая жить в настоящем времени. Для них не только не характерны проявления нереалистичного восприятия времени («отлет в будущее» или «сползание в прошлое»), но все их бытие сфокусировалось в одной точке: «сегодня», «сейчас». Они четко ставят цели и стремятся руководствоваться ими. Важно отметить, что представителей подгруппы В1 отличает высокий уровень самоуважения и самопринятия.
Удалось выявить еще одну особенность этой группы: основным у наших «реалистов-прагматиков» является модус «иметь» (Э. Фромм): они убеждены в необходимости любой ценой стать обладателями всего набора материальных жизненных благ.
Характеризуются относительной способностью воспринимать связь прошлого, настоящего и будущего, переживать настоящее во всей его полноте. Причем настоящее имеет очень большое значение.
Мир интересует в большей степени с точки зрения реализации своих возможностей и потребностей, поэтому, в зависимости от ситуации, он может восприниматься и как «хороший», «справедливый», и как «чужой», «непонятный».
Достаточно позитивное представление о себе в настоящем, высокая степень самоуважения, но самопринятие, самооценка колеблется вместе с оценкой значимых окружающих. Свойственно представление о себе как о человеке, обладающем лучшими качествами, чем другие. Если это ставится под сомнение другими, сильно переживают, могут уйти в себя.
Если говорить о содержании ценностей, то у них наиболее гармонично представлены такие жизненные сферы, как «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей» и «познание». Неожиданностью для нас стало то, что вечная ценность молодости «любовь» оказалась для них не столь уж и значимой. Возможно, именно поэтому наиболее конфликтной и проблематичной для представителей этой подгруппы становится «счастливая семейная жизнь».
А вот активная, деятельная жизнь может определяться как интересная, полная событий и впечатлений. Сфера «познание» в представлении этой подгруппы приобретает, видимо, похожий смысл. Подгруппа высоко оценивает и считает доступной в будущем такую сферу, как «уверенность в себе», в то время как «свобода» представляется им не слишком значимой сегодня, но доступной в будущем.
Напрашивается вывод, что особенностью личностного самоопределения старшеклассников данной подгруппы является ориентация на достижение желательного образа жизни и обладание материальными благами.
Сказывается ли эта тенденция на профессиональном самоопределении этой подгруппы? Несомненно. Она проявляется в том, что их выбор вуза более осмыслен и четко корреспондирует с тем желательным образом жизни, который они выбрали для себя. Именно «под него» выбирается соответствующая профессия. И хотя, как и в ранее проанализированных подгруппах, все опрошенные были ориентированы на поступление в вуз, однако это был не «любой вуз родного города», а вуз, который готовит специалистов по конкретной профессии. Большая часть старшеклассников подгруппы (87%) осознанно выбрала конкретную профессию («профессия нравится», «есть перспективы карьерного роста»). На выбор учебного заведения влияли не только «возможность получить желаемую профессию» (29%), но и «наличие военной кафедры» (29%), «учебное заведение находится в нашем городе» (29%), «престижность» (13%).
На самостоятельность выбора указали 87% опрошенных, на помощь взрослых (не родителей) — 13%.
Итак, основой личностно-профессионального самоопределения для этой подгруппы является ориентация на достижение желательного образа жизни и материальных ценностей.

«Борцы и лидеры»
Подгруппа В2 составляет чуть больше половины от общего количества группы В (53%). Эту подгруппу отличает достаточно высокая (ближе к верхней границе нормы) способность воспринимать целостность своей жизни в сочетании с чрезвычайно высокой «опорой на себя». Высокий уровень независимости ценностей и поведения от воздействий извне свидетельствует о стремлении руководствоваться собственными целями, ценностями, убеждениями, принципами. Перед нами — явные борцы и лидеры. Они гораздо более активны, чем их сверстники, и сами понимают и принимают это. Вот как говорит об этом одна из представителей группы: «Да, я активная. У меня активная жизненная позиция, — так мама шутит. У меня много дел. Много друзей. У меня нет свободного времени. Я — активный человек».
Представители данной подгруппы способны позитивно оценить свои достоинства, положительные качества, уважать себя за них, а также принимать себя такими, какие есть, независимо от мнения и оценки их другими людьми, а возможно, и вопреки последним. Их собственное мнение является для них самодостаточным и часто основным.
Стремятся поскорее «уйти» из мира детства и вступить во взрослую жизнь. В школе эта тенденция порой проявляется в несколько демонстративном поведении, цель которого — во что бы то ни стало отстоять свое мнение.
В единстве представлены стремление переживать настоящий момент жизни во всей его полноте и устремленность в будущее.
Мир воспринимается как вершина, которую необходимо завоевать. Противоречивость чувств заставляет порой использовать не совсем адекватные способы «завоевания» мира.
Высокий уровень самопринятия, который не зависит от мнения и оценки других. Уверенность. Могут идти наперекор тому, что другие считают правильным.
Присутствует тенденция делить других на хороших и плохих. «Хорошие» — это люди «своей группы крови», сильные и опытные, которые могут быть полезны либо служить примером для подражания. Таких, как правило, немного. Остальные «хуже меня», а значит, не заслуживают внимания.
Ценности «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «материально обеспеченная жизнь» представлены как высокозначимые, но наименее доступные в будущем. Наиболее гармонично представлены сферы «познание», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «свобода как независимость в действиях и поступках».
Отметим: это единственная группа старшеклассников, которая не только достаточно высоко оценивает «свободу и независимость в действиях и поступках», но и считает ее достижимой в будущем. «Активная, деятельная жизнь», «творчество» в настоящем оцениваются недостаточно высоко, однако в будущем могут быть успешно освоены.
Для представителей данной подгруппы характерны ориентация на достижение высокого социального статуса в будущем, а также способность уже сегодня решать задачи своего профессионального самоопределения, то есть совершать осознанный и самостоятельный выбор профессии.
Профессию выбрали 75% старшеклассников этой подгруппы, лишь для 25% выбор оказался затруднительным. Профессия выбрана или будет выбираться по следующим критериям: «нравится» (38%), «наиболее востребована на рынке труда» (25%), «полезна для общества» (25%), «престижна» (12%).
Все представители данной подгруппы ориентированы на поступление в вуз, но мотивация здесь принципиально отличается от других групп: они понимают ценность образования и рассматривают его как необходимое условие жизненного успеха.
Если окинуть взглядом все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что только представители подгруппы В2 обладают таким уровнем личностного развития, который позволяет им осуществлять эффективное профессиональное самоопределение, совершать самостоятельный осознанный выбор.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Наши результаты показывают, что эффективное профессиональное самоопределение старшеклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.
По-видимому, сегодня помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко. Речь необходимо вести о единстве профессионального и личностного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Ну что же, «цифирь озвучена». Как видим, с точки зрения личностно-профессионального самоопределения явно выделились две группы старшеклассников, очень по-разному ориентированные и диаметрально противоположные с точки зрения жизнеспособности в современном мире.
Знание же особенностей различных групп старшеклассников при личностно-профессиональном самоопределении поможет организовать продуманное психологическое (а лучше — психолого-педагогическое) сопровождение. Не натаскивание, не информирование, а именно сопровождение. Оно потребно детям в переходный период жизни.
Думается, задача школьных психологов (вместе с родителями и педагогами) — помочь старшекласснику отнестись к себе как к человеку, способному осознанно выбирать сферу приложения своих сил, способному отвечать за себя, уверенно жить и действовать не только в мире формул и компьютерных программ, но и в непростой реальности.
Если хотите, таков новый социальный заказ. Ведь социальный заказ вытекает не из деклараций и документов, а из реальных действий государства по отношению к своим гражданам. Эти реальные действия всем нам хорошо известны: государство отказалось (и слава богу!) от патерналистской позиции. Оно больше не отвечает за жизнь человека. Остались в прошлом гарантии права на труд и отдых, на бесплатное высшее образование и достойную старость.
Миф о «детях великой страны», а с ним и детская инфантильная позиция приказали долго жить. Сами условия бытия обязывают каждого россиянина стать хозяином своей жизни и ее творцом. А значит, надо, как советовал в послеоктябрьский период великий русский философ С. Франк, «искать мужества и веры в самих себе».
Вот в этом мы можем и должны помочь старшеклассникам: найти точку опоры в себе, мужество жить, веру в себя, познать себя и свои возможности, научиться разбираться в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с рынком труда и научиться быть профессионалами. Ибо только профессионализм гарантирует независимость и материальный достаток.

ДВА ВЫВОДА

1) Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать формирование такого уровня развития личности, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Такое самоопределение мы называем личностно-профессиональным и считаем его целью и ориентиром психологического сопровождения старших школьников.
2) Наиболее адекватным подходом к оказанию психологической помощи старшекласснику в период профессионально-личностного самоопределения является психологическое сопровождение. Целью-ориентиром психологического сопровождения является не выбор конкретной профессии, а создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способности опираться на себя, то есть относиться к себе как к субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
Завершающим многоточием статьи пусть будет голос старшеклассника, который воспользовался психологической помощью в непростой период профессионально-личностного самоопределения: «По себе знаю: когда человек изменяется и не знает, куда пойти, ему просто необходим психолог. А то ведь крыша едет... Мне работа с психологом дает ощущение надежности, помогает пережить неудачи. А еще — увидеть перспективу и поверить в себя, когда кажется, что силы на исходе».

Наталья ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук

ЛИТЕРАТУРА

Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
Климов Е.А. Психология профессионала. М. — Воронеж, 1996.