Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ШКОЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ:
РЕАЛЬНОСТЬ И МЕЧТЫ

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией...
Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем.

В ЧЬЕМ ВЕДЕНИИ?

К сожалению, на высшем государственном уровне школьная профориентация не поддерживается. Даже непонятно, к какому ведомству эта деятельность относится — к Министерству образования или к Министерству труда и социального развития.
Формально получается, что школьная профориентация относится к Министерству образования, ведь в должностной инструкции педагога-психолога сказано, что он «оказывает помощь школьникам... в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем... выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующую развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения».
Реально профориентационная работа ведется в службах занятости, относящихся к Министерству труда. Однако в нормативных документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга»...
Да и со взрослым незанятым населением профориентационная работа потихоньку свертывается. Видимо, оптимальное распределение и использование человеческого ресурса страны (а ведь это — важнейшая управленческая задача!) считается высшим руководством страны менее важной задачей, чем торговля нефтью и газом.

ПЕЧАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ

Таким образом, школьная профориентация переживает у нас сейчас далеко не лучшие времена. Правда, в ряде школ администрация и педагоги прекрасно понимают, что профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится.
Заметим, что в «Законе Российской Федерации об образовании» (1992), в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...».
В некоторых школах как-то пытаются помогать своим выпускникам, но часто это делается не очень квалифицированно. Например, приглашаются психологи со стороны, которые за короткое время (и нередко за весьма приличные деньги, собранные с родителей) проводят обследования в старших классах и каждому ученику потом выдают рекомендации. И хотя такой вариант профориентации все-таки лучше, чем никакой, специалисты называют такую работу обычной профанацией. Настоящая же профориентация должна проводиться на постоянной основе.
Многие школьные психологи профориентацией с подростками, увы, не занимаются, ограничиваясь работой с детьми более младшего возраста в режиме обычных психодиагностических обследований и психокоррекции.
К большому сожалению, во многих психологических и педагогических вузах, где готовят школьных психологов, профориентация преподается очень слабо, а то и вовсе отсутствует в учебных программах.
Сейчас в школах процветают психодиагностика, психокоррекция, психотерапия. За отсутствие профориентационной работы в школе фактически никого не наказывают. Да и как проводить эту работу и, соответственно, как ее контролировать, теперь уже мало кто знает.
Таковы печальные реалии школьной ориентации в стране, которая еще сама толком не разобралась, какой ей быть и к чему стремиться...

В ТЕЗИСНОМ ПОРЯДКЕ

И все-таки надо быть оптимистом и исходить из того, что профориентация будет востребована школой и обществом в ближайшей перспективе. И тогда возникает вопрос: «Как может участвовать в профориентационной работе школьный психолог?» Ниже в тезисном плане мы представляем некоторые наши соображения по этому поводу.
Во-первых, профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Во-вторых, профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы заключается в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на решение общей задачи — формирование полноценных граждан своей страны. Заметим, что в этом профориентация близка к самым важным управленческим задачам на самых высших уровнях. Ведь зачем нужен руководитель? Руководитель работает не со станками, не с ресурсами, не с финансами: настоящий руководитель работает со своими подчиненными, то есть с людьми.
Работники кадровых служб любого солидного предприятия постоянно общаются с самым высшим руководством, поскольку и руководители, и кадровики работают с людьми (с персоналом). Но тогда и все специалисты, занимающиеся профориентацией, просто обязаны взаимодействовать с руководителями на уровне районов, городов, регионов, а может, и всей страны...
В-третьих, полноценная система профориентационной помощи должна включать следующие социальные институты: школу, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи
и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и т.д. Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным инициатором («возмутителем спокойствия») организации профориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги.
В-четвертых, на уровне самой школы работа также должна быть системной, то есть в ней должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.
Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии...
Важно, чтобы взаимодействие всех участников профориентационного процесса не получилось формальным. Организатором и координатором такой работы должен быть именно школьный психолог, специально обученный и подготовленный для этого.
Как быть, если таких психологов в школе нет? Например, может ли выполнять такую работу школьный учитель труда или просто классный руководитель? Мы знаем примеры, когда и такие специалисты вели профориентационную работу заинтересованно и успешно. Но в большинстве случаев учителя труда и классные руководители в одиночку с такой работой не справляются. Главная причина таких неудач заключается в том, что у школьных педагогов и так большая нагрузка, а заниматься профориентацией как бы между прочим — это принижать ее значение в подготовке школьников к жизни.
В-пятых, профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»...
Настоящая профориентация должна включать в себя:
курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив;
работу с подгруппами и микрогруппами (в 2–4 человека), где в интимной обстановке обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга. Здесь уже в психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).
В-шестых, профориентационная работа должна включать следующие направления:
профинформацию (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда);
диагностику (в идеале — помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);
коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками);
оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков: в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм — это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);
помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
В-седьмых, профориентационная работа должна строиться как на обязательной, так и на добровольной основе. Например, некоторые формы и методы вообще могут использоваться лишь с согласия школьников. К таким формам и методам можно отнести сложные психодиагностические методики, индивидуальные профконсультации или профориентационные игры.
Но переводить всю профориентацию на добровольную основу было бы ошибкой, ведь далеко не каждый педагог или психолог может так увлечь школьников, чтобы они занимались профориентацией, забыв обо всем на свете. Это особый, то есть редкий талант педагога, и давайте не будем себя в этом обманывать.
Надо помочь школьнику относиться к профориентации серьезно, а именно — включить некоторые занятия по профориентации в расписание — в этот важнейший документ, регламентирующий действия учеников, педагогов и администрации школы.
В-восьмых, профориентационная помощь должна оказываться старшеклассникам в основном бесплатно. К сожалению, во многих школах, особенно в столичных городах, фактически уже происходит переход на платное образование, основанное скорее на откровенном вымогательстве, чем на цивилизованных рыночных механизмах.
Схема такого вымогательства проста. Обучение детей проходит по заведомо усложненным («инновационным») программам. Многие школьники самостоятельно освоить их не в состоянии, и тогда родителям намекают, что с их детьми «надо заниматься дополнительно, и желательно с нашими же педагогами... и, естественно, за определенную плату». Родители могут, конечно, сами помогать детям делать домашние задания, но при этом многие педагоги «в отместку» все равно снижают оценки ученикам, имеющим таких несговорчивых родителей...
Вот и возникает вопрос: должен ли школьный психолог, занимающийся профориентацией, включаться в такие псевдорыночные отношения? Усугубляется проблема тем, что школьным работникам унизительно мало платят, что профориентация сейчас формально не поощряется, а часто рассматривается лишь как личная инициатива педагога или школьного психолога.
Есть еще одна деликатная грань в вопросе оплаты школьных профориентационных услуг. Старшеклассники прекрасно видят, что многие работающие с ними учителя и психологи получают очень маленькую зарплату и фактически, с их точки зрения, являются неудачниками. И вот эти неудачники начинают им, школьникам, советовать, как выбирать профессию и как планировать успешную карьеру. Не обрекаем ли мы таким образом всю школьную профориентацию на провал?

ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ

Так что же мы, педагоги и психологи, можем сделать сейчас, несмотря на все имеющиеся проблемы?
Во-первых, несмотря ни на что, нужно стараться проводить профориентационную работу так, чтобы потом нам не было стыдно за то, что мы не выполняем, быть может, самого главного своего профессионального предназначения.
Во-вторых, везде, особенно на важных совещаниях и конференциях, необходимо остро ставить вопрос о необходимости развития профориентации. Основными направлениями такого развития являются: организация взаимодействия разных социальных институтов, специальная подготовка школьных психологов к проведению профориентационной работы, создание в школе условий для полноценной системной профориентации. Особенно необходимо подчеркивать актуальность соответствующей оплаты труда школьных педагогов и психологов.
Мы считаем, что такие «странноватые» выступления на ответственных совещаниях и конференциях очень важны для развития не только отечественной профориентации, но и всей школьной системы образования...

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
г. Москва