Я В ПСИХОЛОГИ ПОЙДУ...
Сколько в России психологов? В одной только
Москве в процесс подготовки специалистов этого
профиля включены несколько десятков
государственных и прочих вузов. В стране более
полутысячи учебных заведений ежегодно
выбрасывают на рынок труда сотни молодых и не
очень людей, получивших квалификацию «психолог».
Много нас, много. Хороших и... разных. Пришедших в
профессию либо по велению чуткой души, либо из
любопытства, либо случайно, либо из практических
соображений. И ряды наши все продолжают
пополняться...
Читатели знают не хуже меня: практически в каждом
школьном выпуске хоть один да желает стать тем
же, чем являемся мы. Психологом. «Помогателем».
«Спасателем». «Знатоком человеческих душ». Такой
ученик приходит к психологу за советом,
поддержкой, подтверждением правильности
выбранного пути. Что сказать ему? Как остаться
объективным в этой греющей душу ситуации?
Представим себе такую вот гипотетическую
профконсультацию, где на приеме у школьного
психолога... будущий психолог.
Прежде всего, давайте честно скажем нашему
потенциальному коллеге (как знать, может быть,
будущему светилу психологической науки!), что нас
действительно много. И это не самая «хлебная»
профессия, и в ближайшее время ее финансовый
потенциал не увеличится. Почти уверена, что в
этом эпизоде беседы наш собеседник возмущенно
замашет руками: мол, причем тут деньги, когда речь
идет о призвании! Отлично, об этом стоит
поговорить подробнее с юным энтузиастом.
Сложилось устойчивое убеждение, что если человек
пользуется доверием у своих друзей,
«профессионально» работает в своем кругу
«жилеткой», а его советам если и не следуют, то, по
крайней мере, к ним прислушиваются, то ему надо
идти в психологи. Это убеждение по сути своей
является заблуждением по двум важным причинам.
Причина первая. Да, умеющий слушать и помогать
словом — по природе своей, воспитанию, духу —
житейский психолог. Однако это не повод делать
данный дар профессией. Одно дело — помогать и
советовать ближним, что называется, по велению
сердца, в свободное от основной работы время, и
совсем другое — по профессиональной
обязанности. Одно дело — опираться на здравый
смысл, наитие, Богом данную проницательность, а
другое — на присвоенные в процессе долгой и
сложной учебы знания, умения и навыки, критически
относясь к тому самому пресловутому наитию и
здравому смыслу. И вообще, что же это за жизнь
такая у человека получится: быть «жилеткой» и на
работе, и дома, и в будни, и в отпуске?!
Причина вторая. Психология — профессия обширная
и многоликая. В ней найдется место людям разным.
Несправедливо сводить эту профессию лишь к тем
практическим сферам, в которых речь
действительно идет о помощи, поддержке, поиске
ресурсов для развития.
Психолог — исследователь, психолог —
прикладник, психолог — практик, психолог —
преподаватель. Как минимум четыре ипостаси у
этой профессии. И они очень разные с точки зрения
задач деятельности, характера подготовки,
требований к личностным возможностям человека...
Можно познакомить соискателя профессии
«психолог» с таблицей «Ипостаси психологической
профессии». Пусть поищет в ней себя и свое
будущее, соотнесет свои идеальные романтические
представления с реальностью.
Предположим, наш собеседник и после консультации
все равно убежден в правильности своего выбора.
Хороший признак. Значит, можно продолжать
профориентацию. Пришло время спросить его (ее), а
что он (она) делает для того, чтобы стать
психологом. Учит биологию? Штудирует математику?
Речь не об этом.
Хороший психолог — это широко образованный
человек, тонко чувствующий и понимающий мир
художественного слова, культурных образов и
символов. Это человек с хорошо поставленным
мышлением, развитой наблюдательностью, тонким
умом. Ему интересно с другим человеком, с самим
собой. Он видит хитросплетения человеческих
связей за внешним лоском этикета, он
чувствителен к настроениям, нюансам отношений и
чувств. Он такой, потому что много читает, ходит в
театры, много общается с интересными, умными
людьми. Так что же делает наш юный коллега для
того, чтобы стать хорошим психологом?
Предположим, нас услышали, поняли и приняли к
сведению. Возможно, что с этого дня домашняя
библиотека нашего соискателя пополнится
настоящей литературой, и книги эти будут
читаться, и на полях их будут появляться
пометки...
Значит, пришел черед для последнего вопроса.
Давайте спросим нашего консультируемого: все ли
люди, по его мнению, должны быть компетентны в
области психологии, стремиться к познанию себя,
своего внутреннего мира? Если он ответит «нет»,
консультацию можно заканчивать с чувством
хорошо сделанного дела. Если скажет «да», ну что
ж... ему (ей) предстоит еще долго учиться настоящей
психологии. Есть время подумать.
ИПОСТАСИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ
|
Исследователь |
Прикладник |
Практик |
Преподаватель |
Задачи
Деятельности |
Понимание и
объяснение психических явлений, овладение
законами развития и функционирования
психического |
Применение
психологических закономерностей для развития и
успешного функционирования той или иной сферы
социальных отношений. Овладение законами
функционирования психики в определенной
общественно-полезной деятельности (инженерной,
управленческой, др.) |
Решение
актуальных для человека и группы людей проблем
психологического развития и функционирования в
определенных условиях; содействие личностному
росту и самопознанию |
Передача суммы
профессиональных знаний, умений и навыков,
трансляция личного опыта и личностных смыслов,
помогающих ученику самоопределяться в мире
профессиональных ценностей |
Методы |
Наблюдение,
самонаблюдение, эксперимент, интервью,
тестирование, математическое моделирование,
статистическая обработка данных |
Проектирование
среды жизнедеятельности на основе
психологических принципов, психодиагностика,
психологическое обучение и организационное
консультирование |
Психологическое
консультирование, психокоррекция и
профилактика, обучение и психотерапия |
Традиционные и
современные технологии психологического
образования и трансляции личного опыта |
Наименование
объекта |
Индивид
Испытуемый
Респондент
Субъект
Человек |
Клиент |
Клиент
Пациент |
Ученик
Коллега |
Необходимые
знания |
Научная
психология гуманитарного и естественно-научного
направлений, методология и методы научного
исследования, математика, логика, биологические
науки, широкое гуманитарное образование |
Знание
соответствующих отраслей научной психологии,
навыки математического и научного
моделирования, проектирования, исследования,
знание психотехник диагностического и
воздействующего характера, навыки обучения |
Широкое
академическое образование (прежде всего —
гуманитарное), научная и практическая
психология, исследовательские навыки, знание
психотехник диагностического и воздействующего
характера |
Глубокие и
разносторонние научные познания (в психологии и
смежных гуманитарных и биологических отраслях),
общекультурная образованность, знания в области
риторики и психотехник воздействия |
Требования
к личности специалиста |
Дисциплинированность,
старательность, тщательность, высокая
социальная ответственность; структурированное,
развитое мышление; научная интуиция; гибкость
ума, интерес к познанию закономерностей и
принципов; объективность |
Гибкость и
острота ума, наблюдательность; общительность,
открытость, склонность к сотрудничеству;
развитые аналитические способности,
рефлексивные способности |
Гибкость и
острота ума, наблюдательность, общительность,
открытость, склонность к сотрудничеству и
эмпатии, развитая мотивация помощи; развитая
интуиция, рефлексивные способности |
Развитое
понятийное мышление, артистизм, высокая
коммуникативная культура, эмоциональная
открытость, развитая педагогическая мотивация |
Субъективная
привлекательность деятельности |
Возможность
самореализации для человека, склонного к
объективному познанию мира, других людей и
самого себя |
Возможность
самореализации для человека, склонного к
практической деятельности, обладающего
задатками менеджера и интересом к внутреннему
миру других людей и своему собственному |
Возможность
самореализации для человека, обладающего
выраженной мотивацией помощи, заинтересованного
в собственном личностном росте |
Возможность
самореализации для человека с выраженными
демонстративными чертами характера и
научно-педагогическим складом ума |
Сфера
применения профессиональных знаний и умений |
Научно-исследовательские
учреждения академического и ведомственного
подчинения, университеты |
Сфера
производства, управления, средства массовой
коммуникации, социальная сфера |
Психологические
центры, консультации, частная практика |
Высшие и
средние специальные учебные заведения |
Заинтересованность
общества в специалисте |
Общество
заинтересовано в получении информации, важной
для понимания и управления человеческим
поведением в различных социально значимых
ситуациях |
Психологическое
обеспечение различных сфер социальной жизни
общества и конкретного человека |
Оказание помощи
людям, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Формирование
профессиональной культуры, систематизация
знаний, подготовка специалистов |
Критерии
эффективности |
Знания,
обеспечивающие прогноз и возможность управления
человеческим поведением |
Эффективная
деятельность человека в определенной сфере
социальной жизни |
Адаптация
человека в трудной жизненной ситуации,
высвобождение психических ресурсов для
развития, творчества |
Подготовка
высокопрофессиональных специалистов |
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |