Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2003


ГИЛЬДИЯ

Я В ПСИХОЛОГИ ПОЙДУ...

Сколько в России психологов? В одной только Москве в процесс подготовки специалистов этого профиля включены несколько десятков государственных и прочих вузов. В стране более полутысячи учебных заведений ежегодно выбрасывают на рынок труда сотни молодых и не очень людей, получивших квалификацию «психолог». Много нас, много. Хороших и... разных. Пришедших в профессию либо по велению чуткой души, либо из любопытства, либо случайно, либо из практических соображений. И ряды наши все продолжают пополняться...
Читатели знают не хуже меня: практически в каждом школьном выпуске хоть один да желает стать тем же, чем являемся мы. Психологом. «Помогателем». «Спасателем». «Знатоком человеческих душ». Такой ученик приходит к психологу за советом, поддержкой, подтверждением правильности выбранного пути. Что сказать ему? Как остаться объективным в этой греющей душу ситуации?
Представим себе такую вот гипотетическую профконсультацию, где на приеме у школьного психолога... будущий психолог.
Прежде всего, давайте честно скажем нашему потенциальному коллеге (как знать, может быть, будущему светилу психологической науки!), что нас действительно много. И это не самая «хлебная» профессия, и в ближайшее время ее финансовый потенциал не увеличится. Почти уверена, что в этом эпизоде беседы наш собеседник возмущенно замашет руками: мол, причем тут деньги, когда речь идет о призвании! Отлично, об этом стоит поговорить подробнее с юным энтузиастом. Сложилось устойчивое убеждение, что если человек пользуется доверием у своих друзей, «профессионально» работает в своем кругу «жилеткой», а его советам если и не следуют, то, по крайней мере, к ним прислушиваются, то ему надо идти в психологи. Это убеждение по сути своей является заблуждением по двум важным причинам.
Причина первая. Да, умеющий слушать и помогать словом — по природе своей, воспитанию, духу — житейский психолог. Однако это не повод делать данный дар профессией. Одно дело — помогать и советовать ближним, что называется, по велению сердца, в свободное от основной работы время, и совсем другое — по профессиональной обязанности. Одно дело — опираться на здравый смысл, наитие, Богом данную проницательность, а другое — на присвоенные в процессе долгой и сложной учебы знания, умения и навыки, критически относясь к тому самому пресловутому наитию и здравому смыслу. И вообще, что же это за жизнь такая у человека получится: быть «жилеткой» и на работе, и дома, и в будни, и в отпуске?!
Причина вторая. Психология — профессия обширная и многоликая. В ней найдется место людям разным. Несправедливо сводить эту профессию лишь к тем практическим сферам, в которых речь действительно идет о помощи, поддержке, поиске ресурсов для развития.
Психолог — исследователь, психолог — прикладник, психолог — практик, психолог — преподаватель. Как минимум четыре ипостаси у этой профессии. И они очень разные с точки зрения задач деятельности, характера подготовки, требований к личностным возможностям человека...
Можно познакомить соискателя профессии «психолог» с таблицей «Ипостаси психологической профессии». Пусть поищет в ней себя и свое будущее, соотнесет свои идеальные романтические представления с реальностью.
Предположим, наш собеседник и после консультации все равно убежден в правильности своего выбора. Хороший признак. Значит, можно продолжать профориентацию. Пришло время спросить его (ее), а что он (она) делает для того, чтобы стать психологом. Учит биологию? Штудирует математику? Речь не об этом.
Хороший психолог — это широко образованный человек, тонко чувствующий и понимающий мир художественного слова, культурных образов и символов. Это человек с хорошо поставленным мышлением, развитой наблюдательностью, тонким умом. Ему интересно с другим человеком, с самим собой. Он видит хитросплетения человеческих связей за внешним лоском этикета, он чувствителен к настроениям, нюансам отношений и чувств. Он такой, потому что много читает, ходит в театры, много общается с интересными, умными людьми. Так что же делает наш юный коллега для того, чтобы стать хорошим психологом?
Предположим, нас услышали, поняли и приняли к сведению. Возможно, что с этого дня домашняя библиотека нашего соискателя пополнится настоящей литературой, и книги эти будут читаться, и на полях их будут появляться пометки...
Значит, пришел черед для последнего вопроса. Давайте спросим нашего консультируемого: все ли люди, по его мнению, должны быть компетентны в области психологии, стремиться к познанию себя, своего внутреннего мира? Если он ответит «нет», консультацию можно заканчивать с чувством хорошо сделанного дела. Если скажет «да», ну что ж... ему (ей) предстоит еще долго учиться настоящей психологии. Есть время подумать.

ИПОСТАСИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

  Исследователь Прикладник Практик Преподаватель
Задачи
Деятельности
Понимание и объяснение психических явлений, овладение законами развития и функционирования психического Применение психологических закономерностей для развития и успешного функционирования той или иной сферы социальных отношений. Овладение законами функционирования психики в определенной общественно-полезной деятельности (инженерной, управленческой, др.) Решение актуальных для человека и группы людей проблем психологического развития и функционирования в определенных условиях; содействие личностному росту и самопознанию Передача суммы профессиональных знаний, умений и навыков, трансляция личного опыта и личностных смыслов, помогающих ученику самоопределяться в мире профессиональных ценностей
Методы Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных Проектирование среды жизнедеятельности на основе психологических принципов, психодиагностика, психологическое обучение и организационное консультирование Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психотерапия Традиционные и современные технологии психологического образования и трансляции личного опыта
Наименование объекта Индивид
Испытуемый
Респондент
Субъект
Человек
Клиент Клиент
Пациент
Ученик
Коллега
Необходимые знания Научная психология гуманитарного и естественно-научного направлений, методология и методы научного исследования, математика, логика, биологические науки, широкое гуманитарное образование Знание соответствующих отраслей научной психологии, навыки математического и научного моделирования, проектирования, исследования, знание психотехник диагностического и воздействующего характера, навыки обучения Широкое академическое образование (прежде всего — гуманитарное), научная и практическая психология, исследовательские навыки, знание психотехник диагностического и воздействующего характера Глубокие и разносторонние научные познания (в психологии и смежных гуманитарных и биологических отраслях), общекультурная образованность, знания в области риторики и психотехник воздействия
Требования к личности специалиста Дисциплинированность, старательность, тщательность, высокая социальная ответственность; структурированное, развитое мышление; научная интуиция; гибкость ума, интерес к познанию закономерностей и принципов; объективность Гибкость и острота ума, наблюдательность; общительность, открытость, склонность к сотрудничеству; развитые аналитические способности, рефлексивные способности Гибкость и острота ума, наблюдательность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи; развитая интуиция, рефлексивные способности Развитое понятийное мышление, артистизм, высокая коммуникативная культура, эмоциональная открытость, развитая педагогическая мотивация
Субъективная привлекательность деятельности Возможность самореализации для человека, склонного к объективному познанию мира, других людей и самого себя Возможность самореализации для человека, склонного к практической деятельности, обладающего задатками менеджера и интересом к внутреннему миру других людей и своему собственному Возможность самореализации для человека, обладающего выраженной мотивацией помощи, заинтересованного в собственном личностном росте Возможность самореализации для человека с выраженными демонстративными чертами характера и научно-педагогическим складом ума
Сфера применения профессиональных знаний и умений Научно-исследовательские учреждения академического и ведомственного подчинения, университеты Сфера производства, управления, средства массовой коммуникации, социальная сфера Психологические центры, консультации, частная практика Высшие и средние специальные учебные заведения
Заинтересованность общества в специалисте Общество заинтересовано в получении информации, важной для понимания и управления человеческим поведением в различных социально значимых ситуациях Психологическое обеспечение различных сфер социальной жизни общества и конкретного человека Оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации Формирование профессиональной культуры, систематизация знаний, подготовка специалистов
Критерии эффективности Знания, обеспечивающие прогноз и возможность управления человеческим поведением Эффективная деятельность человека в определенной сфере социальной жизни Адаптация человека в трудной жизненной ситуации, высвобождение психических ресурсов для развития, творчества Подготовка высокопрофессиональных специалистов

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук