ПРОГРЕСС! ИЛИ ИЗДЕВКА?
Как там говорил Жванецкий? Состояние запора при
общей бурной деятельности организма? Похоже, что
именно так и функционирует наше правительство,
пытаясь решить многострадальный вопрос о пенсии
за выслугу лет для педагогов-психологов.
Вся история этой проблемы выглядит
целенаправленным издевательством. Психологов в
системе образования, как бы они за свою короткую
историю ни назывались, игнорировали
неоднократно: например, в Постановлении Совета
Министров в 1991 году, в приложении к Постановлению
Совета Министров — Правительства в 1993 году, в
Постановлении Правительства в 1999 году.
Последний раз начальственный взор обратился к
этому вопросу два года назад. Результатом
явилось печально знаменитое Постановление № 79
от 1 февраля 2001 года, в котором маленькая сносочка
лишила права на пенсию практически всех
педагогов-психологов. Возмущенный материал
«Школьного психолога» на эту тему был
опубликован в № 10, 2001 г. на первой странице в
точно такой же траурной рамке, как и сейчас.
В ответ на тогдашний призыв читатели «Школьного
психолога» буквально завалили редакцию
возмущенными письмами. Мы, как и обещали,
передали все эти письма в правительство и
Министерство образования.
Наверное, какое-то действие это оказало. Во
всяком случае, не прошло и двух лет, как появилось
новое Постановление Правительства Российской
Федерации на ту же тему. Его текст в той части, что
касается педагогической деятельности, вы можете
прочитать на сс. 4—5 этого номера «Школьного
психолога».
На первый взгляд, все выглядит просто
замечательно. Все дискриминационные
постановления отменены, а педагоги-психологи
вместе с социальными педагогами наконец-то
попали в список должностей, дающих право на
досрочное назначение трудовой пенсии по
старости (теперь это так называется).
Но, как и раньше, при внимательном прочтении
документа (а это, между прочим, нелегкий труд)
обнаруживается подвох: задвинутый глубоко
внутрь скромный и малозаметный пунктик. В данном
случае это пункт 11 Правил исчисления периодов
работы. Оказывается, педагоги-психологи и
социальные педагоги имеют право на досрочную
пенсию только при работе в учреждениях
нескольких типов, перечисленных в этом пункте.
Да, круг таких учреждений расширился по
сравнению с предыдущим Постановлением. Особенно
радует, что в него попали так называемые
образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, в просторечии
называемые психологическими центрами. Правда, и
здесь не обошлось без ложки дегтя: перечень
наименований таких центров довольно ограничен.
Но главная несправедливость в том, что права на
досрочную пенсию по-прежнему не дает работа
педагогом-психологом или социальным педагогом
ни в школе, ни в интернате, ни в детском саду, ни в
ПТУ.
В общем, кинули нас опять, и снова в
издевательской форме и без всякой логики. Других
слов, пригодных для печати, у меня, например, нет.
Так что искренне порадуемся за коллег из центров
и продолжим добиваться равных прав для всех в
остальных образовательных учреждениях.
Марк САРТАН |