ПУП ЗЕМЛИ
Под здравым смыслом каждый
подразумевает свой собственный.
В.О. Ключевский
ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego — я + centrum
— центр) — позиция личности, характеризующаяся
сосредоточенностью на собственных ощущениях,
переживаниях, интересах и т.п., а также
неспособностью принимать и учитывать
информацию, противоречащую собственному опыту, в
частности исходящую от другого человека. В
основе эгоцентризма лежит непонимание человеком
того, что возможно существование других точек
зрения, а также уверенность, что психологическая
организация других людей тождественна его
собственной.
Важно отметить, что трактовка термина
«эгоцентризм» не одинакова в психологии и в
этике. Большинство философских энциклопедий и
словарей определяют эгоцентризм как негативную
личностную особенность, крайнюю степень эгоизма.
Психологическая трактовка — иная, она не несет в
себе отрицательной моральной оценки, хотя и
подразумевает, что проявления эгоцентризма
могут быть и негативными.
Группа американских психологов попыталась
выяснить, какие понятия преобладают в суждениях
и оценках маленького ребенка, прибегнув к
довольно простому методу исследования. Записав
на магнитофон продолжительные фрагменты детской
речи, психологи подсчитали, какие слова в
высказываниях детей встречаются чаще всего.
Словом-рекордсменом в составленном списке
оказалось местоимение «Я».
Кажется естественным, что не только для ребенка,
но и для человека любого возраста собственная
личность выступает точкой отсчета его
мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом
разговорном языке возникло и такое понятие, как
«ячество» — неумеренное выпячивание
собственного Я, преувеличение значимости своих
суждений при одновременном пренебрежении чужими
мнениями и интересами. В нашем языке прочно
укоренилось иноязычное слово «эгоизм»,
обозначающее преобладание в мировоззрении
человека своекорыстных интересов. Желая
упрекнуть ребенка, старшие иногда называют его
эгоистом. С точки зрения психологов, это не
совсем точно и далеко не всегда справедливо. Чаще
речь следует вести об эгоцентризме, который не
однозначно заслуживает осуждения.
Эгоцентризм
отличается от эгоизма. Последний представляет
собой прежде всего моральную ценностную
ориентацию личности и проявляется в корыстном
поведении вопреки интересам других людей. Эгоист
может осознавать цели и ценности окружающих, но
намеренно пренебрегает ими; таким образом, он
может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же
может вести себя как эгоист, но не обязательно
потому, что он противопоставляет свои интересы
интересам другого, а потому, что чужую позицию он
не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован
на собственных интересах.
В психологии эгоцентризм рассматривается в
различных аспектах, выделяются следующие его
виды: познавательный эгоцентризм,
характеризующий главным образом процессы
восприятия и мышления; моральный эгоцентризм,
проявляющийся в непонимании моральных оснований
поведения других людей; коммуникативный
эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего
— речевое) за счет пренебрежения различиями
смыслового наполнения понятий и т.п. В целом
эгоцентризм так или иначе связан с
познавательной сферой.
Крайне выраженный эгоцентризм представляет
собой симптом ряда психических заболеваний
(шизофрении, истерии и др.). При этом общение
больных с окружающими искажается настолько, что
собеседник перестает выступать партнером в
разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных
высказываний больного.
Статья опубликована при поддержке службы скорой медицинской помощи "Доктор 03"
(многопрофильный медицинский холдинг "СМ-Клиника". Вызов круглосуточной скорой
помощи в Москве и Подмосковье, неотложная помощь, реанимация, госпитализация,
транспортировка и сопровождение, а также вызов врача на дом и диагностика,
стационар на дому. Заказать обратный звонок, задать вопрос, узнать номер скорой помощи и оставить отзыв Вы
сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.doctor03.ru/.
По мнению ряда психологов, эгоцентризм
представляет собой неотъемлемую особенность
ребенка на ранних этапах психического развития.
В подтверждение этого приводятся конкретные
факты. Например, большинство дошкольников левую
руку стоящего к ним лицом человека называют
правой, так как она ближе к собственной правой
руке ребенка.
Наиболее последовательно идея детского
эгоцентризма развита в работах Ж. Пиаже.
Небезынтересно, что в своей автобиографии сам
Пиаже признавал термин «эгоцентризм» неудачным,
однако именно им он был введен в научный лексикон
в значении, отличном от философско-этического. В
работах Пиаже описано множество проявлений
детского эгоцентризма. Им, в частности,
приводится в качестве примера такой диалог с
малышом-дошкольником:
— Скажи, у тебя есть брат?
— Да, есть. Его зовут Пьер.
— А у Пьера есть брат?
— Нет, у него нет брата.
Четырехлетний ребенок просто не в состоянии
отступить от своей точки зрения и мысленно
встать на позицию брата. Очевидный факт, что он
сам приходится братом Пьеру, ускользает от его
внимания.
Пиаже, в частности, проанализировал феномен так
называемой эгоцентрической речи, которую он
считал проявлением общей эгоцентрической
позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок
говорит лишь со своей точки зрения и не пытается
встать на точку зрения собеседника. Ребенок
полагает, что другие понимают его так же, как он
себя, и потому не пытается сделать свое сообщение
понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками
был также осуществлен ряд психологических
экспериментов над познавательными процессами
ребенка, призванных подтвердить концепцию
детского эгоцентризма. В 60–70-х гг. полученные
данные были подвергнуты критическому пересмотру
многими учеными, указывавшими, что они скорее
свидетельствуют об эгоцентризме
экспериментаторов, неспособных понять и учесть
своеобразную позицию ребенка.
Наиболее аргументированная критика концепции
детского эгоцентризма принадлежит Л.С.
Выготскому. Им, в частности, было показано, что
эгоцентрическая речь выступает одним из этапов
формирования мышления и речи — промежуточным
между громкой устной речью и речью внутренней. То
есть в ходе психического развития
эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается
во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно
Выготскому, не является изначально
предопределенным состоянием, а лишь
характеризует особенности одного из этапов
развития высших психических функций.
В современной психолого-педагогической
литературе эгоцентризм преимущественно
рассматривается как особенность познавательной
сферы ребенка, обусловленная недостаточным
развитием высших психических функций. По мере
становления личности эгоцентризм
преодолевается за счет развития механизма
децентрации.
В ходе взросления, чтобы удовлетворять свои
растущие запросы, ребенку приходится учиться
ладить с окружающими, договариваться, идти на
компромисс. А для этого необходимо понять, что
другому человеку может быть присуща другая точка
зрения. И ребенок, поначалу совершенно
невосприимчивый к этому очевидному факту,
постепенно научается с ним считаться. В
нормальных условиях детский эгоцентризм
изживается к 10–12 годам.
Но бывает, что родители сами замедляют этот
естественный процесс. Столкнувшись в молодости
со многими жизненными трудностями, такие
родители стремятся оградить от них собственных
детей, спешат удовлетворить любые их запросы.
Неудивительно, что так формируется
потребительская жизненная позиция, а окружающие
люди начинают восприниматься растущим ребенком
только как источники благ либо как нежелательные
препятствия.
Однако эгоцентризм в той или иной степени
свойственен любому человеку и может обостряться
под влиянием различных обстоятельств.
Недостатки воспитания, имеющие следствием
несформированность произвольной регуляции
поведения, проявляются в том, что человек бывает
не способен отсрочить удовлетворение какой-либо
потребности и подчиняет этому все свои мысли и
чувства.
Обращает на себя внимание, что в пожилом возрасте
способность к децентрации (учету иных позиций и
точек зрения, нежели собственная) снижается;
пожилые люди нередко становятся эгоцентричны
(хотя далеко не всегда эгоистичны).
Эгоцентризм взрослых людей нередко служит
причиной осложнения межличностных контактов.
Неумение учесть точку зрения другого
оборачивается конфликтами и одиночеством. В
сфере семейного воспитания эгоцентризм
родителей нередко проявляется в приписывании
ребенку своих собственных интересов,
привязанностей, страхов и т.п. Таким образом
ребенку отказывают в проявлениях
индивидуальности, формируют у него пассивную,
зависимую жизненную позицию.
Преодоление эгоцентризма — одна из центральных
задач воспитания. Его важнейший механизм —
формирование у ребенка способности оценивать ту
или иную ситуацию с различных точек зрения,
терпимо относиться к непривычным мнениям и
суждениям.
Сергей СТЕПАНОВ
ЛИТЕРАТУРА
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932,
новое издание — М., 1994.
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные
психологические труды. М., 1969.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского
мышления. М., 1972.
Обухова Л.Ф. Теория Пиаже: за и против. — М.,
1987.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание
сочинений. — Т. 2. М., 1982.
Доналдсон М. Мыслительная деятельность
детей. М., 1985.
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб.
статей /Под ред. Г.В. Бурменской, Л.Ф. Обуховой.
М., 2001. |