Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ

Игра-дискуссия

Данную методику можно использовать на занятиях, посвященных проблемам профессионального и личностного самоопределения, а также осмыслению проблем реального российского общества, в котором выпускникам школы придется искать для себя достойное место.
Цель игры-дискуссии — актуализировать в сознании участников необходимость осмысления проблемы справедливости (и несправедливости) в оценке труда разных специалистов.
Игра проводится с учащимися 8–11 классов или со взрослыми (студентами, слушателями различных курсов и т.п.). По времени она может занять от 40 минут до 1,5 часов и более. Желательно работать в аудитории, где есть обычная доска с мелом.
Процедура игры-дискуссии примерно следующая.
Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует таблицу (см. справа внизу). Ведущий показывает на доске, как лучше ее оформить.
В графах «профессии» ведущий предлагает участникам вписать одинаковые для всех профессии — их и будут обсуждать в игре (в нашем примере использованы следующие профессии: уборщица в обычной больнице, уборщица в коммерческом банке и педагог-психолог).
В таблице каждый участник самостоятельно проставляет, сколько, с его точки зрения, работники этих профессий зарабатывают реально и сколько они должны были бы зарабатывать по справедливости. Например, реальная зарплата «уборщицы в больнице» — 700 рублей, «уборщица в коммерческом банке» зарабатывает 1500 рублей, а «педагог-психолог» — 1400 рублей.
Далее каждый участник в графе «универсальные критерии оплаты» выписывает то, что, по его мнению, должно стать основой для справедливой оценки труда самых разных работников. Например, время работы, уровень образования, стаж, хорошие отношения с начальством.
После этого ведущий может либо собрать листочки для последующего анализа (результаты такого анализа можно было бы сообщить учащимся после небольшого перерыва или сравнить с мнениями и оценками участников игры уже после ее завершения, проведя аналогичную работу с заполнением листочков), либо оставить листочки участникам, чтобы они могли опираться на свои оценки и критерии в ходе дальнейшей работы.
Далее возможны разные варианты продолжения работы с группой.
Первый вариант. Ведущий, постоянно обращаясь к участникам, спрашивает, какие оценки и какие критерии выписать в таблице на доске? При этом у участников могут быть разные мнения. Задача ведущего — не навязывать своих мнений и оценок, а организовать совместное обсуждение. Роль ведущего на данном этапе — быть «статистом», задающим уточняющие (или даже провоцирующие) вопросы и кратко отражающим на доске мнение большинства.
После того как общими усилиями обозначены «универсальные критерии», по каждому критерию оценивается каждая профессия с точки зрения «справедливой оплаты труда». Например, используется 5-балльная шкала, когда наибольший балл проставляется той профессии, которая больше соответствует требованиям данного критерия.
Можно даже использовать «коэффициент значимости» отдельных критериев. Например, те критерии, которые значимы, помечаются знаком «х», а потом соответствующие баллы умножаются на 2.
Далее по каждой профессии просчитывается итоговый балл, что позволяет сравнить несколько профессий и, соответственно, сравнить полученные результаты с «реальными» зарплатами данных работников.
Часто оказывается так, что профессии, реально оплачиваемые заметно ниже других, «по справедливости» признаются наиболее важными и требующими значительного увеличения заработков. Можно выразить все это в пропорциях, более наглядно показывающих абсурдность реальной ситуации, связанной с оплатой труда.
Подобный вариант игры бывает достаточно сумбурным, но зато позволяет участникам выразить свое отношение к проблеме не только «рассудочно», но и «эмоционально-чувственно», что для рефлексии своей позиции не всегда бывает плохо.
Второй вариант. Участники делятся на микрогруппы (по 5–7 человек), в каждой микрогруппе обсуждается свой вариант таблицы (она заполняется общими усилиями с соответствующим обсуждением), а затем представители от каждой микрогруппы делают краткие доклады, которые сравниваются и обсуждаются уже всеми участниками игры-дискуссии.
Для организации такого варианта игры важно все рассчитать по времени: обсуждение в микрогруппах и доклады должны быть строго регламентированы. Очень важно компактно отражать основные идеи каждой микрогруппы, для чего лучше даже выписать их на доске (для каждой микрогруппы — на своей части доски).
Заметим, что игра не предполагает строгой, «объективной» и тем более «окончательной» оценки значимости труда работников разных профессий. Ее смысл — актуализировать саму проблему справедливости зарплаты, ведь, как уже не раз отмечалось, именно чувство справедливости — важнейшая основа для развития чувства собственного достоинства человека в труде.
В ходе обсуждения могут возникать довольно интересные и даже противоречивые (парадоксальные) критерии оценивания «вклада» различных работников и оценки их труда. Условно можно выделить следующие «линии противоречий» при выделении и обсуждении подобных критериев.
1. Творческий характер труда, с одной стороны, и монотонный, рутинный труд, с другой стороны. Многие хотели бы считать себя «творцами», но ведь кто-то должен выполнять и примитивную работу. И далеко не всегда занимаются такой примитивной работой люди с невысоком уровнем интеллекта: нередко примитивной работой должны (по разным причинам) заниматься достаточно умные и благородные люди. Тогда спрашивается: быть может, таким благородным и умным людям надо платить повышенную зарплату за то, что они тратят свои таланты на рутинный, но общественно полезный труд, не реализуя свой творческий потенциал? И наоборот, те, кому посчастливилось выполнять творческую работу, уже этим должны быть счастливы, и их заработок должен быть меньше...
2. Труд, явно полезный для общества, с одной стороны, и общественно презираемый, но пока еще (на данном этапе развития общества) реально необходимый многим, с другой стороны. Например, «труд» проститутки, которую все «презирают», но услугами которой часто многие, даже вполне солидные люди, пользуются. Или «труд» различных вымогателей, спекулянтов, сам факт существования которых свидетельствует о том, что в их услугах нуждаются многие доверчивые люди. Быть может, вполне справедливо то, что мошенники нередко зарабатывают больше, чем честные труженики? Следует признать, что в общественном сознании образы выдающихся прохиндеев нередко весьма популярны (например, образ Остапа Бендера).
3. Труд, признаваемый большинством людей в качестве «полезного», с одной стороны, и труд, который с точки зрения большинства «бесполезен», хотя объективно он и способствует общественному развитию. Например, труд ученого-теоретика большинством современников явно недооценивается, хотя избранные специалисты (которых очень мало) этого ученого считают гением. Если уж человек хочет хорошо зарабатывать и хорошо жить, то ему следует заняться тем, что «понятно» большинству и может ими быть по-настоящему оценено. Если же высококлассный специалист (гений культуры) позволяет себе такую «роскошь», как опережать в творческом развитии большинство своих современников и соотечественников, то, быть может, и расплачиваться за это он должен маленьким заработком и неизвестностью?
4. Труд, невысоко оцениваемый в данном обществе или на данном предприятии, с одной стороны, и этот же труд, но высоко оцениваемый в другом обществе (государстве) или на другом предприятии, с другой стороны. Быть может, и получать должен больше тот работник, который сумеет найти организацию (или государство), где его труд больше и лучше оценивают?
5. Плохой работник, научившийся выгодно «продавать» себя на «рынке труда» и, соответственно, получающий большую зарплату, с одной стороны, и отличный профессионал, который не умеет «выгодно» продавать себя на «рынке труда» и, соответственно, получающий маленькие деньги, с другой стороны. Быть может, так и должно быть, ведь важен не сам труд, а как он продается...
Естественно, выделенные выше парадоксы на рынке труда предназначены не для дискредитации честного и квалифицированного работника, а лишь для провоцирования открытой дискуссии. В такой дискуссии главной задачей ведущего (психолога) является не формирование у учащихся правильной точки зрения, а формирование самой готовности к обсуждению столь непростой и злободневной проблемы, как справедливость в оценке и оплате труда.

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕННОЙ ТАБЛИЦЫ

Для оценки соответствия профессии и критериев труда
используется условная 5-балльная шкала.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
факультет психологии МГУ,
г. Москва