КОМУ НУЖЕН ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ?
Ты узнаешь свою истинную меру и
по ней будешь подбирать одежду своему уму.
Дж. Д. Сэлинджер.
"Над пропастью во ржи"
Вопрос о функциональных обязанностях
практического психолога остается дискуссионным
в течение всего времени существования самой
практической психологии.
Что касается психолога в образовании, то поле его
деятельности — скорее не поле, а целина, в том
смысле, что не совсем понятно, что делать, с
помощью каких средств и что должно получиться в
конце. Проблема места психолога в школе
неоднократно обсуждалась на страницах нашей
газеты. В частности, организационным и
содержательным вопросам психологической службы
был посвящен один из номеров «Школьного
психолога» (№ 17, 2002) накануне всероссийского
совещания «Служба практической психологии в
системе образования России. Итоги и
перспективы», проходившего в июне 2002 года.
Бросается в глаза разнообразие, а порой и
противоречивость точек зрения. Автор одной из
публикаций точно подметил, что если на вопрос,
зачем психолог в школе, существует много ответов,
то это означает, что ответа нет вовсе.
К сожалению, это характеризует практическую
психологию образования не только как
развивающуюся (то есть постоянно обогащающуюся
новыми сведениями) область знания, но и как еще не
родившуюся, а лишь зарождающуюся.
Наивно рассчитывать на быстрое и одновременно
успешное разрешение сложившейся ситуации, но
хочется обратить внимание на ту ее сторону,
которая в силу ряда причин не стала объектом
специального анализа.
ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Хрестоматийную известность получил
классический психологический опыт. Испытуемого
просили с закрытыми глазами начертить отрезок
длиной в 10 см. После каждой попытки ему
сообщалось, верно или неверно он выполнил
задание; при этом о характере ошибки
умалчивалось. Достижение заданного результата
было случайным и крайне редким. Если испытуемому
сообщалось о характере ошибки и он таким образом
знал, следует ему укорачивать или удлинять
отрезок, то имел место прогресс в достижении
поставленной цели.
Этот опыт обычно приводят для иллюстрации
функции обратной связи в обучении. Обращением к
этому опыту хочется предварить разговор о
важности для психолога обратной связи в его
работе при определении роли и места
психологического звена в структуре
образовательного процесса.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Сегодня ситуация в практической психологии
образования такова: сколько существует моделей
школьной психологической службы, столько же
существует и возможных вариантов понимания ее
содержания. Рассчитывать на серьезные изменения
в плане самоопределения данной службы в
ближайшее время не приходится. На то есть по
крайней мере две причины: объективная и
субъективная.
Объективной является нестабильная ситуация в
российском образовании. Соответственно
постоянно меняются и требования к психологам
образования.
Субъективный фактор представлен установками
работающего в школе психолога. Один психолог
проводит тренинги, другой упражняется в
диагностике, третий что-то корректирует и т.д.
Каждый по-своему прав и по-своему не прав.
Таким образом, круг замкнулся: содержательная и
организационная неопределенность
психологической службы образования заложена
внутри самого образования. А прибавьте к этому
развитие психологической науки, поставляющей
новые факты, методы диагностики и воздействия на
людей.
В ситуации, когда задача оказывается
неразрешимой традиционными способами, а именно к
таковым могут быть отнесены поиски
функциональных обязанностей школьного
психолога самими психологами и отчасти
педагогами, следует посмотреть на задачу с
другой, необычной стороны. В данном случае — со
стороны не взрослого, а ребенка.
Врач лечит то, что болит, строитель строит такой
дом, который задуман архитектором, психолог
делает то, что он считает нужным
делать. А ребенку это нужно? В образовании два
главных действующих лица — учитель и ученик, и
все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь
ребенку усвоить необходимые сведения об
окружающем мире. Психолог призван всячески
способствовать в этом каждому ученику. Вроде бы
все логично, но противоречие видится в том, что
психолог далеко не всегда готов оказывать ту
помощь ребенку, которая ему действительно
необходима.
ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА
Современные дети привыкли к психологу в школе,
визит к которому для них сродни беседе с классным
руководителем. Во всяком случае, угроза отвести к
психологу в случае непослушания не
воспринимается ребенком как нечто страшное,
имеющее нежелательные последствия. Дети не
испытывают страха перед психологом, но в то же
время не готовы и откровенничать с ним. Опыт
показывает, что отношение к психологу находится
в прямой зависимости от возраста, а вернее, от
личностной зрелости ребенка.
Наивно ожидать от пятиклассника, что, оказавшись
побитым в прямом или переносном смысле своим
одноклассником, он обратится к психологу. Он
скорее ответит обидчику тем же, чем значительно
увеличит вероятность своего появления перед
очами школьного психолога. В этом возрасте дети
не видят принципиальных отличий между
выполнением обычных учебных и психологических
заданий.
Став постарше, они воспринимают психолога как
человека, оценивающего их умственные или иные
способности, проверяющего их «на психость». При
этом они, хотя и с удовольствием отвлекаются от
привычных школьных занятий, продолжают
воспринимать психолога как человека, чем-то
очень похожего на учителя. Проще говоря, они не
понимают, какую пользу могут извлечь из общения с
психологом. Дети могут умолять психолога
«провести что-нибудь еще», не проявляя в
дальнейшем ни малейшего интереса к полученным
результатам.
И только старшеклассники (да и то не все)
обращаются к психологу за помощью в выборе
профессии или в случае возникновения у них каких-либо
школьных проблем. Честно говоря, такие обращения
бывают не часто и тем отчетливее врезаются в
память.
Типичным для учащихся является представление
своих проблем в обезличенной форме, когда
молодые люди спрашивают, как следует поступить в
той или иной ситуации. На некоторые вопросы
далеко не всегда можно дать готовый ответ. Что
можно ответить ребенку, обратившемуся к
психологу с вопросом: «Имеет ли человек право
уйти из дома, если не разделяет образа жизни
своих близких?» (Вопрос был написан на листочке,
на котором анонимно заполнялась одна из
психологических анкет.) Понимаю, что это — уже не
вопрос и не к психологу, а вопль, который не
слышат те, кому предписано слышать шепот. Это
только говорят, что не бывает безвыходных
ситуаций. Подскажите выход.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
С целью разобраться, чего ждут от психолога в
образовании дети и педагоги, мне пришлось
попросить их дать развернутый ответ на вопрос:
«Что делает психолог?» Ответы
старшеклассников в зависимости от выделенных
ими направлений работы могут быть условно
разделены на три группы:
1) психолог успокаивает, помогает справиться с
трудностями, может поговорить с родителями (в том
смысле, что укажет им на их ошибки и промахи);
2) психолог изучает, наблюдает, сравнивает данные;
3) психолог рассказывает нам, какие мы есть на
самом деле.
Конечно, в нашем случае нельзя не учитывать роль
личного опыта детей, с которыми не занимались
прямой коррекцией интеллектуального развития.
На ответы детей также повлияли проводимые с ними
развивающие занятия и беседы о явлениях и
механизмах психического. Кроме того, наши дети
проходили различную диагностику.
Общение со старшеклассниками недвусмысленно
свидетельствует об их знакомстве с популярной
психологической литературой.
Однако, несмотря на все сделанные оговорки, не
мешает прислушаться к мнению детей и, может быть,
внести соответствующие коррективы в задачи и
направления психологической работы.
КОРРЕКЦИЯ ПЛАНОВ
При обсуждении вопроса о функциональных
обязанностях психолога мы опираемся на
представления о том, чего ждут от психолога
педагоги и родители. Взрослых, естественно,
интересует, по каким программам и учебникам
следует учиться их детям, как справляться с
нежеланием детей заниматься, можно ли изучать
сразу три иностранных языка. Эти и многие другие
вопросы постоянно адресуются психологам,
работающим в школе, они поднимаются на страницах
психолого-педагогических журналов и газет.
Подобные вопросы, безусловно, очень важны и ждут
своего разрешения. Но... детям нужно не это, или,
вернее сказать, не только это. К сожалению, у
психологов нередко не остается времени, а может
быть, и желания пообщаться с учениками своей
школы на волнующие и интересующие их темы.
После недавно проведенного в нашей гимназии
первого семинара для одаренных учеников их
попросили написать, чем бы им хотелось заняться
на следующем семинаре. Подавляющее большинство
участников пожелали побольше узнать о способах
улучшения памяти, механизмах влияния людей друг
на друга и т.п.
В настоящее время в некоторых школах введен курс
психологии. Однако содержание такого курса
целиком определяется конкретным психологом, так
как соответствующей обязательной программы не
существует. Кроме того, для самоопределения
детям явно недостаточно общих представлений о
психике, им хочется получить знания прежде всего
о себе.
В ОЖИДАНИИ ОТВЕТА
Имеем ли мы право не учитывать пожелания наших
учеников и по-прежнему решать поставленные нами
же задачи — диагностировать, корректировать,
консультировать? На сегодняшний день у меня нет
готового ответа на этот вопрос, но если низы не
хотят жить по-старому, то это — один из признаков
неблагополучной ситуации. И те сведения, которые
мы получаем от детей, нам необходимы для того,
чтобы лишний раз задать вопрос: «А для чего нужен
в школе психолог?» От того, как мы ответим на этот
главный вопрос, будет зависеть и решение
конкретных проблем, в частности —
функциональных обязанностей школьного
психолога.
Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог гимназии 1541, г. Москва |