Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2003


ГИЛЬДИЯ

КОМУ НУЖЕН ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ?

Ты узнаешь свою истинную меру и
по ней будешь подбирать одежду своему уму.

Дж. Д. Сэлинджер.
"Над пропастью во ржи"

Вопрос о функциональных обязанностях практического психолога остается дискуссионным в течение всего времени существования самой практической психологии.
Что касается психолога в образовании, то поле его деятельности — скорее не поле, а целина, в том смысле, что не совсем понятно, что делать, с помощью каких средств и что должно получиться в конце. Проблема места психолога в школе неоднократно обсуждалась на страницах нашей газеты. В частности, организационным и содержательным вопросам психологической службы был посвящен один из номеров «Школьного психолога» (№ 17, 2002) накануне всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», проходившего в июне 2002 года. Бросается в глаза разнообразие, а порой и противоречивость точек зрения. Автор одной из публикаций точно подметил, что если на вопрос, зачем психолог в школе, существует много ответов, то это означает, что ответа нет вовсе.
К сожалению, это характеризует практическую психологию образования не только как развивающуюся (то есть постоянно обогащающуюся новыми сведениями) область знания, но и как еще не родившуюся, а лишь зарождающуюся.
Наивно рассчитывать на быстрое и одновременно успешное разрешение сложившейся ситуации, но хочется обратить внимание на ту ее сторону, которая в силу ряда причин не стала объектом специального анализа.

ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Хрестоматийную известность получил классический психологический опыт. Испытуемого просили с закрытыми глазами начертить отрезок длиной в 10 см. После каждой попытки ему сообщалось, верно или неверно он выполнил задание; при этом о характере ошибки умалчивалось. Достижение заданного результата было случайным и крайне редким. Если испытуемому сообщалось о характере ошибки и он таким образом знал, следует ему укорачивать или удлинять отрезок, то имел место прогресс в достижении поставленной цели.
Этот опыт обычно приводят для иллюстрации функции обратной связи в обучении. Обращением к этому опыту хочется предварить разговор о важности для психолога обратной связи в его работе при определении роли и места психологического звена в структуре образовательного процесса.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Сегодня ситуация в практической психологии образования такова: сколько существует моделей школьной психологической службы, столько же существует и возможных вариантов понимания ее содержания. Рассчитывать на серьезные изменения в плане самоопределения данной службы в ближайшее время не приходится. На то есть по крайней мере две причины: объективная и субъективная.
Объективной является нестабильная ситуация в российском образовании. Соответственно постоянно меняются и требования к психологам образования.
Субъективный фактор представлен установками работающего в школе психолога. Один психолог проводит тренинги, другой упражняется в диагностике, третий что-то корректирует и т.д. Каждый по-своему прав и по-своему не прав.
Таким образом, круг замкнулся: содержательная и организационная неопределенность психологической службы образования заложена внутри самого образования. А прибавьте к этому развитие психологической науки, поставляющей новые факты, методы диагностики и воздействия на людей.
В ситуации, когда задача оказывается неразрешимой традиционными способами, а именно к таковым могут быть отнесены поиски функциональных обязанностей школьного психолога самими психологами и отчасти педагогами, следует посмотреть на задачу с другой, необычной стороны. В данном случае — со стороны не взрослого, а ребенка.
Врач лечит то, что болит, строитель строит такой дом, который задуман архитектором, психолог делает то, что он считает нужным делать. А ребенку это нужно? В образовании два главных действующих лица — учитель и ученик, и все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребенку усвоить необходимые сведения об окружающем мире. Психолог призван всячески способствовать в этом каждому ученику. Вроде бы все логично, но противоречие видится в том, что психолог далеко не всегда готов оказывать ту помощь ребенку, которая ему действительно необходима.

ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА

Современные дети привыкли к психологу в школе, визит к которому для них сродни беседе с классным руководителем. Во всяком случае, угроза отвести к психологу в случае непослушания не воспринимается ребенком как нечто страшное, имеющее нежелательные последствия. Дети не испытывают страха перед психологом, но в то же время не готовы и откровенничать с ним. Опыт показывает, что отношение к психологу находится в прямой зависимости от возраста, а вернее, от личностной зрелости ребенка.
Наивно ожидать от пятиклассника, что, оказавшись побитым в прямом или переносном смысле своим одноклассником, он обратится к психологу. Он скорее ответит обидчику тем же, чем значительно увеличит вероятность своего появления перед очами школьного психолога. В этом возрасте дети не видят принципиальных отличий между выполнением обычных учебных и психологических заданий.
Став постарше, они воспринимают психолога как человека, оценивающего их умственные или иные способности, проверяющего их «на психость». При этом они, хотя и с удовольствием отвлекаются от привычных школьных занятий, продолжают воспринимать психолога как человека, чем-то очень похожего на учителя. Проще говоря, они не понимают, какую пользу могут извлечь из общения с психологом. Дети могут умолять психолога «провести что-нибудь еще», не проявляя в дальнейшем ни малейшего интереса к полученным результатам.
И только старшеклассники (да и то не все) обращаются к психологу за помощью в выборе профессии или в случае возникновения у них каких-либо школьных проблем. Честно говоря, такие обращения бывают не часто и тем отчетливее врезаются в память.
Типичным для учащихся является представление своих проблем в обезличенной форме, когда молодые люди спрашивают, как следует поступить в той или иной ситуации. На некоторые вопросы далеко не всегда можно дать готовый ответ. Что можно ответить ребенку, обратившемуся к психологу с вопросом: «Имеет ли человек право уйти из дома, если не разделяет образа жизни своих близких?» (Вопрос был написан на листочке, на котором анонимно заполнялась одна из психологических анкет.) Понимаю, что это — уже не вопрос и не к психологу, а вопль, который не слышат те, кому предписано слышать шепот. Это только говорят, что не бывает безвыходных ситуаций. Подскажите выход.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

С целью разобраться, чего ждут от психолога в образовании дети и педагоги, мне пришлось попросить их дать развернутый ответ на вопрос: «Что делает психолог?» Ответы старшеклассников в зависимости от выделенных ими направлений работы могут быть условно разделены на три группы:
1) психолог успокаивает, помогает справиться с трудностями, может поговорить с родителями (в том смысле, что укажет им на их ошибки и промахи);
2) психолог изучает, наблюдает, сравнивает данные;
3) психолог рассказывает нам, какие мы есть на самом деле.
Конечно, в нашем случае нельзя не учитывать роль личного опыта детей, с которыми не занимались прямой коррекцией интеллектуального развития.
На ответы детей также повлияли проводимые с ними развивающие занятия и беседы о явлениях и механизмах психического. Кроме того, наши дети проходили различную диагностику.
Общение со старшеклассниками недвусмысленно свидетельствует об их знакомстве с популярной психологической литературой.
Однако, несмотря на все сделанные оговорки, не мешает прислушаться к мнению детей и, может быть, внести соответствующие коррективы в задачи и направления психологической работы.

КОРРЕКЦИЯ ПЛАНОВ

При обсуждении вопроса о функциональных обязанностях психолога мы опираемся на представления о том, чего ждут от психолога педагоги и родители. Взрослых, естественно, интересует, по каким программам и учебникам следует учиться их детям, как справляться с нежеланием детей заниматься, можно ли изучать сразу три иностранных языка. Эти и многие другие вопросы постоянно адресуются психологам, работающим в школе, они поднимаются на страницах психолого-педагогических журналов и газет. Подобные вопросы, безусловно, очень важны и ждут своего разрешения. Но... детям нужно не это, или, вернее сказать, не только это. К сожалению, у психологов нередко не остается времени, а может быть, и желания пообщаться с учениками своей школы на волнующие и интересующие их темы.
После недавно проведенного в нашей гимназии первого семинара для одаренных учеников их попросили написать, чем бы им хотелось заняться на следующем семинаре. Подавляющее большинство участников пожелали побольше узнать о способах улучшения памяти, механизмах влияния людей друг на друга и т.п.
В настоящее время в некоторых школах введен курс психологии. Однако содержание такого курса целиком определяется конкретным психологом, так как соответствующей обязательной программы не существует. Кроме того, для самоопределения детям явно недостаточно общих представлений о психике, им хочется получить знания прежде всего о себе.

В ОЖИДАНИИ ОТВЕТА

Имеем ли мы право не учитывать пожелания наших учеников и по-прежнему решать поставленные нами же задачи — диагностировать, корректировать, консультировать? На сегодняшний день у меня нет готового ответа на этот вопрос, но если низы не хотят жить по-старому, то это — один из признаков неблагополучной ситуации. И те сведения, которые мы получаем от детей, нам необходимы для того, чтобы лишний раз задать вопрос: «А для чего нужен в школе психолог?» От того, как мы ответим на этот главный вопрос, будет зависеть и решение конкретных проблем, в частности — функциональных обязанностей школьного психолога.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог гимназии 1541, г. Москва