ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг
СПб.: Речь, 2001
Казалось бы, за последние годы на русском языке
вышло более чем достаточно зарубежных учебников
по психологии. На страницах «Школьного
психолога» почти все они получили оценку
рецензентов — иногда явно позитивную, иногда
сдержанную, иногда содержащую изрядную долю
справедливой критики. Однако из общего ряда
учебник Глейтмана, Фридлунда и Райсберга
все-таки выпадает. И дело не только в его объеме
(согласитесь, 1247 страниц — это не шутка), а в
особом всестороннем и многомерном охвате
психологической проблематики.
Когда учебник пишется несколькими авторами, как
правило, используется такая технология: между
ними распределяются главы и каждый
самостоятельно прописывает свой «кусок». При
этом, правда, довольно часто книга оказывается
мозаичным набором разностилевых и порой
трудносовместимых частей. Подобную претензию к
«Основам психологии», созданным тремя авторами,
предъявить трудно. Можно только предполагать,
сколько сил, времени, подлинного сотрудничества
вложено в эту книгу. Это стало залогом появления
целостного и согласованного фундаментального
труда.
Откровенно говоря, начинаешь завидовать
упорству и потрясающей эрудиции американских
авторов, сумевших представить так целостно
психологические знания. К сожалению, учебника по
психологии подобного масштаба в нашей стране не
написал еще никто. Добиться гармоничного
сочетания описания классических теорий и
результатов новейших исследований с анализом
тех и других, а порой и с глубокой и
аргументированной критикой — очень непросто.
Эта книга — своеобразная энциклопедия
современной психологии, в которой проведена
старательная и кропотливая работа над тем, чтобы
ни один вопрос, который мог бы возникнуть у
читателя, не оказался без ответа. Вместе с тем,
как указывают сами авторы, в своей книге они
хотели дать ответы на пять основных вопросов: как
люди ведут себя? Как они осознают окружающий мир?
Как они взаимодействуют между собой? Как они
развиваются? Чем они отличаются друг от друга? И
учебник отвечает на эти вопросы. Отвечает ясно,
ярко, интересно и в то же время по-настоящему
научно. Но вот тут-то и приходит время
приготовить традиционную ложку дегтя.
Книга действительно глубоко научна, но
по-американски. Это именно в американской
традиции уделять очень много внимания
биологическим основам поведения человека. И уж
совсем непривычен для российского читателя
взгляд авторов, рассматривающих все другие
концепции и подходы через призму
необихевиоризма.
В учебнике очень много фактического материала,
далеко не всегда известного российским
читателям. Но вот что обидно — в этом огромном
американском учебнике даже не упоминается
концепция культурно-исторического развития
высших психических функций Л.С. Выготского!
Общий вывод таков: хорошо, что такая книга
появилась. Российским психологам она будет очень
полезна. И не только студентам, но и тем, кто уже
активно занимается психологической практикой.
Игорь ВАЧКОВ |